Главная > ГОРОД > Забельские дали становятся ближе

Забельские дали становятся ближе


9-08-2013.
Забельские дали становятся ближе

Рост больших городов обусловлен структурной перестройкой их экономики. В мегаполисах выгоднее организовывать производство, торговлю, создавать научные, культурные и образовательные комплексы. Этот процесс неизбежно сопровождается дальнейшим расширением границ города. Вспомним, ведь до недавнего времени и столице Башкортостана для своего развития хватало Уфимского полуострова.

Положение изменилось после строительства новых путепроводов, не только улучшивших сообщение исторического центра Уфы с отдаленными районами, но и позволивших начать освоение забельских и зауфимских земель. Теме развития столицы республики в этих направлениях была посвящена пресс-конференция с начальником Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Ильдаром Ибрагимовым. Во встрече с журналистами участие также приняли заместители главного архитектора столицы Галина Чиглинцева и Ильдар Хабибуллин.
В начале своего выступления Ильдар Ибрагимов напомнил, что шесть лет назад, в 2006 году, был принят генплан, в котором определены основные стратегические направления развития города. Первым направлением стало западное - Забелье, вторым - восточное Зауфимье.
В соответствии с генпланом объем нового жилищного строительства на забельских просторах составляет 4 млн 490 тыс. кв. метров (площадь территории примерно равна 173 кв. км). Однако, когда на жилые районы, такие, как Затон-Восточный, Затон-Северо-Западный, Романовка, Баланово-Ново-Александровка и земли восточнее озера Кустаревское, были разработаны и утверждены проекты планировок, то объем предполагаемого жилищного строительства достиг уже более 6 млн. кв. метров. А еще предстоит разработать документацию по планировке территорий жилых районов Забельский, Затон-Северный, Кооперативная поляна и Цветы Башкортостана.
По словам главного архитектора столицы, забельские дали планируется застраивать преимущественно многоэтажными жилыми комплексами с полным набором социальной инфраструктуры.
В июле текущего года Главархитектурой разработана и утверждена концепция "Развитие инженерно-транспортной инфраструктуры на территории Забелья городского округа город Уфа Республики Башкортостан", в которой проработаны вопросы инженерного обеспечения, определены источники ресурсов и направления прокладки магистральных сетей. Концепция разбита на три этапа реализации. Первый охватывает 2013-2014 годы, второй - 2015-2016, третий этап завершится в 2017 году. Главная цель концепции - создание на территории Забелья комфортной жизненной среды для уфимцев, решение жилищного вопроса и проблем транспортного сообщения, с тем, чтобы жители Демского района, Затона и других территорий не чувствовали свою оторванность от центра города.
Что касается Зауфимья (218 кв. км), то здесь по генплану предусмотрен объем нового жилищного строительства в 1 млн 490 тыс. кв. метров, тогда как по разработанным проектам планировок этот показатель увеличен до 2 млн 420 тыс. кв. метров. В отличие от Забелья, здесь в основном предусмотрено строительство малоэтажного жилья (Зинино-Нагаево, Жилино, Елкибаево-Федоровка-Самохваловка, Базилевка). Исключение составляет жилой район Шакша-Южное, где начато возведение многоэтажек и планируется завершенное формирование микрорайонов с детскими садами, школами, поликлиниками, объектами спорта, культуры и отдыха.
Формат малоэтажного строительства предусматривает более комфортную среду проживания, и это, несомненно, будет привлекать уфимцев из числа любителей загородного образа жизни.
Освоение новых площадей, конечно же, потребует дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, и это в районах Забелья и Зауфимья также предусмотрено.
Что же касается общественного транспорта, то для столицы республики актуальны все его виды, считает Ильдар Фанисович. Продолжается работа по внедрению скоростного трамвая и городской электрички, развивается идея строительства рокадной ветки, благодаря которой Уфа сможет подключиться к высокоскоростной магистрали ВСМ-2 - железной дороге Москва-Екатеринбург. Уже обсуждаются варианты прокладки по городу коридора для ВСМ-2, конечной точкой которого станет Уфимский железнодорожный вокзал.
Кроме этого планируется освоение пока еще необычного для Уфы вида транспорта - канатной дороги, которая могла бы облегчить передвижение по гористым территориям. В частности, один из вариантов - соединение канатной трассой Инорса и Сипайлово. Данный вид транспорта был бы интересен как самим уфимцам, так и гостям столицы, которые получили бы возможность наслаждаться видами города и его окрестностей, путешествуя в подвесных вагончиках.
Вместе с обустройством новых территорий генпланом 2006 года предусмотрена также реабилитация исторического центра Уфы - реконструкция и уплотнение застройки районов южной части столицы. В центре все еще достаточно ветхих строений, которые предстоит либо сносить, либо реконструировать. К числу первых главный архитектор отнес дома частного сектора на южном склоне, не представляющие никакой ценности и потому подлежащие сносу с последующим благоустройством территории. Реставрационные же работы требуются памятникам архитектуры, к которым надо относиться бережно, стараясь по возможности сохранить их и превратить в островки культурной жизни столицы. Например, как это планируется сделать с особняками Кузякиных на улице Цюрупы, в которых со временем должен разместиться музей города Уфы. Впрочем, к историческим объектам следует относить не только отдельные строения, но и целые улицы, например, о старинных особняках по улице Октябрьской Революции можно написать отдельную историю.
Завершая свое выступление, Ильдар Ибрагимов сообщил, что в ближайшее время у нас планируется проведение ряда форумов и встреч со специалистами в области урбанистики и планирования мегаполисов.
- В августе приедет команда российских и иностранных планировщиков, которая будет работать над составлением нового стратегического плана развития Уфы. Все мы прекрасно понимаем, что наша столица - это живой, бурно развивающийся организм, который должен отвечать на предъявляемые временем требования, быть современным, привлекательным для инвесторов и вместе с тем удобным и комфортным для проживания горожан.

Подготовил Сергей ШУШПАНОВ.
Фото Андрея СТАРОСТИНА, 2006 год.


Вернуться назад