Главная > Компас потребителя > Разобраться поможет “личный кабинет”

Разобраться поможет “личный кабинет”


6-11-2014.
В последнее время одна из самых обсуждаемых тем - сильно выросшие тарифы на услуги ЖКХ. Многие жители региона с опаской вскрывают очередные конверты, где прописаны расходы на квартплату, газ, электроэнергию и прочие блага цивилизации, без которых мы уже не представляем себе нормальной жизни. А недавно появилась статья на отдельном листке: “Капитальный ремонт”. Что нам готовит грядущий день? До каких пор будут повышаться тарифы, пожирающие львиную долю семейного бюджета?
31 октября в Региональной общественной приемной председателя партии “Единая Россия” Д.А.Медведева в Республике Башкортостан состоялась пресс-конференция, посвященная качеству услуг и тарифам ЖКХ.
Отвечая на непростые вопросы журналистов, например, о росте тарифов на коммунальные услуги, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Анатолий Дубовский, в частности, сказал:
- Повышение тарифов в нормальной схеме определяется уровнем инфляции. У нас же получилась, можно сказать, “ненормальная схема”. Увеличение тарифов произошло после решения федерального органа тарифного комитета. Москва утвердила экономически обоснованные тарифы. Дело в том, что у нас происходило недофинансирование всех мероприятий по содержанию теплотрассы, водооборудования, подачи водоснабжения. Повысить цены нужно было еще раньше. Но, наверное, надо было это делать не за один раз. Тогда увеличение тарифов произошло бы постепенно, поэтапно. А сейчас люди оказались в такой ситуации, когда резко - на 30-40 процентов - возросли тарифы. В недавнем Послании президента РБ к Госсобранию четко обозначена задача: больше таких скачков и таких неграмотных схем организации тарифов не допускать. Объявлено, что адресно-социальные выплаты будут продолжаться до середины следующего года. Государство не снимает с себя ответственности за снижение тяжести платежей. АСВ будут работать до нового года и после: и для тех, кто уже сделал заявительную схему, и для тех, кто к этому готовится. В Салавате предложили вернуться к прежней схеме, просто выплатить всем нуждающимся. Я считаю, что этого делать нельзя. Те, кто нуждается в адресной социальной поддержке, придут за ней, а те, кто не нуждается, не придут. В среднем от общего количества собственников жилья только одна треть по Уфе обратилась за адресной социальной помощью. Сумма выплат колеблется от шестидесяти до тысячи рублей в зависимости от ситуации в каждой семье.
- Как появилась новая схема тарифов?
- “Уфаводоканал”, уфимские тепловые сети, инженерные сети столицы и соответствующие службы других городов РБ (Салавата, Стерлитамака) подали заявку, желая произвести ремонт своих сетей, привести в соответствие нормативам эксплуатации. Предъявили тарифному комитету РБ научно обоснованный тариф, расчет, но не были услышаны. Тогда они обратились в Москву, и российский тарифный комитет принял решение о незаконности отказа тарифного комитета Башкирии. Регион был вынужден исполнить приказ федерального органа. По воде сразу произошли начисления, по теплу - правительством республики было принято решение применить экономически обоснованные тарифы с начала отопительного сезона, - пояснил Анатолий Николаевич.
“Самой насущной проблемой” назвал повышение тарифов в сфере ЖКХ и руководитель Региональной общественной приемной председателя Партии “Единая Россия” Д.А.Медведева в РБ Раиль Асадуллин.
- Президент Башкортостана Рустэм Хамитов выразил недовольство тем, что тарифы на услуги ЖКХ оказались резко завышенными. Он выдвинул два принципиальных предложения: постараться, чтобы повышение цен было минимальным, и оказать поддержку пенсионерам, многодетным семьям и другим социально уязвимым категориям населения.
Заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев внес уточнение:
- Раз в месяц я провожу прием граждан, и в среднем только один-два вопроса из пятнадцати касаются увеличения тарифов ЖКХ. В основном людей интересует качество коммунальных услуг, вопросы о предоставлении жилья, сносе аварийных домов и так далее.
