$ - 94.3242
€ - 100.2787

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

На соискание Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева

Философия борца, идея созидания


Недавно стали известны проекты, претендующие на соискание Государственных премий Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева в области литературы, искусства и архитектуры 2018 года.
По информации соответствующей комиссии при Главе Республики Башкортостан, среди восьми претендентов – Международный конкурс-фестиваль оркестров и ансамблей народных инструментов «Зов Урала» Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова (годы проведения – 2015-2016). Руководитель проекта – Рамил Мавлитович Гайзуллин, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана.


Философия борца, идея созидания

Рамил Гайзуллин – известный музыкант, один из самых активных пропагандистов нашего национального символа – курая. Причем слава артиста давно перешагнула рамки республики и рубежи нашей страны. Ему рукоплескали не только в российских концертных залах, но и на крупных концертных площадках Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Тывы, Турции и других стран. Гайзуллин – идейный вдохновитель, основатель Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан, коим руководил в свое время, автор и художественный руководитель музыкальных форумов «Зов Урала» и «Парад дирижеров».
Символично, что именно в год признания курая официальным брендом Башкортостана кураист-пропагандист Рамил Гайзуллин выдвигается на соискание Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.
Гайзуллин – человек нелегкой судьбы, видимо, поэтому ему присуща философия борца. Он был последним, шестым, ребенком в семье, рано оставшейся без отца. Семья музыкальная, где каждый играл на разных инструментах – мандолине, баяне, гармошке – или пел, но профессионально этим никто не занимался. Нужно было зарабатывать на хлеб насущный. Такую фору от матери получил только Рамил, но не потому что младшенький и любименький. Так вышло, что он заслужил эту возможность. В деревнях дети быстро взрослеют и становятся самостоятельными. Рамил с первого класса умел косить сено, а иначе никак! Кто не умел – тот «лопух», или, как сейчас говорят «аутсайдер»! Родной поселок Татлы располагался в горах, там рос особенный тростник – курай. И вот на сенокосе-то и произошло первое знакомство паренька с этим удивительным инструментом. Мама говорила: «Подуй сюда – зубы болеть не будут!» Рамил дул – получался звук, было интересно, наигрывал знакомые мелодии! Позже в Белорецке педагог Мухарям-агай научил правильно играть на этой тростинке. А ведь в то время в родном поселке никто на курае даже не играл, всё больше на гармошке да баяне! Класса с седьмого стал Рамил выступать на народных праздниках и семейных торжествах – исполнял народные мелодии. Односельчане смотрели с уважением. Как-то сыграл башкирскую народную мелодию «Азамат». Сначала стояла полная тишина, потом начались овации и крики «бис». Юный музыкант такого слова не знал и думал, что ему кричат «биш» (то есть «пять»). «Пятерку за игру мне поставили!» – радовался Рамил. В итоге еще три раза играл он «Азамата» за «биш»!
Рамил Мавлитович признается: «Этот «бис» стал поворотным в моей судьбе! Может быть, моя жизнь сложилась бы по-другому. Мама видела мои успехи, радовалась, вот и разрешила учиться дальше «по музыке»!»
К слову, там, в горах, он встретил великого певца Гали Хамзина, также уроженца Белорецкого района, который на тот момент был очень популярен. Правда, тогда Рамил еще не знал о его достижениях. Вот артист-то и дал ориентир для дальнейшего обучения в Уфимском училище искусств.
В УУИ Гайзуллин учился у Ришата Рахимова, ныне – народного артиста Башкортостана, известного кураиста, педагога и общественного деятеля. Мастер-класс проходил у именитого музыканта и педагога, собирателя фольклора, основателя класса курая Гаты Сулейманова. Так что профессиональная школа у будущего маэстро была фундаментальной! Училище Рамил окончил по двум специальностям – как трубач и кураист. Это очень помогло ему в дальнейшем при несении военной службы на Дальнем Востоке, где он служил в духовом оркестре.
