Главная > ГОРОД > На заре развития авиации

На заре развития авиации


6-06-2014.
На заре развития авиации

Более 80 лет назад был организован самостоятельный Уфимский авиаотряд гражданского флота. К этому правительство республики подтолкнул такой случай.
В 1932 году Средне-Волжское управление сельскохозяйственной авиации, расположенное в Самаре, поздно прислало два самолета в Уфу. Из-за этого Башкирия не смогла вовремя начать борьбу с луговым мотыльком и саранчой, а это большой бич сельского хозяйства. Поэтому Совет Народных Комиссаров Башкирской АССР добился через Москву, чтобы республике разрешили создать собственный авиаотряд, который бы можно было использовать круглый год. Этот вопрос разрешился очень быстро.


Чтобы вести техническое обслуживание самолетов, на Уфимском аэродроме рядом со взлетной полосой построили ангар и механическую мастерскую. В сельских районах Башкирии сделали 18 площадок для плановой и экстренной посадки воздушных судов. Установили оборудование и приготовили жилье для технического персонала. 15 июля 1933 года состоялся первый пробный полет самолета по кольцевому 730-километровому маршруту Уфа - Толбазы - Стерлитамак - Ишимбаево - Мраково - Баймак - Магнитогорск - Белорецк - Тукан - Архангельское - Уфа. В Мелеузе прошла дозаправка, в Баймаке - ночевка. Раньше жители Баймака получали республиканские газеты из Уфы только на пятый день их выхода.
28 июля осуществлялся полет для приема авиатрассы государственной комиссией. Самолет при полете из Уфы в Белорецк должен был садиться на промежуточном пункте в Тукане, но из-за технических соображений его перенесли в Инзер.
Через три для на Уфимском аэродроме в торжественной обстановке состоялся многолюдный митинг, посвященный официальному открытию трассы. Действительно, для нашей республики это было событие грандиозного масштаба. 1 августа 1933 года осуществлен первый регулярный рейс. Расстояние в 735 километров самолет преодолевал за 7,5 часа. Конечно же, скорости были не такими, как сегодня, но гражданская авиация на заре своего развития еще не имела реактивной техники. Башсовнарком сразу же спустил плановое задание на 1934 год: перевезти по воздушным линиям 45937 тонн грузов.
С созданием Уфимского авиаотряда улучшилась транспортная связь с отдаленными районами республики, где в то время была слабо развита железнодорожная сеть. Да и автомобильные межрайонные шоссе были только гравийными. Из Уфы летали самолеты в Белорецк за два часа. Раньше же почта доставлялась в город металлургов напрямую из Москвы. Самолет "СССР-А-335", который обслуживали моторист-техник Новгородов и инженер Гранев, мог взять на борт 123 килограмма газет, журналов, почтовых бандеролей и посылок.
Уфимские авиаторы также патрулировали лесные районы, чтобы на ранней стадии погасить пожары. Они доставляли в столицу из башкирского Зауралья и других отдаленных регионов тяжелобольных для лечения в РКБ имени Г.Г. Куватова. Или же ведущие хирурги Уфы вылетали в районные центры, чтобы сделать в срочном порядке сложную операцию. Между тем Белорецк в июне 1933 года получил самолет для борьбы с лесными пожарами - город был награжден им за успешное проведение лесозаготовок и лесосплава.
Развитие авиации и подготовка собственных кадров развивались в Башкирии неуклонно. Так, 2 мая 1933 года на
аэродроме Уфимского городского Башосоавиахима демонстрировался полет планера, полученного в виде подарка за ударную реализации лотереи Транстреста. 14 августа 1933-го Башкирский Центральный Исполнительный комитет и Башсовнарком приняли совместное постановление об организации Уфимского аэроклуба для подготовки летного состава без отрыва от производства для гражданской авиации и Рабоче-Крестьянской Красной Армии, пропаганды среди трудящихся масс идеи воздухоплавания, значения и задач гражданской и военной авиации, укрепления обороноспособности страны. Аэроклуб Башосоавиахима готовил также парашютистов, планеристов и авиамоделистов. В принципе все здесь было взаимосвязано. Нередко планеристы и авиамоделисты в конце концов становились военными летчиками.