Павел Рюрикович напомнил об изменениях в законодательстве, произошедших в 2013 году. В России было создано Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, разработавшее основные направления развития ЖКХ: повышение качества и надежности услуг, модернизация коммунальной структуры, наведение порядка в управляющих организациях многоквартирными домами (они для собственников, а не наоборот), привлечение частных инвестиций для модернизации коммунальных сетей. Павел Качкаев также подчеркнул, что впервые введено ограничение платы граждан за коммунальные услуги. Рост платы в среднем колеблется от 4,2 до 4,5 процента. Федеральная служба по тарифам установила средний процент роста тарифов по каждому региону (от 2,5-3 в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге до 6,6 процента на Урале, в том числе в Башкирии). Чем продиктовано постановление ФСТ? У нас очень большой разброс стоимости коммунальных услуг. Есть такое понятие, как фактические затраты на один кв. метр за коммунальные услуги. В среднем по России они составляют 130-150 рублей, при этом в Амурской области, на Дальнем востоке и Сахалине эта цифра увеличивается до 350-450 рублей, в Москве - 164, в Московской области - 154, а в Республике Башкортостан до недавнего времени была 74 рубля на квадратный метр. Но затраты на амортизацию сетей очень велики, например, “Уфаводоканал” второй год работает с убытками. Каждый губернатор (руководитель) региона вправе увеличить средний тариф по квартплате, установленный ФСТ, в полтора раза. В Башкирии этот показатель должен быть не более 10 процентов. Все, что превышает эту цифру, будет компенсироваться из бюджета соответствующего органа. На сегодняшний день в Республике Башкортостан выделено около 700 миллионов рублей, чтобы компенсировать разницу между допустимым повышением тарифов и фактическим. Павел Рюрикович прокомментировал и закон о долгосрочных тарифах, на которые могут перейти субъекты федерации (в 2016 году это будут обязаны сделать все регионы).
Важная проблема - наличие злостных неплательщиков за коммунальные услуги, которые составляют около 5-7 процентов от общего числа собственников. Причем реально не в состоянии внести квартплату только один процент населения (малоимущие, безработные и т.д.). В связи с этим необходимо, во-первых, повысить ответственность управляющих компаний за качество предоставляемых услуг, включая наложение штрафов за некачественные и за неправильное начисление платы. Во-вторых, ужесточить ответственность собственников жилья, повысить ставки пеней за неуплату (после трех месяцев неуплаты их сумма повысится вдвое). И последнее. Необходимо уточнить понятие “управление многоквартирным домом”. Жилищные услуги разделяются на две части: содержание общедомового имущества (подъезды, подвалы) и функции управления многоквартирным домом. В некоторых случаях собственники могут перейти на прямые расчеты с организациями, предоставляющими услуги. Но если собственники довольны, можно продолжать сотрудничать со своей управляющей организацией, последней в этом случае предоставляется лицензия.
- Переход на экономически обоснованный тариф планировался давно. Но не хотелось, чтобы через средства массовой информации искусственно подогревался ажиотаж, - заявила председатель Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Елена Родина. - Тарифы повышаются и будут повышаться - это заложено в прогнозе. Но одновременно государство отрабатывает четкую систему контроля в сфере предоставления коммунальных услуг. В частности, это касается тех случаев, когда из-за недогляда возникает резкий скачок потребления коммунальных услуг. Например, при подключении света над рекламным щитком или подключении к дому ларька порой платят потребители коммунальных услуг. Недопустимо, чтобы добросовестные плательщики отдавали деньги за тот ресурс, который получают другие. Позиции домовых комитетов должны быть принципиальными, а каждый ресурс, который доставлен в квартиру, должен быть прозрачен. В этом смысле большую пользу окажет закон об информационной системе ЖКХ, в котором прописано, в частности, создание личных кабинетов. Это обеспечит информационную прозрачность. Многие переходят также на систему авансовой платы.
