$ - 58.1290
€ - 69.7664

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Не привидение, а домушник

Обучать бизнесу со школьной скамьи

Обедать! И причём бесплатно...

Мегаполис

Вызов брошен. Урбанисты отвечают


Московский урбанистический форум, который в этом году уже в седьмой раз собрал ведущих экспертов в области градостроительства, архитектуры и стратегического планирования мегаполисов, нынче впервые разместился на ВДНХ, заняв площадь в три раза больше прежнего.

В два раза выросло число участников, достигнув цифры 11 тысяч человек. Деловую программу конгресса обеспечили 414 спикеров мирового класса, в том числе 124 специалиста приехали из-за рубежа. Лекции, панельные дискуссии, "круглые столы", экспериментальные лаборатории, презентация проектов, выставочная экспозиция... Рекордным было и количество стендов - 31. Фестивальная программа, рассчитанная на широкую публику, проходила на 28 площадках.

Из хрущёвки - в высотку

Представляете масштаб? Международный форум, посвященный вызовам развития глобальных мегаполисов, действительно стал мега-событием в области урбанистики. Популярность ему обеспечила повестка - "Эпоха агломераций. Новая карта мира". Вопрос формирования городских агломераций как новых территориальных субъектов эксперты считают сегодня самым актуальным. Специалисты мирового класса обсуждали, как растут Токио, Сеул, Нью-Йорк, Лондон, Пекин, Шанхай, Буэнос-Айрес. Передовые наработки потом перенесут на российские территории - ведь за опытом в столицу России приехали сити-менеджеры крупнейших городов страны, планировщики, руководители финансовых и строительных компаний.
Обычному горожанину, озабоченному тем, как вовремя на общественном транспорте добраться до работы, где с семьей прогуляться в выходной день, недалеко от дома купить продукты, конгрессы градостроителей порой кажутся пустой тратой бюджетных денег. Да и само слово "урбанистика" - всего лишь новомодным термином. "Делом надо заниматься, а не речи говорить", - вполне распространенная позиция обывателя.
У москвичей, которые с 6 по 12 июля побывали в павильоне №75 ВДНХ, был шанс увидеть урбанистику в действии. Самым популярным оказался шоу-рум, посвященный программе реновации - по ней жителей московских хрущевок переселяют в новые дома. На всеобщее обозрение выставили макет первого этажа нового жилого дома (в натуральную величину!) с четырьмя квартирами. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, за основу нового квартала по проекту реновации взят так называемый урбан-блок, или ячейка. Она не обязательно квадратная, может быть и круглой, и треугольной формы. Суть в том, что всегда выделен наружный и внутренний периметр, то есть публичное и приватное пространство. Возле шоу-рума всегда было многолюдно. Реновация затрагивает тысячи семей, и всем любопытно, как будет выглядеть их новое жилье, какие отделочные материалы планируют использовать.
Посетил этот стенд и глава Администрации Уфы Ирек Ялалов, которого оргкомитет пригласил принять участие в форуме. Он отметил, что это жилье очень достойное - квартиры имеют достаточно большую площадь. И подчеркнул, что людей переселяют не на окраины, а в высотки в тех же микрорайонах.
На совместном стенде Минстроя России и КБ "Стрелка" показали, как в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу-2018 благоустроят 40 российских городов. Представили крытый тематический парк "Остров мечты", который возведут в живописной Нагатинской пойме на участке в сто гектаров, а также проекты крупных транспортно-пересадочных узлов, стадиона "Лужники".
В ходе форума организовали экспериментальные лаборатории "Качество городской среды", "Будущее мобильности", "Комфортное жилье будущего". Открытая программа была посвящена городским сообществам, частным инициативам и проектам, меняющим жизнь города - в режиме нон-стоп шли дискуссии, публичные лекции и интервью звездных спикеров, воркшопы, беговые экскурсии, концерты, выставка стрит-арта, питч-сессии стартапов.
Города прирастают окрестностями
Вернемся к деловой программе. Пленарное заседание посвятили теме "Агломерации как глобальный управленческий вызов". Сегодня 600 крупнейших городов планеты генерируют более половины мирового ВВП. В них концентрируются ресурсы - экономические и человеческие, они увеличивают свой потенциал за счет окрестностей, и все это делает именно современную агломерацию драйвером экономики.
Экс-мэр Лондона Кен Ливингстон подчеркнул:
- В развитии городских агломераций важнейшую роль играют не только инвестиции, но и эффективность управления. Города - наше будущее, и мэры - наша лучшая надежда на будущее. Нет лучшего способа решения проблем страны, чем решение их на уровне мэров.
Более того, урбанисты уверены, что агломерации вскоре перекроят карту - на смену политической придет функциональная география. То есть границы между странами уже не будут играть существенной роли. Главными станут связи, транспортная, энергетическая, коммуникационная инфраструктуры которые возникнут между мегаполисами. Этот скелет и будет опорой мироустройства.
В сказанное, может быть, трудно поверить. Но ведь примеры тому уже есть. Профессор Школы государственного управления имени Ли Куан Ю (Сингапур) Параг Ханна обратился к восточному побережью США, где агломерации объединяют не только города, но и соседние страны - США, Канаду, Мексику. А рост ВВП крупнейших агломераций Китая превышает ВВП Индии. Ханна назвал мир будущего Pax Urbanica - города в нем будут играть ведущую роль.
Мэр Стамбула Кадир Топбаш говорил о важности общественного транспорта. По его мнению, главные инвестиции должны идти в транспорт и экологию. В пример привел Стамбульский канал, который обеспечит экологическую безопасность Босфора и улучшит транспортную ситуацию в городе. Децентрализацию развития мегаполиса, его полицентричность Кадир Топбаш называет приоритетами развития.
Позднее, по возвращении в Уфу, Ирек Ялалов прокомментировал данный момент дискуссии. Он заявил о необходимости регламентировать автомобильный трафик в столице республики, увязав это с развитием прилегающих территорий.
- У нас самый прореженный город. Утром въезжает 100 тысяч человек и выезжает столько же. Мы должны грамотно планировать вопросы урбанистики, в 2018 году принять генеральный план. И он должен быть жизненным, все должно быть привязано к историческим коридорам города, а не к фантазии архитекторов, - заявил глава Администрации Уфы.
В Лондоне, скажем, только раз в год пробки - в Рождество, когда всем можно выезжать на своем автомобиле. В остальные дни - жесткий регламент. Надо и нам к этому стремиться.