Летом 1934 года аэроклубовцы совершили два агитационных полета по республике по маршрутам Уфа - Бакалы - Чекмагуш - Туймазы - Буздяк - Белебей - Давлеканово - Чишмы - Уфа и Уфа - Топорнино (Кушнаренково) - Бирск - Мишкино - Караидель - Красная Горка (Нуримановский район) - Уфа. Многие жители сельских районов впервые увидели железную птицу. Стране нужны были летчики, способные сесть за штурвал советских военных и гражданских судов. Авиация набирала обороты. Агитация за вступление молодежи в ряды Уфимского аэроклуба и освоение седьмого неба прошла успешно.
Первый выпуск пилотов без отрыва от производства состоялся в декабре 1934 года. В это время на курсах планеристов обучались молодые рабочие завода горного оборудования, обувной фабрики имени К.Е. Ворошилова, хлебозавода и других предприятий.
Только за год (с августа 1933 года по август 1934-го) в Башкирии сделано очень многое. Во-первых, создан собственный отряд сельскохозяйственной авиации, который дислоцировался в Уфе в районе села Глумилино (ныне - целиком левая часть проспекта Октября от улицы Округа Галле до улицы Шафиева). Во-вторых, Башосоавиахим открыл аэроклубы в Уфе и Белорецке, которые имели свои учебно-спортивные самолеты, готовили летные кадры, завезли планеры. В то время ударниками Уфимского авиаотряда считались пилот-командир звена И. Быстров, старший пилот Г. Шепилов, моторист И. Калимуллин и авиатехник М. Лоцев.
На годичные курсы летчики отбирали юношей и девушек только в возрасте от 18 до 25 лет, причем конкурсанты должны были иметь как минимум 7 классов образования. Для татар и башкир сделали исключение (не менее 5 классов), так как республика была крайне заинтересована в подготовке национальных кадров. Удивительно, что и девушки с большой охотой осваивали летное дело. В 1936-м их в аэроклубе было семь, в том числе Гайша Гумерова, Александра Касимовская, Асфандиярова, Хайруллина. Некоторых представительниц слабого пола сначала даже хотели отчислить, так как не все у них в учебе получалось. Однако опытный инструктор Волохов отстоял курсанток, и оказался в конце концов прав. Выпускников Уфимского аэроклуба охотно брали в военные летные училища, потому что они имели качественные навыки летчиков и парашютистов.
Кстати, молодые женщины шли и на курсы инструкторов-парашютистов. В 1936-м завершили учебу 10 юношей и 2 девушки (Гарифа Мустафина и Салиха Байбурина). Причем, чтобы получить документ об окончании аэроклуба, курсантам достаточно было прыгнуть всего пять раз. Однако Байбурина совершила 12 прыжков, а первый - с вышки в парке имени Ивана Якутова. Салиху избрали делегатом первого Всесоюзного слета парашютистов, состоявшегося в Москве.
10 апреля 1934-го Башосоавиахим выпустил первую группу инструкторов-планеристов, окончивших шестимесячные курсы. Через два дня они осуществили показательные полеты. Среди выпускников школы планеристов был А. Деменков, который за хорошую учебу получил премию, стал рекордсменом СССР по дальности полета. Искусству управления крылатой махиной в 1934 году учились жители Уфы, Благовещенска, Благоварского, Уфимского, Белебеевского районов и Уфимского моторстроя. Два предприятия столицы - паровозоремонтный завод и моторстрой - имели свои планеры.
В предвоенные годы в Уфе работали три двадцатипятиметровые парашютные вышки для учебных прыжков. Первая из них открыта в 1935-м в парке имени Ивана Якутова на деньги профсоюзов и осоавиахима. Первый прыжок совершил здесь рабочий паровозоремонтного завода Степан Шуршин, в будущем известный футбольный вратарь сборной Башкирии и "Локомотива". Моторстрой получил такую же вышку в подарок ко Дню авиации, который отмечался 18 августа. Еще одну вышку установили в центральном парке культуры и отдыха (ныне - имени В.И. Ленина).