Еще один вопрос - о проекте постановления, связанном с общедомовыми нуждами. Они снова должны вернуться в общий платеж за жилищные услуги. При этом вопрос о сумме расходов будет утверждаться на собрании собственников жилья. Это позволит собственникам платить только за те услуги, которые действительно идут на обслуживание их дома (влажные уборки, лифты и т.д.). Необходимо выстраивать совместный диалог с управляющей компанией и надзорными органами. Что касается капитального ремонта, то эта услуга впервые появилась в квитанциях за октябрь. В ноябре на портале Правительства Российской Федерации будут в открытом доступе размещены все данные по программе капитального ремонта. Мы сможем узнавать, сколько накоплено средств и сколько потрачено. В том же личном кабинете можно смотреть свои начисления за коммунальные услуги.
- Одна из основных задач - качество теплоснабжения, - считает директор ООО “Башкирские распределительные тепловые сети” Сергей Лыков. - В первую очередь это зависит от надежности тепловой сети. В прежние годы в связи с заниженными тарифами ремонты сети проводились в аварийном, а не плановом режиме. На сегодняшний день все ремонты еще не закончены. На каждом участке проводятся не локальные работы, а меняется вся сеть от источника до конечного потребителя. Поправить ситуацию за один год не удастся.
На пресс-конференции были озвучены вопросы жителей Уфы депутатам, в частности, такой: “Что делать в случае, если управляющая компания неправильно начислила плату за коммунальные услуги, и как вернуть деньги?”
Заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору Эмилия Абдуллина ответила:
- Установлены требования к содержанию платежного документа. Если управляющие компании их не соблюдают, необходимо обратиться в надзорную организацию, мы принимаем меры реагирования. У каждого собственника есть право обратиться в управляющую организацию для проверки правильности начисления платежей. Управляющая компания обязана немедленно предоставить информацию. Если установлено, что произошла ошибка, - необходимо обратиться в надзорный орган. Существует постановление, согласно которому ответы на обращения граждан в управляющую структуру должны даваться в установленные сроки и по существу.
- Для управляющих компаний есть мощный рычаг: лицензия, которая будет выдаваться только в том случае, если собственники довольны ее работой, - добавила Елена Родина.
На вопрос, пришедший по электронной почте: “Почему вместо того, чтобы греть воду на местах, предлагают оплачивать дорогостоящую теплосеть?”, Сергей Лыков ответил однозначно: централизованное теплоснабжение обходится дешевле. Пенсионерка из Советского района Уфы поинтересовалась, насколько реально платить, скажем, 5 тысяч рублей только за теплоснабжение?
- Проверка показала, что в отдельных случаях суммы бывают явно завышенными, - пояснила Эмилия Абдуллина. - Мы принимаем меры по возврату денег.
Много вопросов накопилось и у журналистов, к которым обращаются рядовые уфимцы.
- Пришла платежка за электроэнергию. Пугающее количество цифр, за что платить, непонятно.
- Уже признано, что платежки были оформлены неправильно, - пояснил Анатолий Дубовский.
- Будут ли штрафовать собственников, которые не установили водяные счетчики?
- Нет, штрафов не будет, но со счетчиками платить придется меньше в два раза, - ответил Анатолий Николаевич.
- В “Фейсбуке” была информация о доме по улице Ленина, в котором не было ремонта уже 50 лет. Дом включили в план на 4-й квартал 2013 года, но ремонт так и не сделан...
- Управляющая компания должна была обследовать дом, - сказала Елена Родина. - Выяснить, какие виды ремонта требуются, определить сумму, затем узнать, сколько денег жильцами уже накоплено. У собственников есть право сделать ремонт, не дожидаясь управляющей компании. В этом случае они должны принять решение на общем собрании собственников об увеличении ежемесячной суммы, необходимой на ремонт, пока достаточные средства не будут накоплены. Если управляющая компания игнорирует обращение граждан, нужно обратиться в муниципалитет.
...В сфере ЖКХ происходят значительные изменения, которые требуют осмысления. Будут ли они положительными, покажет время. А чтобы получать реальные услуги и отдавать за них оптимальные, а не завышенные суммы, необходимо повышать собственный уровень знаний. Внимательно читать новые постановления, а также собственные платежки, руководствуясь принципом: “доверяй, но проверяй” в отношении управляющей компании. А также проявлять гражданскую активность и не жалеть времени на посещение собраний собственников жилья.
Майя ИВАНОВА.

Вернуться назад