Главная > ГОРОД > Уфа губернская в зеркале рекламы,

Уфа губернская в зеркале рекламы,


14-06-2019.
В Мемориальном доме-музее Сергея Тимофеевича Аксакова в День города открыли выставку «Губернская Уфа в зеркале рекламы». По словам сотрудников музея, никто из их уфимских коллег прежде подобных выставок не делал, потому событие можно отнести к разряду тех, что пропустить непозволительно.

Уфа губернская в зеркале рекламы, Уфа губернская в зеркале рекламы,

- Мы и сами не предполагали, что соберется столь любопытная экспозиция. Начали работать и ахнули: вот это материал, - старший научный сотрудник Галина Иванова ведет для «Вечерки» первую экскурсию по выставке.
Ее разместили на первом этаже. Только переступаешь порог музея, и сразу тебя окружают дореволюционные афиши, рекламные листовки, пожелтевшие листы газет… В витринах у окна угадываются то ли шкатулки, то ли коробки, но пока до них дойдёт дело, нужно внимательно рассмотреть экспонаты, что на стенах.
Мы с фотокорреспондентом Лилией Загировой уткнулись носами в первую полосу газеты «Уфимская жизнь» от октября 1918 года (сто лет минуло!) и изданного восемью годами раньше выпуска «Уфимского края». Хихикаем, переглядываемся – занятные объявления напечатаны. Про то, что поступил в продажу осетр по цене рубль за фунт веса, а стерлядь на 20 копеек дешевле выходила. Что кому-то крайне необходима верховая лошадь, а самые вкусные конфеты носят название «Утиные носы». Еще про «Раковые шейки» вычитали, познакомились с целой колонкой предложений зубоврачебных кабинетов. Именно такие рекламные тексты публиковали на самом просматриваемом месте – там, где потом партийные передовицы размещались. Лиля с фотокамерой наперевес показывает на большой рекламный плакат фирмы «Кодак», который уверяет, что отпуск, проведенный без «Кодака», – потерян, и «снимки всегда имеют особую чарующую прелесть…».
По верху стен в музее развесили доски страховых обществ. Их первоначальный вид восстановил уфимец Игорь Владимирович Данилов, за что аксаковцы коллекционеру благодарны. Страховые общества заключали с горожанами договора на случай пожаров, и на многих домах висели их фирменные доски страховщиков. Вообще, выставка и собралась по инициативе местных коллекционеров. Кроме Данилова, в ней приняли участие Александр Васильевич Норец, Борис Иванович Конюхов, Анатолий Львович Чечуха, Сергей Ефимов.
Скажем, коллекционеры помогли восстановить до выставочного размера фотографии губернской Уфы, и эти снимки выставку не просто украшают, а дают наглядное представление, как менялся город. Между прочим, некоторые виды вполне узнаваемы.
Александр Норец рекламные листовки помог, напротив, уменьшить, благодаря чему на большом листе уместилось по доброму десятку примеров того, что и как сто лет назад рекламировали. Галина Олеговна специально подчеркивает, что у карточек сохранена цветовая гамма.
Так, полюбопытствуем… Под картинкой, изображающей пожилого бородача и милую девчушку, читаю, представьте себе, призыв: «Кури, дедушка, «Нарзан». Это из уст юного создания! Оказывается, о вреде никотина тогда не слыхивали.
Думаете иллюстрированные шопинг-гиды придумали в наше время? Заблуждаетесь, наши пра-прабабушки тоже перелистывали каталоги (они тогда назывались прейскуранты), подбирая, например, мебель для дома. Взгляните, один из таких в витрине красуется.
На выставке уйма подобных фишек. В сочетании с рассказом экскурсовода – гиды в аксаковском доме великолепные – картина у посетителей складывается превосходная.
Вот и коробки. В них когда-то расфасовывали конфеты, халву, которую в Уфе делали вкуснейшую. Есть баночка из-под икры - ее опорожнили в самом начале ХХ века. Особенно красивы юбилейные, выпущенные, скажем, к 100-летию Отечественной войны 1812 года. На отдельную полку собрали конверты от грампластинок, на них тоже рекламу размещали.
Стоп! Прервемся, а то читатель после столь подробного рассказа решит, что и незачем теперь на улицу Благоева идти. Сходите обязательно, выставка будет открыта до сентября. Каким составом идти? Всей семьей – для младшего поколения это станет отличным уроком краеведения. Почерпнут полезную информацию нынешние студенты-рекламщики и те, кто уже работает в данной сфере. Одна из посетительниц, наведавшаяся в музей впервые, на вопрос корреспондентов о том, что же ей больше всего понравилось, ответила так: «Здесь живая история». Трудно не согласиться.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Вернуться назад