Пока служил в армии, внезапно умерла мама. Ей был всего 51 год. Рамил даже не успел на похороны из Хабаровска… А когда демобилизовался, оказалось, что ему негде жить – родительский дом сгорел. До ноября спал на улице, а как настали морозы – у сестры на кухне. Работал монтажником в строительно-монтажном управлении.
В сентябре 1987-го приехал на прослушивание в Башкирскую государственную филармонию. В те годы художественным руководителем был небезызвестный Виль Сагитов, а режиссером – Иршат Сиражетдинов. «И вот настал поворотный день в моей судьбе – 25 сентября! – восклицает Рамил Мавлитович. – День рождения Дмитрия Шостаковича! По удачному совпадению, мой день рождения! И день, когда я был зачислен в штат филармонии на должность кураиста!» Сразу же выехал на гастроли, как сейчас помнит, в Баймак в составе бригады Рамазана Янбекова. Рядом – именитые артисты: Мавлетбай Гайнетдинов, Роза Аккучукова, Хадифан Сарваров, Фаниль Ишмуратов, Фарит Шайхутдинов. Так что профессиональное боевое крещение Гайзуллин прошел благополучно! Работал с Ильфаком и Асией Смаковыми, ансамблем «Ядкар». К слову, бессменным руководителем «Ядкара» на протяжении 25 лет был Гали Хамзин, с чьей подачи и началась профессиональная судьба Рамила Гайзуллина. Вот он и Танзиля Узянбаева научили молодого кураиста всем тонкостям и премудростям аккомпанирования протяжной башкирской мелодии озон-кюй. Теперь Гайзуллин может сходу сымпровизировать и подыграть любую, даже незнакомую мелодию – школа была хорошая! Работа в музыкально-литературном лектории принесла свои плоды – кураистом была создана моно-программа «Человек-оркестр». Это была интересная тема. Дело в том, что музыкант способен играть на нескольких музыкальных инструментах: это курай двух видов – деревянный и тростниковый, кубыз – металлический и деревянный, хайран (носовой варган), дуплфуруйя (венгерская двойная флейта), чоор (киргизская продольная флейта), сыбызга (татарская флейта), русская жалейка, ножная волынка, узляу (горловое пение). Даже обычная шариковая ручка шла в ход! К слову, хайран, по утверждению Гайзуллина, – совместное изобретение его и мастера из Архангельского района Гали Хакимова, правда, незапатентованное. Как заявляет сам мэтр, никто до него на хайране не играл. При этом с завидной регулярностью выезжал с выступлениями за рубеж – всего насчитывает 67 поездок по разным странам.
За это время Рамил Мавлитович окончил Уфимский институт искусств по классу курая, Башкирскую академию государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан по специальности «государственное и муниципальное управление», а также Челябинскую государственную академию культуры и искусств как дирижер. Итого в его багаже – три высших образования. Причем, по словам самого Гайзуллина, если бы он не создал оркестр, то последняя специальность ему была бы без надобности. Теперь – о главном! Как известно, Рамил Гайзуллин – создатель единственного в своем роде музыкального коллектива. Речь о Национальном оркестре народных инструментов Республики Башкортостан.
Впрочем, дадим слово маэстро: «Я много ездил по разным фестивалям, конкурсам, выступал на разных площадках по стране и миру. И когда на сцене выступали оркестры национальных инструментов, особенно наших сородичей – Казахстана, Кыргызстана, то становилось обидно за свою республику, свой народ. Так пришла мечта… Прекрасно понимая, какое это хлопотное и затруднительное дело – всё-таки оркестр! – я обратился за поддержкой к руководству республики. И неожиданно все получилось! В 2001 году создали 40 штатных мест для музыкантов. Худсовет отбирал лучших музыкантов Уфы. Оркестранты поначалу пришли со своими инструментами. Затем уже покупали. А насчет партитур, конечно, было сложно. Ведь это специфический оркестр. Представьте – симфонический, оркестр русских инструментов, джазовый – там уже все есть: традиции, ноты. А тут – ничего. Выручили композиторы Мурад Ахметов, Ильдар Хисаметдинов, Анатолий Кукубаев и Нур Даутов, которые дали свои произведения, и мы начали репетировать. Позже заказывали от филармонии, порой и свои деньги вкладывал, использовал дружеские связи из Москвы, Санкт-Петербурга, Казахстана… Целая музыкальная история!»
