Главная > Компас потребителя > Борис ГЕРАСИМОВ: «Моя задача – объединить вокруг себя хороших специалистов и эффективно использовать средства»

Борис ГЕРАСИМОВ: «Моя задача – объединить вокруг себя хороших специалистов и эффективно использовать средства»


9-01-2015.
В 2014 году в республике изменилась система проведения капитального ремонта многоквартирных домов. В октябре уфимцы получили первые квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт. У многих возникли вопросы. И главные - как будет действовать механизм распределения средств, кто осуществит контроль за их использованием. Ответить на все эти вопросы мы попросили генерального директора фонда "Региональный оператор Республики Башкортостан" Бориса ГЕРАСИМОВА.
- Борис Павлович, расскажите, пожалуйста, кто будет контролировать расход поступивших в фонд средств...
- Контроль расходования денежных средств, поступающих Региональному оператору, осуществляется целым рядом федеральных, республиканских и муниципальных органов государственной власти (например, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Счетная палата Российской Федерации, Министерство финансов Республики Башкортостан). Общий контроль за деятельностью Регионального оператора осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.
Однако главным контролёром расходования средств фонда мы считаем собственников помещений в ремонтируемых домах. Именно они принимают участие (через своих представителей) в работе конкурсных комиссий по отбору подрядных организаций, участвуют в приёмке работ. Отмечу, что без подписи такого представителя в соответствующих документах ни один рубль не уйдёт подрядчику в счёт оплаты работ по капитальному ремонту.
- Уфимцы интересуются тем, насколько правомерно взимать плату за эту услугу, если они в 2014 году купили квартиру в новом доме...
- Сегодня во многих домах, которые сданы в эксплуатацию, есть недостатки, оставшиеся после строительства: некачественные трубы, материалы. И не факт, что в ближайшее время не потребуется ремонт данных домов. В недрах Государственной Думы сейчас рассматривается закон о том, чтобы, пока дома находятся на гарантийном сроке, их не включать в Программу капитального ремонта. Выйдет закон, будем его исполнять, но пока обязаны платить все собственники, кроме собственников помещений в домах, официально признанных аварийными.
- А вот жильцам домов, которые пойдут под снос, все же придется платить...
- Жилищным законодательством предусмотрено, что если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, то жильцы такого дома не обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт. Аварийными признаются дома, проживание в которых является небезопасным. Они в любое время могут разрушиться. Поэтому только они не подлежат включению в Республиканскую программу капитального ремонта.
- А жильцы могут быть уверены, что деньги, которые они перечисляют, в дальнейшем будут использованы для наведения порядка в их домах?
- В республиканском законе прописано, что деньги, собранные с собственников в одном муниципальном образовании, могут быть использованы только внутри него. Например, средства, которые перечислят жители Стерлитамака или Сибая, в Уфе не останутся, они вернутся в эти города.
- Борис Павлович, а с какой периодичностью предполагается тратить деньги фонда?
- Программа рассчитана на тридцать лет. В течение этого времени мы планируем отремонтировать каждый дом. В других регионах хотят сделать один, но комплексный ремонт. Мы же выбрали другой путь - в течение первых восьми-десяти лет произвести один-два вида ремонтных работ, один-два вида ремонта во второе десятилетие и соответственно - в третье. Для чего? Собственники платят десять лет и видят, что делали это не напрасно. Ведь если отдавать деньги тридцать лет, ничего не получая взамен, и дождаться, что дом придет в полную непригодность (а они все еще будут платить), это совсем не оптимальный вариант. Аналогию можно провести с жилищным фондом в Уфе. По единому фонду в городе отремонтировано две с половиной тысячи домов, а участвовало в программе две тысячи восемьсот. Мы будем собирать средства, и оставшиеся дома будут отремонтированы в первую очередь. Республиканская адресная программа формируется на основании муниципальных адресных программ. А в муниципалитетах хорошо знают, какие дома нуждаются в первоочередном ремонте, а какие могут подождать до более позднего срока.
- Звонила читательница, рассказала, что пятнадцать лет назад заехала в новый дом. И в первой же квитанции на оплату ЖКХ была графа "капитальный ремонт". Естественно, она интересуется тем, куда уходили деньги...
