$ - 92.2628
€ - 99.7057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Память

Линии судьбы Эльмиры Давыдовой


Линии судьбы Эльмиры Давыдовой

Эльмира Давыдова. Эльмира Мингажевна. Эля, Элечка… Это ничего, что тебя нет рядом, мы запомнили твой неповторимый голос, лучистый, сияющий добротой и любовью ко всему миру взгляд… А твоё слово в музыкальном просветительстве – исследования, статьи, очерки, интервью, книги, радио- и телепередачи, лекции - звучит и будет звучать. Твои работы читают все, кто неравнодушен к музыке, опере, песне, их изучают студенты, мечтающие стать таким же прекрасным музыковедом, каким была ты.
Тебя знали не только в республике, но и в масштабе огромной страны и в мировом пространстве, куда ты прорывалась в составе культурных делегаций даже в закрытые советские времена. С этой широкой аудиторией ты щедро делилась знаниями, любовью к музыке, что была твоей мечтой с детства и стала делом всей жизни.


Точка первого отсчёта

Эльмира росла в простой, трудовой семье. Отец – Мингаж Хусаинович Давыдов – родом из Пензенской области, работал в Башпотребсоюзе. Женился на красивой, обаятельной, образованной выпускнице Башкирского медицинского института Софье Хамидуллиной и увёз её в Киргизию, в село Тепе-Курган недалеко от города Ош. Работал в местном райпо, жена – участковым врачом. В 1940 году у них родилась доченька – Эльмира. Счастье семьи разрушила внезапная смерть Мингажа, которому не было и тридцати. Отец Софьи – Шафигулла Гизатуллович Хамидуллин – поехал в далекий край за дочерью и годовалой внучкой, привез их в Уфу. Когда началась война, дед решил, что с малышкой легче прожить на селе. Он отвез ее с бабушкой в деревню Курманкаево Давлекановского района, где и прошло раннее детство Эльмиры. Позже семья снова переехала в Уфу.

«И видит Бог - есть музыка над нами!»
Сколько Эльмира Давыдова помнила себя, её всегда окружала и сопровождала музыка. Дедушка играл на скрипке, часами искусно импровизировал на темы башкирских и татарских мелодий. Как коммерсант он до революции часто выезжал по торговым делам в зарубежные командировки, подолгу жил в Лондоне, Глазго, Париже, Берлине. Посещал лучшие европейские театры, привозил красивые открытки, грампластинки. Домашний патефон был настоящим музыкальным университетом для девочки. Юная Эльмира с удовольствием слушала арии из опер, романсы, народные песни, наслаждалась вокалом Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Лидии Руслановой, были в семье и записи Федора Шаляпина.
Мама, заядлая театралка, водила дочку на спектакли в наш театр оперы и балета, на филармонические концерты. Летом Эльмира часто гостила у тетушки в Сочи, где уже «живьём» слушала таких известных музыкантов, как Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Кирилл Кондрашин…
Одним словом, после школы она не представляла себя вне музыки, мечтала получить профессиональное образование. И добилась намеченного, что называется, по полной программе: Уфимское училище искусств, Уфимский государственный институт искусств, аспирантура Института истории, языка и литературы Российской академии наук. Затем работа на Башкирском радио, телевидении, в лектории Башкирской государственной филармонии, а еще годы, отданные Союзу композиторов... Сотни публикаций в научных сборниках, журналах, газетах. Не перечислить композиторов, творчеству которых её перо посвятило не одну статью, легче назвать тех, о ком не писала.

