Главная > ГОРОД > Вот парадный подъезд...

Вот парадный подъезд...


6-11-2012.
Вот парадный подъезд...

Митрофанушка, отвечая на вопрос учителя “Дверь - это существительное или прилагательное?”, сказал, если помните, читатель, что “дверь, стоящая шесть недель у чулана и ненавешанная, - существительна. А дверь, прилаженная к месту, - прилагательна”.

Эта фраза из бессмертного произведения Дениса Фонвизина “Недоросль” невольно пришла на ум, когда мы отправились по центральным улицам города, чтобы посмотреть, как выглядят фасады домов, первые этажи которых заняты многочисленными бутиками, магазинами, кафе, салонами и так далее. Первое, что бросилось в глаза, - это двери. Добротные и обшарпанные, деревянные, пластиковые, комбинированные, самых разных цветов и конфигураций...
Интересно, а как бы ответили на заданный Митрофанушке вопрос владельцы заведений, о которых пойдет речь? Ведь дверь не сама по себе существует, она часть входной группы, которая должна соответствовать градостроительным требованиям. В идеале комплекс базовых элементов - это качественные облицовочные материалы фасада, цвет которых гармонирует с окружающей средой, безопасная удобная лестница и козырек над входом, продуманная подсветка. Ну и конечно, вывеска, которая является лицом компании, должна выполнять не только прикладную, но и эстетическую функцию.
Большинство владельцев предприятий торговли и услуг, считают “парадный подъезд” существенной частью заведения. Но есть, к сожалению, и те, кто, приобретая недвижимость под магазины, озабочен прежде всего получением прибыли. Прорубил вместо окна дверь, прибил над входом какую-никакую вывеску, приладил отдельную лесенку к двери - и успокоился. Для таких бизнесменов входная группа - просто доступ в помещение, “прилагательна”.
Как подчеркнул заместитель начальника Управления коммунального хозяйства и благоустройства Ришат Шакирянов, хотя при реконструкции все действия, связанные с изменением габаритов дверей, окон, конфигурации помещения, цветового решения, должны быть оговорены проектной документацией, увы, некоторые владельцы относятся к требованиям специалистов пренебрежительно, отказываются от услуг профессиональных дизайнеров, которые могут грамотно вписать входную группу в окружающее пространство. Мол, мы сами с усами. Только вот у самих-то не всегда получается.
Наглядным примером разного отношения могут служить два стоящих рядом по проспекту Октября дома - №№ 103-105. Эти стандартные “хрущевки”, соединенные аркой, можно было бы считать братьями-близнецами. Построены в конце шестидесятых годов прошлого века как социальное жилье. На первых этажах здесь когда-то находились квартиры. Потом их скупили и перевели площади в коммерческую недвижимость. Сегодня на первых этажах обоих домов расположены магазины. Но на этом сходство зданий заканчивается. Фасад дома № 103 выглядит нарядно и стильно. Бордовая гранитная облицовка стен удачно гармонирует с белоснежными окнами и входными группами. Кстати, их здесь несколько. Но как-то сразу не замечаешь, что находится здесь несколько магазинов, ибо они объединены цветовой гаммой фасада, в одном стиле каменные лестницы.
Как решились известные торговые сети объединиться, не побоявшись потерять свой фирменный стиль? Этот вопрос мы задали заместителю директора сети магазинов “Салон немецкой обуви” Ильгизу Гумерову.
- А никто и не отказался от фирменного стиля, - говорит Ильгиз Анварович. - Обратите внимание на вывески: “Черный бриллиант” - на черном фоне, “Аквариум” - на голубом, наш логотип - на белом.
Как рассказал Ильгиз Анварович, прежде чем начать реконструкцию фасада и входной группы, “соседи” обратились за консультацией к специалистам. Те и предложили совместный проект для всех находящихся в здании торговых точек. Идея была одобрена, и этим летом фасад дома преобразился.
