$ - 93.2918
€ - 99.5609

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Городские почеркушки

Уфимская мозаика


Уфимская мозаика

На днях встретила приятельницу. Обычно бодрая, веселая женщина выглядела не лучшим образом.

- Устала. В отпуск пора,- пожаловалась она. - A тут ещё этот монотонный стук из соседней квартиры доконал. Вторую неделю от рассвета до заката стучат. В голову невольно полезли мысли о барабашке. Оказалось, что у соседа идёт ремонт. Стены в ванной комнате облицовывают не традиционным кафелем, а украшают мозаичным панно. Как пояснил сосед-новатор, он устал от стандартного пластика и бетона. Желает любоваться интерьером, в котором присутствует подлинное творчество, более оригинальное и глубокое.
У богатых свои причуды. В мире нуворишей мозаика стала весьма модной отделочной технологией для интерьера личных апартаментов.
Увы, но некогда монументальная живопись становится ширпотребом. Почти нет художников, знакомых со сложной техникой исполнения мозаичного панно. Нет производственной базы, где бы изготавливалась смальта или керамические плитки. Более того, в последние годы начали демонтировать мозаичные панно с фасадов городских зданий. Например, при реконструкции здания бывшего треста КПД исчезла картина из кусочков природных материалов «Горлица» художника Александра Пантелеева, в лету канули мозаики с фасадов бывшего Витаминного завода, 22-ой больницы. В эти дни на улице Аксакова со стены агрегатного завода сбивают смальту с красочного панно, некогда украшавшего стену предприятия. Реставраторы говорят, что панно, которому уже за пятьдесят, стареет и смальта в любой момент может отвалиться. Правда, обещают, что мозаика будет восстановлена.
Это мы уже проходили. Вспомним реконструкцию железнодорожного вокзала. По новому проекту вестибюль первого этажа должен был стать современным, в стиле хайтек. Три панно, созданные в семидесятые годы прошлого века монументалистом Петром Хромовым оказались под угрозой уничтожения как идущие вразрез с общей стилистикой обновлённого транспортного узла. Художники и активисты республики забили тревогу, обеспокоенные возможным разрушением триптиха. Деятели культуры и искусства направили письмо в управление Куйбышевской железной дороги с просьбой не уничтожать работы Храмова. Под ним подписались более сотни человек. В ответ пришло заверение, что все мозаики будут сохранены. Однако своё слово строители не сдержали.
Казалось бы, очевидно, что нужно беречь мозаичные картины, выполненные в годы рассвета советского монументального искусства, но, увы, частенько можно услышать от краеведов ироничное - «совок». Доля правды в этом пренебрежительном определении есть. При Никите Хрущёве мозаика действительно стала ширпотребом: магазины, столовые, остановки подчас украшались непрезентабельным мозаичным сюжетом низшего разряда. Но были и по-настоящему классические творения. Например, над мозаиками дворца культуры УМПО работали известные уфимские художники Сергей Литвинов, Леонид Круль, Тамара Нечаева. Их работа в те годы была выдвинута на государственную премию.
Одно из первых художественных панно появилось в начале семидесятых на улице Кирова на фасаде ЦНТИ (авторы Александр Пантелеев и Александр Юдин). История его появления необычна. При строительстве здания встал вопрос: как украсить его фасад, чтобы выделить среди пятиэтажек. Цибулин предложил сделать мозаичное панно, что требовало дополнительных, причем немалых, затрат. Решать задачу пришлось на уровне высшего руководства страны. В те дни в Уфе находился Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. К нему и обратились за разрешением. Алексей Николаевич, выслушав доводы в пользу необычного декора, инициативу уфимцев одобрил и разрешение дал. Смальту для мозаики привезли из Москвы и Киева, а мрамор и яшму - с Урала.
Наиболее известное панно можно увидеть на Городском дворце культуры (автор заслуженный художник Лябиб Мугтобаров). Здание дворца культуры завода «Синтезспирт» возводило предприятие. Нефтехимики на украшение своего очага культуры не скупились.
Мозаика, над которой сообща трудилась большая группа художников-монументалистов из Москвы и Уфы - одна из самых масштабных, сохранившихся в первозданном виде в башкирской столице. Выполнена работа в стиле соцреализма и иллюстрирует страницы истории советского государства. Узловая фигура - портрет Владимира Ильича Ленина, здесь же и «железный» Феликс, интеллигент Свердлов, бунтарка Арманд, верная Надежда Крупская, красноармейцы в будёновках, комсомолки в алых косынках... Несколько лет назад монументальное панно было под угрозой уничтожения. Тогда его отстояли краеведы и архитекторы. «Это - наша история, от которой нельзя отказываться», - говорит заведующий кафедрой архитектуры УГНТУ Ильдар Сабитов. По мнению Ильдара Наримановича, к городским мозаикам надо относиться бережно, так как они тоже могут войти в число достопримечательностей Уфы. Во всяком случае подобных панно нет ни в одном уральском городе.
Возвращаюсь с работы домой по проспекту Октября. Здание бывшего научно-исследовательского института выглядит помолодевшим после реставрации. Небесно-голубой мозаичный карниз радует глаз. Возможно, мозаичные картины вновь появятся в нашем городе.

Галина ГРИГОРЕНКО.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 17-07-2018   Комментарии (0)   Просмотров: 1 258     Номер: 57(13237)     Версия для печати

23 апреля 2024 г. №28(13772)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.