Главная > ГОРОД > О деликатном подходе к преображению дворца и новом "звучании" залов "Нефтяника"

О деликатном подходе к преображению дворца и новом "звучании" залов "Нефтяника"


31-05-2013.
О деликатном подходе к преображению дворца и новом "звучании" залов "Нефтяника"

Около двух лет назад, когда в Уфе выступал оркестр Государственного академического Мариинского театра, его художественный руководитель и директор, выдающийся дирижер Валерий Гергиев, отвечая на вопросы журналистов, сказал: "Вернемся, если в вашем городе появится акустический зал достойного уровня..." Замечание колкое, но, стоит признать, справедливое.

К сожалению, в миллионном мегаполисе, являющемся к тому же и культурной столицей республики, такового действительно нет. Зато на протяжении уже двадцати лет действует Национальный симфонический оркестр РБ, который по сей день не имеет места "постоянной прописки": репетиции и большая часть выступлений проходят в Уфимском училище искусств, административный корпус базируется в Башкирском государственном театре оперы и балета. А о том, что возможности насладиться качественным звучанием классической музыки лишены все жители города, и говорить не приходится. И можно ли при сложившемся положении вещей рассуждать о духовном развитии молодого поколения, сохранении культурных ценностей?
Очевидно, что ситуация назрела и требует скорейшего разрешения, а потому и намерение руководства республики открыть в ее столице концертные залы, отвечающие всем современным стандартам, является вполне логичным.
Местом для размещения подобного центра искусств выбран Дворец культуры "Нефтяник": его расположение в сердце исторической части города как нельзя лучше подходит для этой цели. Соответствует такому решению и вместимость залов: Большого, а это девятьсот восемьдесят семь мест, и Малого - около трехсот (для сравнения: вместимость Большого зала Башкирской государственной филармонии - шестьсот тридцать три места). Разумеется, пространство потребует перемен, но, судя по эскизам, разработанным проектным институтом ООО "АС-проект", результат обещает быть впечатляющим.
Для улучшения акустики залов привлечены специалисты экстра-класса. Говорю об английском инженере-акустике Николасе Эдвардсе и известном российском профи Анатолии Лившице, уже осуществлявшем прежде многие масштабные проекты (к примеру, реставрацию Большого зала Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского). Основываясь на мнении экспертов, авторы проекта избрали оптимальную, с точки зрения финансовых и временных затрат, концепцию реализации задуманного.
- Однако сложностей нас ждет предостаточно, - отмечает главный инженер проекта Руслан Сунгатуллин. - Все же концертный зал - это своего рода музыкальный инструмент. Он подобен скрипке: чем правильнее подобраны его форма и материал, тем лучше звук.
Так называемая "форма" зала в данном случае определяется организацией нужного объема помещения и установкой на стенах акустических панелей. Первый показатель удастся довести до требуемой нормы за счет уменьшения партера и увеличения высоты потолка на пять сантиметров. Панели же, изготовленные из специальных материалов разной плотности, призваны создавать эффект отражения звука: слушатели смогут оценить всю красоту и величие классической музыки, а исполнители - отсутствие эха, мешающего их работе. С той же целью инженеры разместят на потолке и цельную гипсовую "мембрану" - некую акустическую скорлупу, собранную из нескольких долей прямо в зале, по его размеру. А законченный вид получившемуся "куполу" придаст необычный декор... Впрочем, об этом чуть позже.
Многие из тех, кому доводилось посещать концерты и спектакли во Дворце культуры "Нефтяник", подтвердят не самую приятную истину: в его Большом зале существуют "мертвые зоны". Зрителю, который волею случая устроился именно на этих местах, практически не видно сцены или плохо слышно то, что происходит на ней. Однако специалисты избавятся и от таких недочетов. Проектировщики испытали на "правильность размещения" все кресла, учли каждый сантиметр и герц. В результате мастера закрепят сиденья на определенной высоте, под нужным углом. Немного увеличится и наклон пола балкона.
Кроме того, изменятся обивка и модель мебели - оказывается, это тоже не лучшим образом сказывалось на акустике зала. Новые кресла будут более плотными, их обобьют специальным материалом, не поглощающим звук. Для того же перестелют и паркет.