Назад, в Советский Союз

Центральным событием второго дня стала конференция "Опорные агломерации России и пространственная стратегия страны". Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Козак в своем докладе остановился на двух масштабных проектах. Первый посвящен стратегии пространственного развития страны. Необходимо определить перспективы каждого субъекта, увеличить точки экономического роста. На создание социальной и производственной инфраструктуры уже выделено 5 триллионов рублей. Второй проект ставит целью сделать так, чтобы жителям было комфортно в городе. Как этого добиться? Например, путем создания "Умного города".
Фред Баккер и Антуан ван Агтмаэль, авторы книги "Самые умные места на Земле. Почему ржавые пояса становятся новыми горячими точками глобальных инноваций", обратили внимание на потенциал бывших индустриальных зон. Они вполне могут получить второе рождение. Если на территории бывших промышленных зон свои офисы разместят крупные технологические корпорации, подключатся стартапы, то "ржавые пояса" трансформируются в "умные" - производителей передовых интеллектуальных продуктов.
В работе конференции принял участие Ирек Ялалов. В своем выступлении глава Администрации Уфы отметил, что после всех платежей в крупных городах остается лишь 8-10 процентов ресурсов.
- За последние два года Уфа заключила соглашения о побратимстве с тремя китайскими городами. Там бюджетная политика выстроена следующим образом: по 33 процента отдается в правительство региона и перечисляется в Пекин, а треть остается в городе, - сообщил Ирек Ишмухаметович. - Если брать Уфу, то на сегодня треть средств остается в республике, около 10 процентов - в городе, все остальное уходит в федеральный центр.
Вернуться к эпохе Советского Союза, когда федеральный центр финансировал приоритетные инфраструктурные проекты в городах-миллионниках, призвал Ирек Ялалов. Он напомнил, что прежде, в советские времена, в Уфе строительство трамвайных путей, мостовых сооружений и прочих объектов инфраструктуры шло на федеральные средства.
Ирек Ялалов считает, что сейчас российские мегаполисы находятся на хороших стартовых позициях и в случае серьезной методологической и финансовой поддержки будут динамично развиваться.

Мила ДОРОШЕВИЧ.

Дата создание новости 14-07-2017   Коментарии (0)   Просмотров: 207     Номер: 56(13132)     Версия для печати


Добавить коментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении:


Что нужно изменить в работе общественного транспорта?

- Нужно больше больших комфортабельных автобусов, убрать «ПАЗики» и «Газельки»
- Нужно развивать электротранспорт, расширить его сеть
- Текущее состояние вполне пристойное

 
© 2017, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.