- А как же лишние затраты, на которые ссылаются многие? - интересуюсь я.
- Во-первых, мы должны любить свой город и стремиться к тому, чтобы его облик соответствовал европейскому, - говорит Гумеров. - А затраты? Окупятся! Театр начинается с вешалки. Любой бутик, салон начинается с входной группы. Это - визитная карточка заведения. “Парадный подъезд” должен быть таким, чтобы захотелось открыть дверь и войти.
Такими визитными карточками стоящий рядом дом № 105 похвастаться не может. Судя по многочисленным вывескам, здесь около десяти бутиков, фирм, салонов. Границы каждого заведения определяют разноцветные квадраты: бледно-желтый, с ярко-синими полосами, зеленый, серый, грязно-голубой, блекло-бежевый... Ни дать, ни взять - лоскутное одеяло, которое давно не стирали.
Увы, но таких домов на красных линиях еще предостаточно. Следующие друг за другом многочисленные вывески (на первом этаже обычного четырехподъездного дома находится по семь-восемь предприятий торговли и услуг) дизайном не блещут. От пестроты рябит в глазах. Здесь бок о бок соседствуют банки и ломбарды, камины и аптеки, зоомагазины... Порой вывески “наезжают” друг на друга.
Например, бок о бок размещены два аншлага: “Свадебная коллекция” и “Подшипник”. Но тесно микро-магазинам, и подшипник накладывается на нежное платье невесты... Еще пример. Попробуйте прочитать без зазоров, на которые просто нет места, подряд несколько “зазывалок”: колготки, нижнее белье, лавка художника... Или еще: золото, ломбард, адвокат...
Такое соседство разноплановых заведений, как заметил Ришат Робертович, отголоски 90-х. В те годы разрешили свободную покупку квартир, и предприимчивые люди тут же среагировали на это. Рынок только зарождался, и баснословная выручка от торговли в магазинчиках, находящихся на “красной линии”, щекотала нервы. Не беда, что квартиры не приспособлены под торговые точки и салоны. Пробивали дверь на улицу, пристраивали крыльцо, зачастую прямо на тротуар. Справедливости ради следует сказать, что разрешение на реконструкцию получить все-таки было нужно, обойдя не один чиновничий кабинет. Но дело было новое, неизвестное, и никто толком не знал, что в итоге получится. Получилось то, что получилось. Теперь приходится ошибки исправлять. Давно ставшие на ноги торговые сети идут навстречу Администрации города и приводят фасады в надлежащий вид. Но есть и другая категория предпринимателей - это арендаторы, снимающие площади на небольшой срок. Никакой ответственности за внешний вид они не несут, им бы собственный бизнес сохранить да в убытке не оказаться. Как заметил Шакирянов, законов, по которым арендаторов можно обязать облагородить входную группу, нет. Вот и приходится проводить с хозяевами, сдавшими площади в аренду и, кстати, имеющими от этого неплохую выгоду, часовые лекции.
Судя по тому, как меняется облик нашего города, Шакирянову и его команде делать это удается. Стали жестче правила при утверждении предъявляемых на реконструкцию проектов (оговаривается все: колер фасада, устройство лестниц в соответствии с нормативными требованиями, размещение козырьков). Конечно, каждый пляшет от достатка. Но ведь Администрация города и не требует от всех владельцев быть похожими на ЦТиР “Мир” или “Ветвяну”.
Удачный альянс получился, на мой взгляд, у магазинов “Мегасэл”, “Топаз” и “Добрый день”. На едином сером фоне фасада их фирменный стиль гармонично сочетается. Кстати, примеров подобного сотрудничества предпринимателей, когда входные группы нескольких заведений объединяет общее полотно фасада, уже немало. На них и надо бы равняться тем, кто пока прикрылся лоскутным одеялом.

Вот парадный подъезд... Вот парадный подъезд...


Галина ГРИГОРЕНКО.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Вернуться назад