В предвоенные годы в Уфе, как и по всей стране, Дни авиации праздновали широко, с участием руководителей обкома партии и правительства республики. Полеты над Уфой стали большими событиями для горожан. В Дни авиации не менее зрелищными были и прыжки парашютистов с самолетов. Юноши и девушки в аэроклуба обучались по сути выброске десанта, так как они днем и ночью прыгали в очень сложных обстановках - на незнакомую местность, на воду, выбрасывались в небо в момент выполнения самолетом фигур высшего пилотажа. Их тоже готовили к возможной войне с Германией. В 1937-м самые опытные летчики-инструкторы аэроклуба Бикмухаметов, Славинский и Деменков продемонстрировали на Уфой фигуры высшего пилотажа - двойные мертвые петли, глубокие виражи, перевороты через крыло, штопор. Начальником авиации аэроклуба в то время работал первый летчик из башкир Галей Ишмурзин - легендарная личность.
Безусловно, вначале не все складывалось гладко. В июле 1934 года председатель Башосоавиахима Шауль констатировал: "Не менее важное значение в деле развития авиации принадлежит парашютизму. В этом году мы его не освоили. В развитии парашютного дела мы сильно отстали от других краев, областей и республик". Ко Дню авиации (18 августа) Уфа приобрела два парашюта, и работа пошла. В 1934-м в ответ на обращение летчиков-челюскинцев Белорецкий аэроклуб включился во всесоюзный конкурс аэроклубов СССР и вызвал на соревнование летчиков Уфимского аэроклуба на лучшее выполнение программы подготовки авиационных кадров без отрыва от производства.
Что же касается дальнейшего развития гражданской авиации в Башкирии, то 10 мая 1934 года открыто движение самолета по маршруту Уфа - Красноусольск - Ишимбай - Мелеуз - Мраково - Баймак - Белорецк - Уфа. Рейс начинался в 10 часов. Поскольку в Мраково не было современного аэродрома, там самолет временно не садился. В принципе про аэродром слишком громко сказано. Самолеты в то время во всех населенных пунктах приземлялись на ровную грунтовую поверхность, поскольку полос с другим покрытием еще не было.
С началом добычи нефти в районе Ишимбаево заимела свой авиаотряд и "Башнефть". Это позволило наладить воздушное сообщение со столицей республики. Например, в 1935 году самолеты "Башнефти" ежемесячно перевозили на линии Уфа - Стерлитамак до 150 человек. За 1935 год авиаотряд нефтяников налетал около 2 тысяч часов, покрыв расстояние около 250 тысяч километров. Любопытно, что инженер авиаотряда Барсук переоборудовал открытый двухместный самолет типа "СП", покрыл его лаком, пассажирскую кабину превратил в лимузин, установил на колеса и шасси обтекатели. За счет всей этой модернизации скорость судна возросла со 110 до 140 километров в час.
В 1938 году авиаполеты над Башкирией стали осуществляться с 20 апреля. Самолеты перевозили пассажиров, грузы и почту из Уфы в Бирск, Бураево, Янаул, Стерлитамак, Мелеуз, Юмагузино, Исянгулово, Зилаир, Архангельское, Белорецк, Киги, Караидель и Дуван. Причем, если какие-либо аэродромы после обильных дождей не могли принять самолеты, свежие газеты с борта вынуждены были сбрасывать на ходу на низкой высоте. Журналы же по-прежнему доставляли более дешевым железнодорожным транспортом.
Кроме того, Башавиаотряд Гражданского воздушного флота по коллективным и индивидуальным заявкам осуществлял обзорные полеты над Уфой. Это было прекрасное зрелище. До Великой Отечественной войны в нашем авиаотряде были пассажирские самолеты АК-1 (четырехместный самолет В.Л. Александрова и В.В. Калинина), Р-5, У-2 (ПО-2) различных модификаций и грузовые самолеты Т-2. Кстати, прославленный У-2 долгие годы считался основной учебной машиной в СССР.
Рашит АЮПОВ.



Вернуться назад