- Средства на капитальный ремонт согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан у нас собирают с 1998 года. Суммы были такие - 10 копеек, 20, 40, 80, потом 1 рубль 60 копеек. Это было до 2004-го. И отмечу, что в 2001 году собственники платили за жилищно-коммунальные услуги всего тридцать процентов, остальное финансировал бюджет. То есть тогда не собственники, а жители помогали бюджету финансировать капитальный ремонт. В 2005 году вышла новая редакция Жилищного кодекса Российской Федерации, там уже появилось понятие "общедомовое имущество". И с 2006 года, по крайней мере в Уфе был создан единый фонд. И платили уже не жители, а собственники. Если город являлся собственником неприватизированной квартиры, то он уже платил за капитальный ремонт. Город устанавливал сумму найма, а собственники столько, сколько обозначено в законе.
- Борис Павлович, а в других регионах есть фонды, подобные "Региональному оператору Республики Башкортостан"?
- Практически везде они созданы. Где-то заработали, где-то на стадии становления. Почему государство пошло по такому пути? Чтобы целевые деньги не собирали коммерческие структуры. Ведь у них в Уставе прописана основная задача - извлечение прибыли. А государство защитит всех собственников жилья. Необходимо избежать ситуации, как с обманутыми дольщиками, когда пришла коммерческая структура и израсходовала все средства. Поэтому была создана республиканская некоммерческая (подчеркну) организация - фонд "Региональный оператор Республики Башкортостан".
- Почему именно в 2014 году возникла необходимость создать такую организацию?
- Я часто езжу по районам республики. Там есть обветшалые дома, которые рушатся. В них никто не живет. Но у них есть собственник. Поэтому государство не вмешивается. Хозяину решать - продавать дом или начать восстанавливать. Другая картина в многоквартирных домах, где живут как добросовестные, так и недобросовестные собственники. Одни готовы вкладывать средства и ремонтировать общее имущество, другие, скажем так, социально неадаптированные люди - нет.
Такой пример. Восьмиквартирный дом, площадь квартир, предположим, одинаковая. На общем собрании нужно принять решение о проведении ремонта.
Троих добросовестных собственников не устраивает, что крыша протекает, остальным все равно. Но раз нет большинства голосов, решение не может быть принято. В итоге люди становятся заложниками этих пяти недобросовестных собственников. А ведь от того, что крыша течет, их имущество разрушается.
Поэтому новый закон защитит первых от бездействия последних. Государство выступает гарантом.
До сегодняшнего дня во многих регионах и областях не уделялось должного внимания капитальному ремонту. У нас же в республике эта работа в основном велась планомерно, восемьдесят процентов собственников к своим обязанностям относились ответственно. Поэтому состояние жилых домов относительно хорошее. Но в то же время в некоторых районах республики есть запущенные дома. Возьмемся за наведение порядка. В первую очередь будем восстанавливать кровлю и сантехнику. Надежная крыша - это спасение от разрушения. Непригодная сантехника размывает фундамент, значит, ее необходимо срочно заменять. Затем будем заниматься электрикой, системами центрального отопления.
Сейчас мы предпочитаем не менять трубы, а применять гидрохимическую промывку. Эта процедура экономна, составляет пятнадцать процентов от стоимости замены труб.
Вернусь к вопросу о контроле средств. Проверяющих окажется достаточно. Кроме того, каждый собственник будет сам подписывать акт приёмки, без этого деньги никуда не перечислят.
Есть другой вопрос, основной: как максимально эффективно использовать средства, которые будут собраны.
Вот раньше свесы делали из оцинкованного металла. Кровельщик сбивает сосульки и неизбежно пробивает крышу. На следующий год она начинает течь, нужно менять. Сейчас используем сплошной металл, толщиной в два с половиной миллиметра. Начали делать такие свесы в 2001 году. Их за тридцать лет никто не пробьет. Да, стоимость в два раза дороже, но и служат они не год-два, а в пятнадцать раз дольше.
Одно время проводилось повсеместное утепление фасадов. Срок окупаемости вложенных средств сорок - сорок пять лет. Зачем это нужно? В квартирах духота, люди открывали окна, балконы. Какой смысл? Утеплять нужно только те здания, где есть строительный брак.
Моя задача как руководителя фонда - объединить вокруг себя хороших специалистов и эффективно использовать средства.
- А когда эта работа начнется?
- Она уже началась. Сначала за счет федеральных и муниципальных денег, потом республиканских и муниципальных, а с октября 2014 года - за счет средств собственников.
- Борис Павлович, что ждет тех, кто откажется платить?
- Будут проводиться взыскания, как и за просрочку платежей за жилищно-коммунальные услуги - досудебная работа, суд, исполнительное производство. Если кто-то думает, что цифры будут пересмотрены в сторону уменьшения, это не так. Они определены Правительством Республики Башкортостан. За меньшую сумму мы будем не в состоянии эффективно провести ремонт. А без ремонта мы не сможем спасти наши дома.
И хочу еще раз подчеркнуть, что за работу фонда "Региональный оператор Республики Башкортостан" отвечает Правительство нашего региона.
Борис ГЕРАСИМОВ: «Моя задача – объединить вокруг себя хороших специалистов и эффективно использовать средства»

Вопросы задавала Марина ДЕЕВА.


Вернуться назад