Главная > Компас потребителя > Легко ли стать собственником?

Легко ли стать собственником?


24-08-2018.
Проблемы с собственностью, вероятно, будут всегда - касается ли это сада или городской квартиры. Эта тема, разумеется, горячо волнует наших читателей. Ответы на самые актуальные вопросы озвучил начальник отдела регистрации объектов недвижимости республики Управления Росреестра по Республике Башкортостан Азамат Сафиевич Арсланов.

- Хочу купить земельный участок с домом в товариществе, но у хозяев не уточнены границы... Не помешает ли это при сделке купли-продажи? - спрашивает Ринат Хисаев.
- Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. При этом не установлена обязанность правообладателей обеспечить уточнение границ участков и внесение таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В связи с этим данные процедуры осуществляются по усмотрению владельцев и сроками не ограничиваются. Однако, несмотря на отсутствие ограничений, внесение в ЕГРН сведений о границах избавит вас от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и органами публичной власти.
- Хотим оформить построенный дом, участок не в собственности, а в аренде сроком на 49 лет. Какие документы нужны для оформления? - интересуются супруги Ивлевы.
- Если речь идет об объекте индивидуального жилищного строительства, расположенном на земельном участке, предназначенном для ИЖС или для ведения личного подсобного хозяйства, то до 1 марта 2020 года для оформления прав не требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Все что нужно - заказать у кадастрового инженера технический план, который наряду с разрешением на строительство и правоустанавливающим документом на земельный участок будет являться основанием для постановки жилого дома на учет и государственной регистрации права на него. Размер госпошлины в этом случае составляет 350 рублей.
Обращаем внимание, что не требуется разрешение на строительство недвижимости на земельных участках, предназначенных для садоводства, огородничества или дачного хозяйства. В этом случае технический план подготавливается на основе декларации, составленной и заверенной правообладателем участка.
- Требуется ли согласие бывшего супруга на продажу имущества, приобретенного в браке? - задает свой вопрос Наталья Анпилогова. - В разводе 6 лет. Притязаний на имущество супруг не имел.
- Согласно пункту 1 статьи 25 Семейного кодекса РФ брак прекращается со дня государственной регистрации развода в книге регистрации актов гражданского состояния либо - со дня вступления решения суда в законную силу.
Норма о необходимости нотариального согласия супруга по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, распространяется на супругов, брак которых не прекращен. Таким образом, нотариально заверенного согласия бывшего супруга на отчуждение имущества не требуется.
- Планирую покупку квартиры. Я замужем, есть двое несовершеннолетних детей. Оформлять квартиру буду на себя. Какие документы необходимо предоставить? Нужно ли согласие мужа? - спрашивает Светлана Симакова.
- К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются: документ, подтверждающий полномочия представителя (если с заявлением обращается представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления регистрации прав (например, договор купли-продажи); иные документы, предусмотренные законом (например, кредитный договор или договор займа в случае приобретения квартиры за счет кредитных средств).
Покупателю потребуется также уплатить госпошлину в размере 2000 рублей.
На приобретение объекта недвижимости одним из супругов нотариально удостоверенное согласие другого не требуется.
Документы можно подать лично в офисах МФЦ, в форме почтового отправления или в электронной форме через портал Росреестра.
- Может ли муж подарить жене земельный участок с жилым домом? Кроме договора дарения, какие документы нужно представить? - интересуется Асхат Зямилев.
- Заключить договор дарения между супругами возможно в случае, когда недвижимое имущество является личной собственностью супруга-дарителя (приобретено до брака, получено по безвозмездной сделке, заключен брачный договор), либо после определения долей в общей совместной собственности супругов.
Государственная регистрация осуществляется на основании заявления о переходе права собственности и заявления о государственной регистрации права собственности одаряемого. На регистрацию предоставляется договор дарения (как минимум в двух экземплярах-подлинниках). При наличии брачного договора предоставляется его оригинал и копия. В случае определения долей в совместно нажитом имуществе, на государственную регистрацию предоставляется соотвествующее соглашение (тоже в двух экземплярах-подлинниках) и нотариально удостоверенный договор дарения доли в праве собственности на недвижимое имущество.
Необходимо отметить, что в случае, когда право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляется заявление о государственной регистрации ранее возникшего права и правоустанавливающий документ.
- Как мне вернуть госпошлину за регистрацию права собственности (2000 рублей), так как сделка не состоялась и не состоится? - спрашивает пенсионерка Анна Гришаева.
- Государственная пошлина, уплаченная за получение услуг Росреестра, подлежит возврату частично или полностью в случаях: уплаты пошлины в большем размере, чем это предусмотрено; в случае отказа лиц, уплативших пошлину, от получения услуги, если заявление и необходимые документы еще не поступили к должностному лицу ведомства.
При принятии государственным регистратором прав решения об отказе в осуществлении услуги пошлина не возвращается, при прекращении оказания услуги по заявлению пошлина возвращается в размере 50%.
Для возврата пошлины плательщику или его представителю, действующему по нотариальной доверенности, необходимо обратиться в территориальный отдел Управления Росреестра по Республике Башкортостан по месту нахождения объекта недвижимости или в аппарат Управления по адресу: Уфа, улица Ленина, 70.
К заявлению о возврате прилагаются: е
сли пошлина подлежит возврату в полном размере - подлинные платежные документы, если она подлежит возврату частично - копии платежных документов. Заявление о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты. Возврат производится в течение одного месяца со дня подачи заявления.
- После замены паспорта в 45 лет нужно ли менять свидетельство о государственной регистрации права собственности? Хочу продать сад, - задает вопрос Татьяна Макарова.
- В вашем случае для продажи объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке, замена правоподтверждающих документов не требуется.
- Квартира куплена в общую совместную собственность (я и муж) в ипотеку. Погасили ипотеку материнским капиталом, нужно расписать доли на двух детей. Следует ли нам обращаться к нотариусу или достаточно прийти в МФЦ и оформить новое свидетельство там (обременение уже снято)? - интересуется Лиана Абакумова.
- Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Во исполнение обязательства о перераспределении долей данное соглашение перед тем, как обращаться в Росреестр за регистрацией права, требует нотариального удостоверения, так как сделка уже имеет элементы раздела совместно нажитого имущества.

Подготовила
Ирина ШЕМАТОНОВА.

Вернуться назад