Помимо перечисленного эксперты поработают над созданием эффекта усиления звука, а еще оснастят обе сцены современным электроакустическим оборудованием, отремонтируют системы вентиляции, кондиционирования залов... В целом, по словам проектировщиков, чтобы достичь совершенства, придется приложить немало усилий: подобные перемены требуют постоянных текущих расчетов и пошаговой оценки результата.
К слову, дизайну уделено не меньшее внимание. С инженерами сотрудничает целый штат профессионалов в данной области, ведь эстетическая сторона задуманного не менее важна: публика должна не только получать удовольствие от музыки, но и проникаться особой, возвышенной атмосферой. Конечно, цветовая гамма для Большого зала еще не выбрана, однако известно, что свет будет литься... со "звездного неба". А "дробленные" акустические стеновые панели, украшенные точечной подсветкой, добавят интерьеру изыска. И весь этот шик подчеркнет неповторимый характер дворца.
Будущий облик Малого зала уже определен. Для создания комфортной атмосферы, способной успокоить человека, настроить его на восприятие прекрасного, используются теплые, мягкие тона. Внутреннюю облицовку стен, пола, сценического оборудования произведут в соответствии с мировыми стандартами.
Кстати, в отличие от Большого зала, в Малом кресла не зафиксируют - это послужит дополнительным удобством при эксплуатации помещения, учитывая его многофункциональность (оно предназначено для проведения камерных концертов и спектаклей, конференций, "круглых столов").
Что же касается планов авторов проекта на остальные помещения в здании, ничего концептуально нового в интерьеры внедрять не станут. Изначально и вовсе предполагалось переоборудовать только залы, однако предваряющая начало работ экспертиза показала: проблем у дворца значительно больше. И только поэтому определенного вмешательства избежать не удалось.
Дело в том, что, несмотря на поддержание здания в хорошем техническом состоянии на протяжении тридцати одного года, многие конструкции и инженерные узлы сегодня требуют срочной реставрации, а подчас и замены. И прежде руководство "Нефтяника" уже неоднократно обращалось в Министерство культуры республики с просьбой о выделении средств на приведение дворца в порядок. Недаром же в список задач дефектных ведомостей внесено так много пунктов: облицовка стилобата, ремонт кровли, систем отопления, водоснабжения и канализации, починка, а также монтаж новой электропроводки, осветительного оборудования... Обследование объекта на прочность и конструкционно-эксплуатационные характеристики проводило ООО "Бюро строительных экспертиз" с выдачей официального экспертного заключения. Специалисты утверждают: без вмешательства это сооружение прослужило бы от трех до пяти лет максимум!
Немаловажно и то, что большинство необходимых работ продиктовано, в первую очередь, требованиями норм противопожарной безопасности.
- Не хотелось бы повторения трагедии в пермском клубе "Хромая лошадь", - выражает беспокойство заместитель министра культуры Башкортостана Лилия Каширина. - Между тем, за несоответствие здания определенным правилам пожарная инспекция регулярно накладывает на учреждение штрафы. В последний раз проверяющие выдали предписания по семидесяти пунктам!
...Что, в общем, неудивительно. Взять, к примеру, стены у эвакуационного выхода на втором этаже - облицованы они полированной доской. Плюс к этому отсутствуют механизмы для спасения людей с ограниченными возможностями здоровья в случае чрезвычайной ситуации. Еще и электропроводка в плачевном состоянии, а щиток в Большом зале "спрятан" под фанерными плитами, выложенными по всему периметру помещения. К тому же, по современным стандартам, любой подобный объект (в отличие от "Нефтяника") давно оснащен потолочными водоотводами для оперативного пожаротушения.
- Но помимо основных задач нельзя забывать и о комфорте детей, занимающихся в творческих коллективах, - добавляет директор Дворца культуры "Нефтяник" Алмаз Саетов. - Классы очень холодные, рамы давно требуют замены. Разве можно назвать нормой покрывающий зимой подоконники иней? ...Каждый наш сотрудник относится к "Нефтянику" как к родному дому, для нас вошло в правило беречь имущество дворца, заботиться о его состоянии. Но, как бы мы ни старались, двадцать тысяч квадратных метров (общая площадь "Нефтяника" - А.А.) силами одного только коллектива сохранить в первозданном виде просто невозможно.
