Главная > ГОРОД > В Башкортостане есть все возможности для наведения порядка в сфере ЖКХ

В Башкортостане есть все возможности для наведения порядка в сфере ЖКХ


14-09-2012.
Республиканская общественная организация “Союз домовых комитетов РБ - БашДомком” уделяет большое внимание анализу сложившейся ситуации в сфере ЖКХ Башкортостана. Мы пришли к выводу, что можно облегчить собственнику бремя содержания своего жилья за счет ряда мероприятий. А провести их возможно путем модернизации системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, в том числе и на муниципальном уровне.
Анализ показывает: в деятельности управляющих компаний сегодня существует ряд недоработок, для исправления которых не потребуется каких-либо затрат. К примеру, в Уфе одна из существующих проблем на рынке ЖКХ - это искусственное увеличение трансакционных издержек: некогда единые ПЖРЭТы разделили на заказчиков, подрядчиков (в виде управляющих компаний и ООО ЖЭУ), что, на мой взгляд, привело к снижению качества оказываемых услуг.


По сути, ООО ЖЭУ как полноценные предприятия должны самостоятельно вести бухгалтерию, взаимодействовать с банками, обеспечивать функционирование инженерно-технической службы. Практически же часть функций сегодня дублируется управляющими компаниями.
“БашДомком” считает: ООО ЖЭУ, искусственно выведенные из управляющих компаний, необходимо снова вернуть в их состав. Это позволит снизить издержки управляющих организаций и сократить несколько составляющих управленческого аппарата ЖКХ, службы которого друг друга порой дублируют.
Кроме того, считаю целесообразным провести разукрупнение ныне существующих восьми самых крупных управляющих компаний в Уфе, в общей сложности контролирующих более восьмидесяти процентов жилфонда столицы, а также ввести на рынок услуг новые предприятия. К слову, ситуация, когда одна-две управляющие организации монополизируют весь жилищный фонд, наблюдается и в других городах региона.
Еще одна проблема - отсутствие прозрачности сбора средств с населения и расчета за ЖКУ. Все деньги, которые должны получить управляющие компании районов от жильцов за ЖКУ, аккумулируются сначала в МУП УЖХ города (ЕРКЦ) и порой подпадают под другие статьи расходов. В результате долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями постоянно растут.
Заложниками описанной ситуации в итоге становятся собственники жилья, в большинстве своем являющиеся ответственными плательщиками. Ведь в случае возникновения между сторонами конфликта ресурсоснабжающая организация имеет право в любой момент прекратить поставку населению ресурсов.
В Уфе прослеживается тревожная тенденция - увеличение долгов населения перед управляющими компаниями за обслуживание домов. С пятисот миллионов рублей (по состоянию на 1 января 2011 года) данный показатель уже вырос до одного миллиарда рублей (на 1 июля 2012-го). При этом работа по погашению кредиторской задолженности граждан, которую взяло на себя МУП УЖХ Уфы в лице ЕРКЦ, ведется слабо.
4 сентября в Администрации столицы рабочей группой Государственного Собрания - Курултая РБ по осуществлению контроля за реформированием ЖКХ в Башкортостане проведен “круглый стол”. Обсуждался новый проект договора многоквартирного дома, подразумевающий прямые отношения между жильцами и ресурсоснабжающими организациями.
Изменения в Жилищном кодексе предусматривают переход на непосредственное управление домом. То есть граждане могут сами заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, а с управляющей компанией - просто договор по содержанию здания и ремонту общедомового имущества. Ресурсоснабжающие организации в этом случае смогут создавать собственные службы сбора денег и контроля за задолженностями, либо поручать это МУП УЖХ (ЕРКЦ).
“БашДомком” считает, что на муниципальном уровне правильнее было бы вывести ЕРКЦ из состава МУП УЖХ Уфы. На республиканском - создать отдельную структуру, работающую следующим образом: ЕРКЦ собирает деньги для любой ресурсоснабжающей или подрядной организации и берет за это определенный процент, находится на самообеспечении. С жителей за перевод денег комиссия не взимается. Для всех участников финансового движения такая схема будет гораздо выгоднее действующей сегодня.
Что касается нынешней системы: гражданин от суммы, предназначенной на оплату ЖКУ, оставляет 0,8 процента банку, управляющая компания - 2,3 процента ЕРКЦ... Хотя, возможно, если бы расчетно-кассовый центр функционировал как отдельная структура, то со всех собранных средств ему бы хватило и одного процента. При этом численность ЕРКЦ также можно сократить, ведь в свое время расчетно-кассовый центр создал многочисленные филиалы по сбору денег, большая часть которых ныне не востребована (жители производят расчет через банки и другие финансовые учреждения).
Один из путей повышения качества услуг по содержанию домов, оказываемых управляющими компаниями, - привлечение эффективных подрядных организаций. Сегодня же управляющие компании не являются в полном смысле “центром прибыли” - все работы по статье “Содержание и ремонт общедомового имущества” выполняет единственный подрядчик - ООО ЖЭУ. Данные предприятия имеют задолженность перед бюджетами всех уровней. Заработная плата его сотрудников (кстати, их штат зачастую укомплектован на 50-55 процентов) зависит от средств, поступающих за содержание и ремонт общедомового имущества. При этом для полноценной работы их явно недостаточно.
Практика показывает: ООО ЖЭУ не допускают для проведения ремонтных работ по титульному списку собственников. Хотя наверняка это позволило бы организации пополнить свой бюджет, а значит, поднять заработную плату специалистам, привлечь других профессионалов и повысить эффективность своей деятельности в целом.
Если в ближайшее время не произойдут изменения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, мы по-прежнему будем мириться с некачественным ремонтом, плохим обслуживанием и завышенными расценками за оказанные услуги. По мнению “БашДомкома”, выход один: вернуть ЖЭУ в состав управляющих компаний и разработать механизм, при котором последние станут основными подрядчиками, осуществляющими ремонт жилого фонда. Нужно сделать так, чтобы данные учреждения были заинтересованы в результатах своего труда и отвечали за качество перед жильцами.
В то же время необходимо усилить общественный контроль за управляющими компаниями путем ввода в состав совета директоров представителей общественных организаций и активных, неравнодушных граждан.
Еще один злободневный вопрос - эффективное использование средств, заработанных за счет размещения на домах рекламных баннеров, установки антенн теле- и интернет-провайдеров. Практически все эти деньги проходят через МУП УЖХ Уфы, что само по себе неверно: данные средства должны поступать собственникам. Необходимо сделать договоры трехсторонними - между управляющей компанией, интернет-провайдером (например) и советом многоквартирного дома. В каждом документе нужно прописать сумму вознаграждения управляющей организации (за технический надзор) и сумму, положенную на содержание дома (для снижения трат на общедомовые нужды).
В Башкортостане создана реальная структура, позволяющая гражданам контролировать все процессы по управлению жилищным фондом. Если советы многоквартирных домов не станут проявлять инициативу, к ним не начнут прислушиваться ни подрядные, ни управляющие организации. В интересах граждан контролировать текущую документацию о проведении ремонтных работ. Ни один акт не должен приниматься управляющей компанией к оплате при отсутствии на нем подписи председателя совета многоквартирного дома.
Жилищно-коммунальное хозяйство необходимо вернуть под контроль населению. Сегодня в Башкортостане есть все возможности для наведения порядка в сфере ЖКХ.

Арсен НУРИДЖАНОВ,
председатель правления РОД “Союз домовых комитетов РБ - БашДомком”.

Вернуться назад