Оркестр быстро стал набирать обороты профессионализма, участвовал в крупных международных и всероссийских конкурсах. Трижды становился обладателем Гран-при, привозил первые места. Выступал в Концертном зале имени Чайковского, в Российской академии музыки имени Гнесиных. Объездил с концертами всю республику.
А как же пришла идея проведения масштабного конкурса-фестиваля «Зов Урала»? На счету у Гайзуллина – работа с 34 оркестрами за пределами республики и даже страны. Это разные оркестры – народные, академические… Казахстан, Кыргызстан, Тыва, Узбекистан, Туркменистан, Якутия, Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Казань, Челябинск, Белгород… «Многие музыканты мечтают о том, чтобы хотя бы играть в составе таких старейших ведущих коллективов, как Национальный оркестр имени Осипова, Русский оркестр имени Андреева или Казахский оркестр имени Курмангазы… – рассказывает Рамил Мавлитович. – А меня приглашали и солировать, и дирижировать! Помню один случай. На «Параде дирижеров» в Белгороде, где выступали 33 российских дирижера, ко мне подходит руководитель Осиповского оркестра Владимир Андропов и приглашает к сотрудничеству. Выступил с ними в Концертном зале имени Чайковского в Москве, после концерта спрашиваю, дескать, а где остальные дирижеры, которые выступали со мной в Белгороде, вы их не пригласили? Владимир Павлович ответил, мол, я единственный, кто ему понравился из всех них. Так что в концерте великого русского оркестра звучал башкирский курай! Это моя особая гордость!»
Гайзуллин часто выступал на различных фестивалях народных оркестров. И решил – почему бы не провести и в нашей республике подобный форум? Добро от руководства получил в 2012 году. Международный конкурс-фестиваль оркестров и ансамблей народных инструментов «Зов Урала» стал брендовым культурным мероприятием республики. Впервые он состоялся в марте 2012 года и собрал музыкальные коллективы из Челябинска, Белгорода, Кирова, Татарстана, Кыргызстана, Казахстана, Северной Осетии, Калмыкии, Узбекистана, Азербайджана, Турции, Китая… Второй и третий форумы прошли в 2015 и 2016 годах, где также участвовали оркестры и ансамбли народных инструментов из городов России и стран ближнего и дальнего зарубежья. В конкурсе-фестивале принимали участие профессиональные оркестры и ансамбли народных инструментов, а также оркестры и ансамбли народных инструментов средних специальных и высших музыкальных учебных заведений.
В исполнении разных коллективов часто звучали обработки башкирских народных мелодий и произведения башкирских композиторов. Это неудивительно, ведь проект включает в себя популяризацию уникальных реликтовых башкирских народных инструментов (курай, кубыз, кыл-кубыз, думбыра), технику исполнения горлового пения, а также знакомство широкой зрительской аудитории с ними. К слову, благодаря «Зову Урала» башкирские произведения звучат в разных странах. К примеру, ансамбль из Южной Америки включил в программу выступления «Вальс» Ильдара Хисамутдинова и «Девичий танец» Нура Даутова! Другой аспект – где бы мы услышали целую галерею высококлассных профессиональных коллективов из регионов и зарубежья? Это уже – обмен опытом и профессиональным мастерством.
О Гайзуллине можно рассказывать много – автор «Парада дирижеров» с участием российских и башкирских маэстро, артист, выступавший на одной сцене с Иосифом Кобзоном, Надеждой Бабкиной, Николаем Некрасовым, Николаем Калининым, Дмитрием Хохловым и другими, дирижер с кураем в руках, отец четверых сыновей… Человек многосторонний, одержимый собственными идеями, которые несут созидание!
Оксана ИВАНОВА.

Дата создание новости 14-09-2018   Комментарии (0)   Просмотров: 1 687     Номер: 74(13254)     Версия для печати

16 апреля 2021 г. №26(13770)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.