Главная > ГОРОД > В погоне за прибылью не до тормозов

В погоне за прибылью не до тормозов


12-11-2013.
 В погоне за прибылью не до тормозов


Субботнее утро, небо затянулось свинцовыми тучами, моросит осенний дождь. Люди на остановке с нетерпением ждут свои автобусы. Мне везет - 266-й подходит через несколько минут. Не успеваю проехать и одну остановку, как сидящие в конце салона поднимаются со своих мест и просят открыть дверь: "У вас там что-то горит". Быстро распространяется едкий запах. Водитель выпускает нескольких беспокойных пассажиров на волю, а затем со словами: "Машина не моя, пусть хозяин разбирается", - едет дальше... О том, чтобы остановить неисправный транспорт и высадить людей, речи не идет - выручка важнее.


К сожалению, техническое состояние городских маршруток не всегда соответствует требованиям безопасности - и одно дело, если, скажем, неисправны световые приборы (хотя и это нарушение может иметь неприятные последствия), и совсем другое, когда возникают проблемы с тормозной системой или рулевым управлением. Случись что, могут пострадать десятки людей...
Сотрудники ГИБДД постоянно ведут контроль технического состояния автобусов, а в 2009 году для этой цели создано специальное отделение. Как отмечает государственный инспектор отдела технического надзора ГИБДД УМВД по городу Уфе, капитан полиции Евгений Елпаев, в последние три года нарушений фиксируется меньше. Но до решения проблемы еще далеко - ведь кому-то удобнее постоянно прятаться от сотрудников ГИБДД, чем тратиться на дорогостоящий ремонт.
В минувшую пятницу экипаж технического надзора дежурил около конечной остановки многих автобусных маршрутов на улице Свободы. За половину рабочего дня сотрудники выписали одиннадцать штрафов за пренебрежение основными положениями допуска к эксплуатации транспортного средства - трещины на стеклах, неисправные фары и прочее. А семь транспортных средств и вовсе запретили к эксплуатации (речь идет не только о пассажирском транспорте, но и грузовых автомашинах).
- Водитель 249-го маршрута (ИП Батыров) управлял транспортным средством с неисправной тормозной системой, имелась утечка воздуха, - рассказывает Евгений Елпаев. - Составлен административный протокол по статье 12.5 часть 2, сняты госномера, а автобус отправлен на штрафную стоянку.
Многие водители работают на перевозчика и не считают себя ответственными за техническое состояние "железного коня". И за руль садятся, не убедившись в исправности тормозов. Наверное, все помнят сентябрьскую историю с "ПАЗом", загоревшимся на остановке "Спортивная". К счастью, маршрутка была без пассажиров - 40-летний водитель ехал в сервисный центр, чтобы проверить искрящий мотор. А если бы и он решил заработать побольше денег?!
У автобусников давно отработаны способы обхода проверок на линии. Стоит только сотрудникам технического надзора остановить парочку маршруток, как об этом становится известно всем водителям - ведь у каждого под рукой сотовый телефон. Так что к месту дежурства сотрудников ГИБДД подъезжают только добросовестные перевозчики. Их, кстати, можно отличить и по внешнему виду транспортного средства. Пока мы общаемся с представителями технадзора, к остановке подъезжает автобус 269-го маршрута.
- Номер чистый, лобовое не разбито, световые приборы все исправны. Водитель пристегнут ремнем безопасности, - опытным глазом оценивает Евгений Елпаев.
Кстати, что касается внешнего вида общественного транспорта и состояния салона, то, по словам сотрудников ГИБДД, здесь у них нет никаких рычагов контроля. Штрафы предусмотрены только за грязные нечитаемые номера, а внутри при техническом осмотре проверяются крепления поручней и сидений. Чистота и опрятность машины остаются на совести водителей...
Еще одна головная боль сферы перевозок - "нелегалы", игнорирующие конкурс на обслуживание городских маршрутов. Пираты уфимских дорог предпочитают выходить в рейс в самое "хлебное время" - часы пик. Результат - заторы на городских улицах и остановках, да и за безопасность таких услуг никто поручиться не может.
- Конечно, мы выявляем нелегальных перевозчиков, составляем на них материалы и направляем в Администрацию Уфы, где и принимают решения, - рассказывает Евгений Елпаев.
Другая больная тема больших городов - так называемые блатные песни, которые очень любят слушать водители некоторых маршруток. Пассажиры реагируют на них по-разному - одни молча терпят, другие не выдерживают зэковский жаргон и просят выключить или хотя бы убавить приемник. Бороться с этим злом, по словам сотрудников ГИБДД, почти невозможно, особенно если автобус - собственность водителя. Но ведь существуют правила поведения в общественном транспорте. Значит, они распространяются на всех, кто курсирует на городских линиях.
...Поездка на автобусе порой больше напоминает опасную игру на выживание. Зачастую водители грубо нарушают ПДД - превышают скоростной режим, подрезают, создавая аварийные ситуации, высаживают пассажиров со второй, а то и с третьей полосы. А на замечания ответ, как правило, один: "Не нравится, пешком ходите!". Результаты такого поведения на дорогах не заставляют себя ждать - в этом году по вине водителей автобусов произошло 57 ДТП (что на 4 больше по сравнению с прошлым годом). Пострадали 87 человек (на 22 больше, чем в 2012-м).
Ирина НУРИМАНШИНА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Вернуться назад