Главная > Компас потребителя > Про топливо без обмана

Про топливо без обмана


31-03-2020.
Доля некачественного и фальсифицированного топлива на российских заправках за последние 5 лет сократилась с более чем 20 до 8,9 процента. Такие данные привел Росстандарт по итогам проверок за 2019 год. Было проверено более тысячи АЗС, на 97 - выявлены различные нарушения.

Тенденция к снижению топливного суррогата объяснима. Во-первых, производитель уже хорошо знает свою обязанность - декларировать соответствие продукции требованиям технического регламента ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». Во-вторых, весьма существенно повысилась ответственность за нарушение требований этого регламента и Федерального закона №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Нарушения в части маркировки, информации для потребителя и обязательного подтверждения несоответствия сулят штраф от 100 до 300 тысяч рублей. А за продажу некачественного топлива с 2018 года введены «оборотные» штрафы. Это 1 процент от суммы выручки при реализации топлива за календарный год, но не менее 500 тысяч рублей. Повторное нарушение - 3 процента (не менее 2 миллионов рублей) или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Трудно понять логику противоправных действий людей, знающих о возможных последствиях, но факты такие есть, и отнюдь не единичные. На территории РФ 18 субъектов, где количество заправок с некачественным топливом превышает 20 процентов. В Уральском федеральном округе и вовсе 31,9 процента. Зато Башкортостан и большинство субъектов Приволжского федерального округа на Карте качества топлива окрашены лояльным зеленым цветом (менее 5 процентов нарушений). Эта карта составляется Росстандартом по итогам проверок в рамках информационного проекта «Топливо без обмана».
А еще в рамках того же проекта разработана методичка-памятка «Что нужно знать при заправке топливом на АЗС», скачать которую с сайта Росстандарта www.gost.ru может любой желающий. Памятка содержит много интересной и полезной информации о видах и марках топлива, о законах и стандартах, действующих в этой сфере, о самых распространенных нарушениях и о том, как на них реагировать. Жалуются люди, как правило, на «недолив» и на низкое качество топлива. И если первая проблема бьет только по карману, то фальсифицированное топливо может стать причиной поломки машины, а это уже вопрос безопасности. В топливе может быть превышена массовая доля серы, у автомобильного бензина может оказаться ниже заявленного «октановое число» (92, 95, 98…), а у дизельного топлива может выявиться несоответствие по показателю «температура вспышки в закрытом тигле».
Конечно, можно попытаться восстановить справедливость самостоятельно, но, как разъясняет Росстандарт, определение уровня топлива «на глаз» или использование портативных устройств для измерения октанового числа не дают достоверных результатов. Качество можно проверить только в лаборатории. Зато несложно инициировать проверку недобросовестной АЗС - написать обращение, приложить чеки и справки. Есть в методичке даже примеры таких обращений.
А защитой от «недолива» по-прежнему служит ежегодная поверка топливораздаточных колонок АЗС (за прошлый год специалисты ФБУ «ЦСМ Республики Башкортостан» поверили 7800 колонок) и мерников, к помощи которых потребитель может прибегнуть, засомневавшись в количестве отпущенного ему топлива. С согласия и в присутствии администрации АЗС, разумеется. Отказываются? Вот тогда жалуйтесь. Координаты инспекций в памятке тоже есть.

Марина САЙФУМУЛЮКОВА,
начальник отдела информации Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан.

Вернуться назад