Главная > ГОРОД > Идеи дельные и утопические
Идеи дельные и утопические14-12-2018. |
Не «потроллить» стратегию развития Уфы до 2030 года, а поддержать и помочь в ее дальнейшей разработке – так обозначил позицию коллег председатель Союза архитекторов республики Ильдар Ягудин, открывая круглый стол в минувший вторник. Представители архитектурного сообщества собрались, чтобы озвучить больные точки готовящегося документа, предложить варианты его усовершенствования и направить их в Горсовет, мэру и в Главное управление архитектуры и строительства Уфы. Главный архитектор столицы Олег Байдин в дискуссии тоже участвовал.
Как живой организм Итак, обсуждаемая стратегия – плод трудов специалистов Научно-исследовательского и проектного института Генерального плана Москвы (субподрядчик) и Академии наук РБ (генподрядчик). Напомним, 28 ноября в Городском дворце культуры состоялись публичные слушания, на которых любой желающий имел возможность высказать свое мнение об объемистом (282 страницы!) документе. После утверждения он ляжет в основу нового генерального плана Уфы. На разработку последнего из муниципального бюджета планируется выделить 97 миллионов рублей. Первоначальный вариант генплана появится уже в 2019 году, окончательный – к концу июля 2020-го. Кстати, иные спикеры высказали опасения по поводу того, что довести до идеала документ-ориентир в сжатые сроки не удастся, и в основу генерального плана столицы ляжет стратегия, которую невозможно эффективно применить. - Это будет последний генплан города в привычном нам виде. Из пыльной папки на полке он превратится в документ оперативного управления, постоянно обновляемый: не раз в пять лет, не раз в десять лет, а постоянно - как живой организм, - сравнил Олег Байдин и добавил, что вести его станут одни и те же эксперты, а поддержка генплана обеспечена на всех уровнях. - Стратегия позволит участвовать в разных федеральных программах, в том числе - по привлечению финансовых средств, - сообщил Ильдар Ягудин. Он подчеркнул: при создании столь значимого документа мнение архитекторов учитывать крайне важно: - У нас есть градостроители с именем, которые очень хорошо знают историю и пути развития Уфы. Дистанцировать архитектурное сообщество неправильно. Люди – на вес… нефти Первое предложение озвучил профессор Архитектурно-строительного института УГНТУ Константин Донгузов. По его словам, между заявленной стратегией и генпланом должен быть еще и мастер-план. Именно он решит задачу активного вовлечения населения в процесс формирования программы развития и соберет «картинку» по запросам всех социальных групп. - Миллионник – это, прежде всего, население. У нас миллион сто тридцать тысяч человек, а люди сегодня – это новая нефть! Мы на грани перехода в постиндустриальную стадию развития, — отметил он. - Без вовлечения населения стратегия превратится в технократическую, медленно идущую, спотыкающуюся идею, которая не будет вызывать ответной реакции. А мастер-план даст вариантность, возможность краткого обсуждения и, главное, возможность увидеть гражданам реальные достижения власти. Рудоль Авсахов, заслуженный архитектор РФ, усомнился в том, что народ удастся должным образом раскачать, и назвал такой замысел утопическим. - Я хотел бы предложить, в том числе и жителям, найти нечто такое, чем Уфа отличается от других городов и что позволит ей подняться буквально за десять лет, - сказал Рудоль Раисович. О магистралях и сроках Отдельно спикеры затронули тему транспортной системы. По мнению Авсахова, все касающиеся ее пункты надо подвергнуть строгой критике, применить метод математического моделирования. Профессор Архитектурно-строительного института УГНТУ Рамиль Баймуратов в свою очередь предложил развивать транспортные узлы не в городе, а на периферии: - Уже сегодня за пределами Уфимского полуострова проживают 400 тысяч человек, и у всех них явное тяготение к столице. После создания нужных транспортных узлов внешние потоки начнут формировать внутреннюю транспортную инфраструктуру мегаполиса. Он указал на возможные недоработки в документе, связанные с формированием единого с ближайшими городами пространства и привел в пример опыт соседей: агломерации Челябинск-Екатеринбург и Сызрань-Самара-Тольятти. - Все они идут по пути укрупнения своих территорий, закладывая их в один механизм развития. В этом отношении у Уфы, на мой взгляд, проигрышные позиции, - заключил Рамиль Фаильевич. Напомним, что стратегией предполагается включить столицу и ее окрестности в систему трех международных транспортных коридоров: «Запад — Восток», «Юго-западная хорда» (пролегают севернее Уфы) и «Шелковый путь» (идет в юго-западном направлении). По словам Олега Байдина, такой шаг послужит серьезным стимулом развития нашего города, и пусть в предыдущие несколько лет столица коридоры «упустила», исправить ситуацию еще не поздно. Впрочем, что касается сроков, конкретных дат пока не установлено. Между тем важность временных рамок архитекторы подчеркнули и не раз. Каждые три года – по мосту? - В стратегию заложено строительство 7 мостов. С каждым генпланом их количество увеличивается и увеличивается… План – утопия! Кроме того, под эту утопию нужно получить деньги. Дай Бог до 2030 года хотя бы один мост построить, - заявил доцент кафедры архитектуры УГНТУ Валерий