Однако разумно предположить, что при такой "операции", как замена инженерных систем, повреждений иных элементов отделки интерьеров не миновать. Но авторы проекта заверяют: их непременно восстановят в первоначальном варианте.
- Все-таки Дворец культуры "Нефтяник" - достойный представитель своей эпохи, и хоть капитальный ремонт и необходим, подойти к его реализации нужно сверхделикатно, - подчеркивает Лилия Каширина.
- Мы даже гранит используем, привезенный с тех же месторождений, что и демонтированный, для более точного совпадения окраски, - вступает главный инженер.
Чтобы не нарушать гармонии внешнего облика здания, вместо старых алюминиевых рам поставят аналогичные, но герметичные. Паркет на втором этаже заменят на современный, продублировав прежний орнамент и цвет. Люстры из чешского стекла и вовсе "не поменяют прописки". А знаменитое большое мозаичное панно в вестибюле "Слава нефтяникам" (автор - народный художник России Тамара Нечаева), выполненное из оникса, лазурита, яшмы и других полудрагоценных камней, тем более сохранят - по мнению большинства уфимцев, без него дворец просто утратит свою индивидуальность. Мозаику отреставрируют, а ее изящество подчеркнут оригинальным цветовым оформлением, созданным с помощью точечно установленных светильников. В итоге панно заиграет "посвежевшими" красками, получив новую жизнь.
Особый шарм своды дворца обретут благодаря усилению контраста цветовой гаммы пола и потолка, черного и белого мрамора с необычным узором. А ультрасовременная система освещения придаст обновленному дворцу европейский лоск.
Фасад здания, к которому горожане так привыкли, уже не изменится. Крышу починят, белый мрамор и золотистые пластины начистят и отполируют до блеска. Мастера обещают: "Нефтяник" словно помолодеет на десяток лет. К тому же, пестрые афиши больше не будут портить величественный облик здания. О предстоящих культурных событиях горожанам станет сообщать большой видеоэкран, установленный рядом с дворцом.
Добавлю: проектировщики учтут и интересы маломобильных групп населения - требование времени: лестницы на подъеме ко входу в здание снабдят пандусами.
- Мы хотим сделать такой ремонт, чтобы без капитальных вложений на поддержание технического состояния дворец прослужил от сорока лет и более, - говорит заместитель министра культуры республики.
Разумеется, в том же заинтересованы и все будущие обитатели "Нефтяника". Коллектив Национального симфонического оркестра РБ с нетерпением ожидает переезда в обновленное здание.
- Сложно поверить в то, что мы наконец получим собственный дом, сцену, - делится директор НСО Владимир Рихтер. - Все же работать в учебном заведении крайне неудобно. К примеру, в период экзаменов, которые продлятся до 20 июня, мы не можем даже репетировать в зале училища искусств, а по поводу выступлений приходится договариваться с другими вузами или филармонией.
Радует оркестрантов и то, что во дворце оборудуют специальные репетиционный зал и студию звукозаписи. Владимир Рихтер уверен: переезд послужит толчком к творческому развитию коллектива, появится возможность претворить в жизнь давние планы. Непременно увеличится и круг слушателей. И дело не в удобном расположении дворца или обилии парковочных мест - чтобы понять классическую музыку, оценить ее по достоинству, людям нужны и подходящие условия. И теперь, когда они появятся, испытать на себе всю роскошь "звучания" акустического зала захотят множество горожан. Думаем, результат не оставит их равнодушными.
...А еще окончания ремонтных работ дожидаются более двух тысяч талантливых юных уфимцев, занимающихся в шестнадцати детских ансамблях "Нефтяника". Все педагоги по-прежнему остаются в штате дворца культуры, ребята же временно размещаются в подведомственных учреждениях Министерства культуры Башкортостана и образовательных учреждениях столицы. После обновления здания все кружки вернутся к прежнему графику работы, получив уютные современные классы.
Арина АСТАФЬЕВА.
НА СНИМКАХ: таким будет Дворец культуры "Нефтяник" после капитального ремонта.
Фото Александра ДАНИЛОВА
Фоторепродукции Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.

О деликатном подходе к преображению дворца и новом "звучании" залов "Нефтяника" О деликатном подходе к преображению дворца и новом "звучании" залов "Нефтяника" О деликатном подходе к преображению дворца и новом "звучании" залов "Нефтяника"


Вернуться назад