«Только раз бывает в жизни встреча…»
Была у Эльмиры большая любовь. Одна на всю жизнь.
В студенческие годы она не пропускала ни одного оперного спектакля, ни одной премьеры на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. Это был, как сейчас говорят, золотой век БГТОиБ. В год ставилось по пять-семь новых спектаклей. Богатству и разнообразию репертуара мог позавидовать любой музыкальный театр. «Кармен» и «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе, «Отелло», «Травиата», «Трубадур» Джузеппе Верди, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, «Чародейка» и «Евгений Онегин» Петра Чайковского… Балетные спектакли — «Эсмеральда» Цезаря Пуньи, «Жизель» Адольфа Адана, «Раймонда» Александра Глазунова, «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Тропою грома» Кара Караева, балеты и оперы башкирских композиторов.
В театр трудно было попасть, но студенты ухитрялись не пропускать ничего нового, интересного.
Приблизился судьбоносный для Эльмиры момент. В 1960 году в Уфу приехал воспитанник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, обладатель красивого лирического тенора Иван Ивашков. Очень скоро молодой, обаятельный солист оперы стал кумиром уфимских меломанов. И наша героиня не устояла перед его чарами.
«Наша встреча с будущим моим мужем была неожиданной, – вспоминала Эльмира Мингажевна. – В один из вечеров после спектакля «Евгений Онегин» я, возвращаясь домой по улице Ленина, встретилась взглядом с исполнителем партии Ленского Иваном Ивашковым. Он остановился, остановилась и я, хотя была застенчивой. Разговор пошел о спектакле, который мне очень понравился, пели замечательные певцы — Маргарита Ланда (Татьяна), Владимир Голубев (Онегин), Николай Брятко (Гремин). Постепенно между нами завязались теплые отношения, которые переросли в любовь. Через полгода мы расписались, а в мае 1962 года у нас родилась дочка Ирина».
Эльмира Мингажевна и Иван Григорьевич, впоследствии педагог училища искусств, прожили сорок два года в счастье и гармонии.
Любовь к музыке, опере, пению передалась дочери. Ирина с отличием окончила музыкальную школу по классу фортепиано, хотя дальнейший путь выбрала совсем другой. Авиационный институт, красный диплом, работа на заводе. В годы перестройки освоила профессию программиста, стала классным специалистом, ныне возглавляет отдел информационных технологий в налоговой инспекции. Хороший, надежный муж Алексей, две дочери. Эльмира Мингажевна обожала внучек и называла их только ласкательно – Женечка, Сонечка. Была счастлива, когда Женя подарила правнучку Злату.
Вся семья музыкальная, могут спеть на два голоса, стараются не пропускать оперных и балетных премьер.
Ивана Григорьевича Эльмира вспоминала всегда с трогательной нежностью. Порою с лёгким юмором. В последнюю нашу встречу рассказала, как долго в общении с ним не могла перейти на «ты». В конце концов тот возмутился: «Когда целуются, «вы» не говорят!»

След на земле
…Яркую, насыщенную жизнь прожила Эльмира Давыдова. Она увенчана заслуженными титулами. Но это внешнее. Главное – авторитет компетентного теоретика музыки и страстного пропагандиста башкирской музыкальной культуры, репутация человека светлого, щедрого, доброго.
С удовольствием вспоминаю визиты Эльмиры в литературную часть театра. Мы любовались её улыбкой, утопали в сиянии её глаз, заслушивались рассказами о Газизе Альмухаметове, Загире Исмагилове или Яне Френкеле, Андрее Эшпае, Александре Чайковском, с которыми она дружила. Ещё при жизни о ней писали дипломные работы студенты института искусств. Думаю, и в будущем её творчество будет изучаться, исследоваться как образец подвижнического служения искусству.
Нина ЖИЛЕНКО.


ВАЖНО!
Известный музыковед, просветитель, музыкально-общественный деятель, заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, член Союза композиторов России и Башкортостана Эльмира Мингажевна Давыдова внесла большой вклад в развитие музыкальной культуры Республики Башкортостан. Её имя стоит в ряду имен известных деятелей национальной культуры республики. Эльмира Давыдова — автор более чем 200 научных трудов по истории музыки, музыкальной культуре.
Научные работы Эльмиры Мингажевны посвящены истории развития башкирской оперы, исполнителям и композиторам Башкортостана.
По ее сценарию поставлен документальный фильм о Г.С. Альмухаметове. В 1961-1995 годах она вела передачи «Антология башкирской музыки», «Годы и судьбы», «Мастера искусств Башкортостана», «Музыкальная гостиная» на ГТРК «Башкортостан».

Дата создание новости 28-08-2018   Комментарии (0)   Просмотров: 1 461     Номер: 69(13249)     Версия для печати

29 марта 2024 г. №22(13766)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.