Сафаров. - Есть желание выйти на режим: один мост - в два-три года. Думаю, организационно-проектировочную часть мы обеспечим, а финансово нас обещают поддержать, - ответил главный архитектор Уфы и добавил, что некоторые мосты мегаполису просто необходимы: к примеру, в створе улицы Интернациональной и в Инорсе – они помогут оживить Лихачевский промузел. Успеть на зелёный Архитектор Семен Кучеров – единственный, кто подчеркнул приоритет безопасности пешеходов: - У многих людей проблема заключается в том, чтобы пересечь восьмиполосный проспект Октября. Существует правило: любой человек должен перейти дорогу за один светофорный цикл, и неважно, здоровый ли он, больной или инвалид. Если вы не можете его выполнить, то надо либо сужать проезжую часть, либо делать островок безопасности. По его мнению, современный город – это инфраструктура и мобильность населения, и именно такие показатели характеризуют, будет ли Уфа развиваться или останется в том технологическом укладе, в котором находится. К слову о точечной застройке Архитектор Павел Мазин обратил внимание присутствующих на проблемы градостроительной политики. - За последние пятнадцать-двадцать лет в основном ее осуществляют крупные девелоперы, видимо, из-за того, что город предоставил им много возможностей и территории распределяются на ранних этапах, с голой земли, — предположил он. - Это приводит к переуплотнению столицы, к точечной застройке, к несбалансированному общему виду улиц. По мысли Мазина, в стратегию надо внести пункты об ужесточении требований правил землепользования и застройки, ввести объемно-пространственный регламент. - Анализ урбанизированной территории показывает, что даже при охвате территории пяти-шестиэтажными домами внутри полуострова мы можем расселить 2,5 миллиона человек. Но мы возводим высотки и получаем «рваную», неоднородную структуру, - сделал вывод спикер. В ответ Олег Байдин сообщил о продвигающейся разработке нужных регламентов и отметил, что многие упомянутые вещи сотворены руками присутствующих: - Говорим, не нравится уплотнение — сами проектируем. Проектная документация сделана нами… Позже он сообщил, что при использовании будущего генерального плана предполагаемый сценарий застройки можно будет заранее оценивать с помощью моделирования. Такой подход даст возможность понять, как проект повлияет в будущем на комфортность жизни людей и доходность города (у Уфы должно хватать денег на реализацию программ) - это два приоритетных маркера. С сетевиками – в одной команде Архитектор Александр Ильин нелестно высказался о вынужденном сотрудничестве с ресурсоснабжающими компаниями. - Все нормальные города сами распоряжаются своими сетями и говорят ресурсоснабжающим организациям (РСО), как и куда их подвести. Но сегодня к каждому сетевику - электрику, водоканальцу, газовику - нужно идти на поклон отдельно и «бодаться» отдельно. Кроме того, требуются серьезные средства, - обрисовал ситуацию он. – Гораздо проще, если бы они просто поставляли ресурсы, сдав возможные точки подключения и объемы в открытый доступ. К этому все и движется: сейчас работы в данном направлении реализуются на федеральном уровне. Другая проблема, по словам спикера, в том, что РСО отказываются прокладывать сети в одном коллекторе: часто по улице пролегают пять водопроводов, и каждый из них с охранной зоной пять метров. - Муниципальную землю расходуем невероятно расточительно, - подытожил Ильин. Его коллега из Союза дизайнеров РБ Азат Ахмадуллин поделился опытом, приобретенным в Италии: там при ремонте тротуаров и велодорожек все коммуникации укладывались в единый коллектор. На каждом этапе шло согласование с администрацией, но много времени оно не занимало. Главный архитектор столицы в свою очередь привел в пример подобный проект на Дальнем Востоке. - Практика апробированная, программа в стратегии есть, - прокомментировал он. - У всех монополистов отнять сети и отдать городу не выйдет, это утопия. РСО реализуют свои федеральные программы, и они очень комфортно обслуживают застройщиков. Мы же сумели заинтересовать и поставить в строй все сетевые компании: и монополистов, и федералов. Сегодня работаем с ними в одной команде. Красные линии пересмотрят Павел Мазин затронул вопрос об историческом наследии. По его мнению, не для всех таких объектов определяют объективные и правильные зоны регулирования застройки. - Разрабатывают их по заказу тех же самых девелоперов так, как это удобно и выгодно им, - считает он. - Вопрос с памятниками архитектуры для нас — приоритетный. Во всех предыдущих генпланах красные линии шли по объектам культурного наследия. Сегодня сеть красных линий в центральной части столицы собираемся пересмотреть для того, чтобы по закону эти объекты стали легитимными и с ними можно было работать, - сообщил Олег Байдин. Кроме того, на круглом столе прозвучали предложения по сохранению исторических кварталов с помощью благоустройства на их территории пешеходных и рекреационных зон или даже создания исторического поселения. Впрочем, что касается последнего… - Оно не очень обдуманное, - уверен Олег Байдин. - Из городов-миллионников такую идею воплотил только Санкт-Петербург. Интересующихся отсылаю к законодательству. Арина АСТАФЬЕВА. Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА. Вернуться назад |