Главная > ГОРОД > Культура города сквозь призму арт-объекта

Культура города сквозь призму арт-объекта


31-08-2021.
Культура города сквозь призму арт-объекта

В номере «Вечерки» за 10 августа был опубликован материал «Сносить нельзя сохранить», в котором дан краткий обзор уфимских памятников. Публикация вызвала интерес у читателей. Но у иных из них возник вопрос: почему остались без внимания не совсем обычные мемориальные зоны и скульптурные композиции, посвященные, например, дворнику, газовику, городовому, хоккейным болельщикам, страннику?..

Задавая газете подобный вопрос, люди ошибочно совмещают два понятия: памятник и арт-объект. Памятник – это сооружение, поддерживающее воспоминания о чем- или о ком-либо. Допустим, памятный камень (например, такой, как у санатория «Зеленая роща» на месте, где проходила маевка), бюсты известных людей, статуи, триумфальные арки, колонны, даже абстрактные композиции. К числу памятников, например, относятся мемориальные комплексы, монументы. Это, в свою очередь, значительные по размерам объекты, знаменующие какой-либо важный момент, связанный с эпохой, и соответствующие социально-общественному восприятию действительности и отождествляемого события. В архитектурном плане памятники организуют пространство, выполняя роль визуального центра той или иной площади либо площадки.
Арт-объекты – декоративные элементы городских улиц и кварталов. Это могут быть скульптурные изображения представителей разных профессий, героев литературных произведений, животных, птиц... Наиболее значимые и качественно исполненные работы обладают эстетической ценностью и несут нравственный заряд. Однако следует заметить, что восприятие арт-объектов зависит не только от уровня культуры и образованности зрителя, но и от наличия у человека вкуса. То есть знаменитая формула «на вкус и цвет товарища нет» работает. Уфимцы неоднозначно относятся к иным из современных «шедевров». В социальных сетях не утихают споры о том, что многие арт-объекты в Уфе не способствуют воспитанию художественного вкуса у горожан.
«Никто не против игровой скульптуры, с которой можно взаимодействовать на улицах и привлекать туристов, - говорит арт-критик Кристина Абрамичева. – Но качество некоторых работ оставляет желать лучшего. Невооруженным глазом видно, что это грубые фигуры с нарушением всех пропорций. Почему-то они еще и неприятного коричневого цвета. Какое-то недоразумение для города с богатыми художественными традициями».
Критик не согласна с аргументом «простым людям нравится».
Не станем вступать в полемику о том, кто прав, а кто – нет. Мы решили сами проехать по городу и продолжить наш экскурс, обратив теперь внимание на уфимские арт-объекты.
…При въезде в город гости и жители столицы невольно обращают внимание на необычную композицию, напоминающую визуально соединенные между собой шурупы. Из них складывается название нашего города на башкирском языке. Острословы прозвали эту композицию «Три шурупа». При этом продвинутые представители младшего поколения пытаются убедить своих предков, что это клево, нигде в мире нет такого памятника городу. Добавим, считается, что данным именем сначала наградили аэропорт Уфы, над фасадом которого была установлена надпись Jфj. Родилась идея это соединение букв, то бишь название города, увековечить. Так возник арт-объект «Три шурупа».
Имя тому или иному арт-объекту присваивается по разным причинам: это может быть сходство предметов, составляющих композицию, их предназначение. Впрочем, прежде всего мы обращаем внимание на объекты с ярко выраженной внутренней драматургией, исполненные филигранно. Например, арт-объект «Планета жизни», что находится у ипподрома «Акбузат». Обнаженные мужчина и женщина бережно поддерживают руками земной шар. В темное время суток «планета жизни» подсвечивается.
На взгляд непосвященного, будто высеченные из белого мрамора, фигуры выполнены из специального стеклопластика – файбергласса, усиленного металлическим каркасом. Это прочный, легкий и недорогой материал, который можно окрашивать в любые цвета. Белый означает нежность и чистоту помыслов. К сожалению, работы, отмеченные сочетанием лаконичности формы и масштабности замысла, встретишь нечасто. Авторы и исполнители – скульпторы отец и сын Галиуллины.
Кстати, Халит Галиуллин является одним из самых известных уфимских скульпторов, чьи работы как раз и вызывают у людей противоречивые мнения. Его герои – скромные труженики, которые живут рядом с нами. А началось все в 2007 году, когда у торгового центра «Мир» был установлен памятник дворнику. Сделан он был из бронзы и весил 300 килограммов.
