Главная > ГОРОД > «Ваш сигнал принят…»

«Ваш сигнал принят…»


6-09-2019.
Информационно-диспетчерскому центру Управления гражданской защиты Уфы исполнилось 20 лет.
Жизнь миллионного мегаполиса не обходится без аварий, отключений воды, тепла, электричества, свои сюрпризы в виде поваленных деревьев и сорванной кровли преподносит стихия… Чтобы последствия таких происшествий устранялись оперативно и с минимальными потерями для города и его жителей, и работает Информационно-диспетчерский центр. Его сотрудники готовы в любую секунду принять сигнал от горожан, и ни один звонок не останется без внимания.
12 миллионов обращений за 20 лет – именно столько обработали оперативные дежурные Центра со дня его создания. Работает он в круглосуточном режиме: для того, чтобы обеспечить бесперебойное дежурство, здесь созданы четыре смены, в состав которых входят начальник, его заместитель, оперативные дежурные и кризисный психолог. Ваш корреспондент побывал в ИДЦ и сам убедился, насколько востребована эта служба и как доверяют ей горожане.
ИДЦ – прежде всего координирующий орган. Его задача - сбор, анализ, доведение оперативной информации до руководства города и координация действий всех служб.
- Мы отрабатываем сообщения, которые к нам поступают, полностью держим ситуацию на контроле, организуем взаимодействие со всеми службами, особенно когда происходят аварийные отключения, серьезные происшествия, - говорит начальник смены Абрар Зайнуллин. - При крупной аварии силами одной организации можно не справиться, приходится звать помощников, состыковывать их, отправлять при необходимости дополнительные силы. Контролируем, как все причастные отработали, предоставляем отчет. Разбор необходим, чтобы в дальнейшем не допускать подобных происшествий. По сводкам готовятся доклады в Администрацию города, там принимают необходимые меры. Такая работа дает результат. Не случайно Уфа входит в число самых безопасных городов-миллионников.
…В операционном зале – рабочий стенд во всю стену, множество экранов, на которые выводится оперативная обстановка в самых оживленных точках столицы. Операторы сосредоточенно сидят у мониторов. Слушать город, и при необходимости быстро принимать решения - основная их задача.
Поступивший от жителей сигнал берется на контроль, и пока соответствующие службы не отчитаются об исполнении, остается под надзором дежурных.
Оперативные дежурные несут вахту сутки. Именно от них зависит, насколько быстро будет принято решение по возникшей проблеме. А звонки поступают один за другим - течет кровля, возник засор канализации, отключилось электричество, бежит вода из земли, оборвался провод контактной сети, заклинило дверь… По словам оперативного дежурного Ольги Пономаревой, на момент нашего визита поступило 142 заявки. Каждая из них запускает цепочку действий, которые должны привести к одному результату - проблема решена, заявка закрыта. На компьютере у дежурного виден весь расклад: где произошло происшествие, кто его устраняет, во сколько завершили работы.
Мало кто знает, но с 2007 года и на протяжении 10 лет именно ИДЦ Уфы принимал обращения уфимцев по номеру 112 (с 2017 года эта функция выполняется республиканским центром обработки вызовов). Уфа была одним из первых городов России, где была организована эта работа. Сейчас же в ИДЦ в рамках реализации федеральной программы по созданию Системы-112 установлены и введены в эксплуатацию новые автоматизированные рабочие места для приема и обработки звонков по «тревожному» номеру.
До 2002 года центр располагался в двух небольших помещениях. Из технического обеспечения у сотрудников был один компьютер на всех, а в сутки поступало около 20 обращений граждан, 90% из которых были связаны с вызовом спасателей.
Первые существенные изменения произошли в 2002 году: Администрацией Уфы было принято решение создать на базе ИДЦ единый центр, где совмещались бы функции сбора информации не только по чрезвычайным ситуациям, но и по работе всех систем жизнеобеспечения и коммунальных служб города. Именно с этого момента функционал центра расширился.
Развитие Центра проходило постепенно: по мере необходимости увеличивалось количество персонала, модернизировалось оборудование. Точкой отсчета современного этапа развития является 2007 год, когда у жителей столицы появилась возможность пользоваться единым номером вызова экстренных служб 112. С введением в штат дежурных программистов в 2009 году начался период компьютеризации ИДЦ: стали составляться базы данных, для облегчения работы оперативных дежурных писали новые, подчас уникальные программы. Так, программисты центра разработали программу «Мастер отчета», не имеющую на тот момент аналогов в России, ей и сегодня пользуются сотрудники центра. «Мастер отчета» позволяет хранить данные об оперативной обстановке, осуществлять выборку по любому заданному временному интервалу, производить анализ по авариям и происшествиям на территории города.
Важнейшая задача ИДЦ – оказание всесторонней помощи населению. Именно поэтому в штат центра в 2015 году ввели кризисных психологов, которые работают не только по телефону, но и выезжают вместе со спасателями на крупные происшествия, попытки суицида для оказания экстренной помощи. Благодаря профессионализму и недюжинной выдержке этих специалистов было спасено немало людей, решивших свести счеты с жизнью. А скольким одиноким и брошенным родными старикам, тяжело больным людям специалисты ИДЦ после долгих бесед сумели вернуть веру и дали надежду!
Мы пообщались с одним из лучших кризисных психологов Управления гражданской защиты Элиной Рахматуллиной. У нее высшее психологическое образование плюс курсы повышения квалификации в ведущих специализированных вузах Москвы и Санкт – Петербурга.
- Если говорить о выездах, когда психолог работает в бригаде спасателей, то приходится быть в постоянном напряжении: у специалиста очень мало времени, чтобы убедить человека сделать шаг назад и не прыгать с крыши или моста. Когда я стою рядом с ним, не могу позволить себе волноваться. Все эмоции накрывают уже после того, как человек спасен, - говорит Элина. На счету девушки - не одна спасенная жизнь.
Вот так уже 20 лет держат руку на пульсе города, приходят на помощь его жителям сотрудники Информационно-диспетчерского центра Управления гражданской защиты Уфы. Их работа наполнена добротой, отзывчивостью и чувством личной сопричастности к бедам людей. И те, кто хотя бы раз обращался к ним за помощью, знают, что для оперативных дежурных ИДЦ невыполнимых задач нет.
Сергей ОСАДЧИЙ.

Важно
Сотрудники центра постоянно доказывают свой профессионализм. За большой вклад в социально-экономическое развитие города ИДЦ Управления гражданской защиты Уфы был награжден настенной медалью Городского Совета, не раз занимал первое место в смотре-конкурсе на звание «Лучшая единая дежурно-диспетчерская служба» среди городов Приволжского федерального округа с количеством жителей свыше миллиона.


Вернуться назад