$ - 92.2628
€ - 99.7057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Юбилейное

Басовый ключ к любой роли


Басовый ключ к любой роли

Артист Сергей Николаевич Басов, на мой взгляд, уникален. Он обладает редкостной индивидуальной приспособленностью к актерской профессии. Эта фраза относится к числу особых пометок, которые выдающиеся мастера-инструменталисты делают в процессе прослушивания абитуриентов, поступающих, скажем, в консерваторию или институт искусств. Она означает только одно, а именно то, что соискатель по классу скрипки, виолончели или фортепиано был задуман Создателем скрипачом, виолончелистом либо пианистом… Вот так же и в случае с Басовым, которого Господь при рождении поцеловал в макушку, абсолютно точно зная, что со временем младенец сей станет именно драматическим артистом.
Как Творец предполагал, так на самом деле и вышло. Сергей Басов – уникальный артист, способный одинаково блестяще проявлять свое дарование в самых разных жанрах – трагедии, комедии, он может быть лиричен, невероятно тонок, безусловно, всегда глубок, да еще в такой степени, что до самого дна этих его актерских и человеческих глубин нам не добраться, органичен в эксцентрике и клоунаде. Вообще, когда я размышляю про природу таланта Сергея Басова, то всегда вспоминаю Чарльза Спенсера Чаплина и думаю о том, что в определенном смысле Сергей Николаевич мог бы, наверное, составить конкуренцию и самому Чарли, и не менее знаменитому Бастеру Китону, а в эпоху Великого Немого стать всемирно известным. Это я к тому, что в послужном списке заслуженного артиста Башкортостана, актера Государственного академического русского драматического театра РБ Сергея Басова несть числа ролям маленьких человеков, униженных, оскорбленных, но продолжающих верить в свою звезду, сопротивляться свинцовым мерзостям жизни, и за счет этого сопротивления остающихся на плаву. И цифра эта из его послужного списка в итоге, возможно, перекроет количество всех нелепых и одновременно трогательных чудиков, созданных Чаплиным и Китоном. Причем, думаю, начиная с Бобыля Бакулы из «Снегурочки» Островского, которого Басов играл самозабвенно.
Впрочем, стоп! Это слово не из басовского лексикона. Он вообще очень сдержан и скуп на речи, уж тем более цветистые. Сосредоточен и молчалив – лишний раз не подойдешь с некой развязностью в улыбке… Я, нежно Сергей Николаевича любя, подчас не рискну подойти и с премьерой-то его поздравить. Побаиваюсь. Побаиваюсь его внимательного взгляда, зачастую ироничной улыбки. Я мало что о нем знаю. За все время нашего с ним знакомства мы и разговаривали-то подробно один раз. И беседа та получилась интересной, многое в Басове объясняющей. Но… Диктофон зажевал ленту, и интервью наше свет не увидело – надеясь только на память, я писать не рискнула – не падкий на журналистские фантазии Сергей Николаевич человек, а больше подобного разговора у меня с ним, увы, не случилось.
Зато я по многу раз смотрю спектакли, в которых Сергей Басов занят, каждый раз поражаясь тому, какой он умный актер! Помню, когда режиссер Ахадов, ставивший в ГАРДТ чеховскую «Чайку», выбрал на роль Треплева не юного рефлексирующего мальчика, мечтающего о новых формах в искусстве, а зрелого, сложившегося артиста Басова, я спросила у Валерия Бакиевича: «Почему?» И он ответил коротко: «Потому что мне был нужен умный актер».
…Совсем недавно он потрясающе сыграл роль Расплюева (на нижнем снимке) в спектакле Антона Свита «Смерть Тарелкина» по пьесе Сухова-Кобылина. Этот созданный им образ безумием своим и почти животной органикой напомнил мне его Солдата из «Кавказского мелового круга», поставленного Линасом Зайкаускасом по знаменитой пьесе Брехта. За ту работу жюри Всероссийского фестиваля «Золотой Конек», проходившего в Тюмени, присудило Сергею Басову победу в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».
А его Суфлер в спектакле того же Ахадова «Без вины виноватые» - это невероятное слияние Островского с чеховской интонацией! Думаю, среди тех, кто читает данные строки, наверняка найдутся люди, которые носили басовскому Суфлеру, перекусывающему в зале прямо в антракте, кто булочку, кто бублик, а кто и денежку, вняв просьбам несчастного театрального служаки о воспомоществовании – настолько достоверен тот был!.. А бедный Басов всякий раз носился затем по фойе в поисках той доброй души, которая не пожалела для него «красненькой», и с трудом возвращал купюру ее владельцу. Что скажете, господа, разве это не сила искусства?!
Дай Бог, когда-нибудь мы, может быть, завершим с Сергеем Николаевичем наш тот начатый несколько лет назад разговор, и он увидит свет, чтобы читатель «Вечерки» наконец узнал о Басове нечто такое, о чем, аплодируя замечательному артисту, смутно догадывается, но не может это выразить словами. Точно так же, как и я, поскольку беден мой язык, уважаемый Сергей Николаевич, когда речь идет о Вашем даровании! Будьте здоровы, счастливы и долго-долго-долго живите в Театре!
Добавлю только, что 12 ноября актер Сергей Басов отмечает особый день рождения. С чем его поздравляет не только родной коллектив, но и вся редакция газеты «Вечерняя Уфа», а также примкнувшие к ней читатели!
Илюзя КАПКАЕВА.

Басовый ключ к любой роли

Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости 12-11-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 1 090     Номер: 82(13366)     Версия для печати

29 марта 2024 г. №22(13766)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.