- Я не стремился придать своей скульптуре сходство с каким-то конкретным дворником – это собирательный образ. Труд этот мне знаком не понаслышке – в студенчестве сам подрабатывал, - вспоминает Галиуллин.
Чуть позднее рядом с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Башкортостан появилась скульптурная композиция «Геодезисты».
Халит Галиуллин – автор и композиции «Газовикам Башкортостана», расположенной в парковой зоне. Место выбрано не случайно. Именно здесь была построена одна из первых газораспределительных станций региона.
В центре композиции - фигура электрогазосварщика, представителя одной из ключевых отраслевых профессий. Скульптура выполнена из бронзы. По замыслу автора, герой лишь на мгновение приподнял сварочную маску, чтобы поприветствовать окружающих.
Есть у Галиуллина и работы, чей сюжет взят из обыденной, повседневной жизни. Вызывает улыбку бронзовая девушка, которая после похода по бутикам ловит такси у ТЦ «Планета». Выполнена фигура из стеклопластика и покрыта бронзовой краской. Со слов автора, это собирательный образ любительницы шопинга.
А на остановке «Улица имени города Галле» присел в ожидании автобуса дачник. Рядом с ним корзина с дарами сада. Хочется устроиться рядом с трудягой и вдохнуть аромат загородной земли.
Добавлю, в этом районе расположены сразу несколько арт-объектов. Здесь и многодетная семья – папа, мама с тремя детьми вышли на прогулку, уже упомянутые дворник и дачник, а также странный субъект, конфигурацией своей напоминающий колобка. Герой, которому подходит кличка «метр с кепкой», весом в 150 килограммов сидит на чемодане. Впрочем, официальное имя колобку дали по результатам конкурса, проведенного среди горожан. Зовут его Странник. Толстячок вызывает у уфимцев неоднозначные эмоции: кто-то считает его забавным и фотографируется рядом, а кто-то просто не понимает, с какой целью Странник здесь сидит. Правда, говорят, если дотронешься до его чемодана, то в ближайшее время отправишься в путешествие…
Два колобка появились и у Дворца молодежи: Умник и Умница, все в заботах. Впереди – сессия. Поэтому и запаслись нужными книгами и конспектами. У местных студентов БГАУ, а также желающих в вуз поступить есть примета: коли почешешь колобков за ушком, то успешно сдашь экзамен.
К 1 сентября 2014 года в Уфе появился необычный экземпляр гигантского тома размером три на пять метров. Уфимцы назвали этот арт-объект «Открытая книга». В ней – стихи Мажита Гафури. Четверостишие «Я и мой народ» выгравировано на двух языках как символ дружбы русских и башкир.
Чрезвычайно важен и контекст, в который помещается арт-объект. Уместность последнего и то, соблюдено ли чувство меры. Например, лоси с ветвистыми рогами, что «выходят» из лесопосадок на обочину трассы поприветствовать въезжающих в столицу, выглядят доброжелательно. А огромных размеров железный конь из металлолома – устрашающе. Или, скажем, желтый жираф высотой 3,5 метра, украшающий двор дома №65 по улице Ленина, павлин, распустивший свой яркий хвост, черная пантера, пытающаяся удержаться на шаре, на который она взобралась. Эти изображения относятся к вполне симпатичным арт-объектам, поднимающим настроение. Семейство оленей, красивые кони на проспекте Октября, облупившиеся от времени косолапые мишки в черниковских двориках… Все они относятся к элементам городского дизайна, без которых город становится скучным и безликим.
Тот, кто думает, что арт-объекты появились только что, ошибается. Таковые были и в послевоенные годы. Например, в прошлом веке, в 50-е, в аллеях городских парков и скверов устанавливали гипсовые скульптуры. Все были, скажем, «на одно лицо»: пионер, трубящий в горн, девушка с веслом, футболист с мячом. Потом они куда-то исчезли и вот снова возвращаются. Но это уже не стандартные фигуры, которые можно было увидеть в разных городах от Москвы до самых до окраин, а «персонажи», изваянные скульптором в единственном числе.
И еще: на улице Мустая Карима установили первый в мире памятник клещу. Это серебряная скульптура весом в 100 граммов. Авторами идеи выступили сотрудники «ExJe: посольство Уральских гор в Уфе», которые и нашли средства, чтобы отлить паукообразное из серебра 925-й пробы. Постаментом для «клеща Валеры» служит камень с вершины уральской горы Дунансуйган, а надпись на памятнике гласит: «Я просто, как и ты, хочу жить».
Что же, творческие люди имеют право на самовыражение. Но все-таки твори, но меру знай.

Культура города сквозь призму арт-объекта


Культура города сквозь призму арт-объекта


Галина ГРИГОРЕНКО.
Фото
Лилии ЗАГИРОВОЙ
и из открытых источников.



Вернуться назад