Главная > ГОРОД > Столица экскурсионная

Столица экскурсионная


21-08-2018.
Столица экскурсионная

В последние годы в республике предпринимаются значительные усилия по увеличению туристического потенциала края и его столицы. Уфа постепенно укрепляет свой статус конгрессного города, у нас проводятся крупные форумы всероссийского и международного уровня. Разрабатывается туристический бренд Башкортостана. Главный город республики хорошеет, появляется все больше уголков притяжения интереса не только уфимцев, но и наших гостей.
Кого-то из туристов привлекает современная архитектура города, кто-то непременно хочет увидеть крупнейшую конную статую Европы – памятник Салавату Юлаеву. А многих интересуют краеведческие экскурсии. Уфе пока есть что показать любителям старины. Историк архитектуры, кандидат искусствоведения Светлана СЕМЕНОВА поднимает важную тему – сохранение уголков старой Уфы. Светлана Юрьевна предложила редакции цикл статей, посвященных экскурсионными маршрутам, проложенным по улицам, которые помнят шаги Нестерова, Аксакова, где здания являются памятниками архитектуры. Сегодня вас ждет первая часть этих заметок.


Столица экскурсионная Столица экскурсионная


Здесь назначал свидания Нестеров
Какой уголок старой Уфы чаще других посещают во время тематических экскурсий? Большинство маршрутов, в том числе гостевой и прогулка по нестеровским местам, начинаются на холме у монумента Дружбы – места основания города, где в XVI веке была построена крепость.
В конце 80-х годов прошлого века мне посчастливилось наблюдать, с каким упоением почитатели творчества нашего земляка художника Михаила Васильевича Нестерова слушали профессиональных экскурсоводов Людмилу Михайловну Щеринову и Динару Рафаэлевну Молозьеву.
Проведя экскурсантов от монумента Дружбы к северо-восточному краю холма, где в средние века стояла одна из башен крепости, гиды указывали на расположенную у его подножия Покровскую церковь и поясняли, что здесь когда-то покачивался мостик над неширокой речкой Сутолокой. С замиранием сердца слушатели разглядывали берега, заросшие кустарником, сквозь который проглядывала бегущая блестящая вода, старались уловить ее журчание. Многие экскурсанты ранее читали воспоминания Нестерова о детстве и юности, прошедших в патриархальной Уфе, и с предвкушением ждали, что сейчас оживет созданная пером художника романтичная картина. Экскурсоводы лишь освежали в их памяти детали:
- Солнечным летним днем 1883 года по упомянутому мостку ступали ножки изящной москвички Марии Мартыновской. Через дырочку кружевного зонтика модница кокетливо поглядывала на преследующего ее симпатичного всадника на вороном коне – московского студента Михаила Нестерова, находящегося на каникулах у родителей. Час назад юноша заметил милую незнакомку в городском парке и, не решившись заговорить, сопровождал до дома. Перебравшись по мостику на другой берег Сутолоки, Мария и Михаил двигались мимо Сергиевской церкви (на верхних снимках), деревянного дома с мезонином храмописца Шепелева по улице Малой Сергиевской, 4 (ныне улица Бехтерева), поднимались в гору по улице Большой Сергиевской (Менделеева), потом по Будановской (Егора Сазонова), в конце которой в доме №28 (был снесен до 70-х годов XX века) жила Маша с родственниками. Когда молодые люди познакомились ближе, то бывали в доме у настоятеля Сергиевской церкви Федора Михайловича Троицкого, владевшего небольшой усадьбой с двумя деревянными домами на Будановской. Под сводами Сергиевского храма влюбленные принимали причастие и мечтали о помолвке.
Свидетельствую с полной ответственностью: знатоки творчества Михаила Васильевича Нестерова после этой экскурсии заявляли, что только теперь поняли, почему именно в Уфе родился выдающийся мастер пейзажа, да не он один - полотна местной плеяды пейзажистов хранятся в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова.
В этой связи нельзя не упомянуть Сергея Тимофеевича Аксакова. Нетрудно догадаться, что и экскурсия по аксаковским местам включает остановку у монумента Дружбы, на месте которого до середины XX века стоял собор, где совершали молебны Аксаковы и Зубовы (линия матери писателя). Отсюда видна восточная часть Случевской горы (к сожалению, вид на западную часть закрывают многоэтажки), где прошло раннее детство Багрова-внука.
С точки зрения градостроительного искусства к началу XX века вокруг холма, на котором стоит монумент Дружбы, сложилось достаточно гармоничное пространство, которое не требовало архитектурного вмешательства. Тем не менее оно осуществлялось и продолжается. Наносится невосполнимый урон исторической среде и эстетике восприятия города.
Судите сами. Сегодня с холма у монумента Дружбы не видно почти половины из вышеназванных экскурсионных объектов: в двухтысячных пятиэтажное административное здание по улице Бехтерева, 3, практически закрыло золотистые купола Сергиевской церкви; быстрые воды Сутолоки закатаны в трубу, квартал, где стоял дом Марии Мартыновской, занят многоэтажной застройкой. Сейчас предлагается снести дом Шепелева (Бехтерева, 4) (на нижнем снимке) и убрать всю застройку времен Нестерова на улице Егора Сазонова, где еще целы дома священника Троицкого. Возможно, здесь будет разбит сквер.
У монумента Дружбы к началу XXI столетия была идеальная точка панорамного (кругового) обзора. Можно было разглядывать не только широкие песчаные пляжи реки Белой, но и зеленые обрывистые берега торопливой Сутолоки, маленькие постройки с садиками на извилистых улочках. Радует, что до сих пор мостовая улицы Сочинской (бывшая Усольская) поднимается на древнюю Усольскую гору. Пока видна первая по времени образования улица города Посадская с Покровским храмом, с маленькими домиками. Словом, лучшей точки для осмотра старого города и придумать нельзя! Стоя на одном месте, можно рассказать туристам об истории застройки XVI-XX веков, военно-политических событиях и знаменитых уфимцах. Сколько городов могут похвастаться подобным везением?!
Если вышеописанная панорама изменится, то экскурсоводам придется строить рассказ с помощью электронного гида - мультимедийного изображения исчезнувших уголков столицы.

Светлана СЕМЕНОВА,
кандидат искусствоведения.
Фото
Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.

Вернуться назад