$ - 91.9829
€ - 100.2432

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

История Башкирской государственной филармонии. Послевоенные десятилетия (1946-1962)


История Башкирской государственной филармонии. Послевоенные десятилетия (1946-1962)

Мы продолжаем листать страницы прошлого Башкирской государственной филармонии. В послевоенное десятилетие страна, оправившаяся от последствий тяжелой войны, начинает переживать своего рода «культурный бум». Наблюдается приток свежих сил. Вместо вернувшихся на родину творческих коллективов, оказавшихся в Уфе в эвакуации, в филармонию приходит творческая молодежь – выпускники театральных вузов и консерваторий, талантливые самородки из самодеятельных коллективов. Это дает возможность расширить жанровые рамки.

Филармония пополняется новыми именами, коллективами, идеями…
В 1946 году художественным руководителем филармонии был назначен молодой композитор Хусаин Ахметов. Почти три десятилетия (1946-1974) Хусаин Файзуллович Ахметов формировал музыкальное профессиональное искусство Башкирии, стоял у истоков создания многих профессиональных коллективов филармонии. Благодаря его мудрому руководству, высочайшему авторитету, масштабности творческих идей, на эти годы приходится расцвет башкирской эстрады, хорового искусства, академической профессиональной музыки, шагнувших за пределы родной республики.
В послевоенные годы в филармонии работали участники Великой Отечественной войны – баянист Альфарит Султанов, артист разговорного жанра Лутфулла Сайфуллин, артист Сергей Строчков, Никита Ладыгин, осветитель Валентин Кузнецов.
В 1948 году в Башкирскую государственную филармонию двадцатилетним юношей пришел Сулейман Абдуллин*. Обладатель лирического тенора, он 26 лет проработал солистом филармонии и руководителем концертной группы, был истинным кумиром публики.
Огромным событием стало открытие в 1948 году Концертного зала филармонии (с 1984-го – Малый (Органный) зал) по адресу: Гоголя, 58. Башкирская государственная филармония, наконец, обрела свой дом.
Декада башкирской литературы и искусства в Москве, которая должна была состояться в 1941 году, озарила творческую деятельность филармонии начала 50-х годов. Шла активная подготовка профессиональных исполнителей, которые приняли участие в московской Декаде-1955. Наряду с этим филармонии было поручено подготовить самодеятельные коллективы республики.
В самой Декаде приняли участие ансамбль народного танца Башкирской АССР, хор под руководством Ш.Ибрагимова, Русский хор под руководством А.Г.Тихомирова, певцы Х.Галимов, А.Шаймуратова, Д.Нурмухаметова, музыканты Н.Голов, Р.Буляканов, М.Зайдентрегер, ведущие М.Вахитова, Г.Исмагилова. Руководителями творческой группы Башкирской государственной филармонии выступили директор Х.Хамматов, художественный руководитель З.Ильбаева, художественный руководитель эстрады и лектория Д.Дмитриев.
В ходе подготовки к Декаде, в 1954 году женский хор в составе филармонии был преобразован в смешанный хор (руководитель А. Г. Тихомиров). С 1955 года до 1959 года хором руководил хормейстер, композитор Шамиль Шамильевич Ибрагимов**. Он был прекрасным знатоком хора, энтузиастом своего дела. Благодаря ему хоровое искусство республики встало на профессиональные рельсы: он руководил и хором Башкирской государственной филармонии, и хором Радиокомитета. Из-под его пера вышли первые обработки народных песен для хора и оригинальные хоровые сочинения: «Колой кантон», «Конь со звездочкой на лбу», «Диля», «Утро Урала», «Веселая молодежная», «Ашкадар», «Песня молодости» и другие, которые исполнялись этими коллективами.
50–60-е годы Башкирской государственной филармонии были ознаменованы созданием новых эстрадных групп и первых инструментальных ансамблей.
В 1951 году в филармонию пришел Ахат Уразметов***, окончивший театральное отделение Уфимского училища искусств, и в 1952 году появился популярный актерский дуэт «Катук и Баганай». Это был первый парный конферанс на башкиро-татарской эстраде, где Катук – Ахат Уразметов, а Баганай – Гафур Латыпов****. Дуэт выступал с лирическим и публицистическим репертуаром, сатирическими миниатюрами.
В 1956 году после восьми лет работы в Радиокомитете в филармонию вернулась Фарида Кудашева в качестве солистки эстрады и работала в творческом союзе с Тагиром Каримовым.
В 1957 году творческий и семейный тандем певица Магфира Галеева и баянист, композитор Николай Голов (сценический псевдоним – Наиль Галеев) из ансамбля народного танца вливаются в эстрадный коллектив Хабира Галимова. Из воспоминаний Николая Афанасьевича Голова:
«Первые гастроли прошли по районам и городам Башкирии. Вокалисты пели без микрофона, зрители очень тепло всех принимали. Средством передвижения служили повозки, запряженные лошадьми. Особенно трудно было зимой… лошади еле шевелились, сидеть в мороз в санях было холодно, поэтому шли пешком за санями… Большой удачей мы считали, если колхоз выделял гусеничный трактор с огромными санями и соломой. Мы зарывались в солому и в тепле доезжали до другого колхоза».
Важно сказать, что Николай Голов обладал великолепной техникой и безупречным вкусом, выдвинув башкирское эстрадное искусство на новый уровень. В 1961 году по инициативе Николая Голова был создан первый в республике эстрадный инструментальный ансамбль «Огни Уфы» (существовал до 1989 года). Первоначальный его состав: Виктор Петров – кларнет, Виктор Варнавин – ритм-гитара, Василий Варнавин – бас-гитара. Солисткой коллектива выступила Магфира Галеева. Руководитель коллектива Николай Голов играл на баяне-органоле. В 1962 году впервые группа «Огни Уфы» выехала за пределы Башкирии – в Челябинск, Омск, Новосибирск, Свердловск, Пермь, Ульяновск…
Впоследствии братья Варнавины создали самостоятельный коллектив оригинального жанра, в котором наряду с губными гармошками звучали привычные в быту того времени предметы: самопрялки, пила, стиральная доска…
Новым творческим этапом в истории ансамбля «Огни Уфы» стала программа «Песни народов мира», в которой талантливая певица Магфира Галеева пела аж на 62-х языках! А сподвигла ее на создание этой программы удивительная встреча с Ирмой Петровной Яунзем***** в 1962 году.
Как рассказывала Магфира Ильясовна: «В 1962 году я участвовала во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, первый тур которого проходил в нашей филармонии. Я спела под аккомпанемент Радика Хабибуллина, и вдруг меня приглашает председатель жюри. А это была Ирма Петровна. Она поинтересовалась: не хочу ли я исполнять песни народов мира. Я ей ответила, что это вообще мечта всей моей жизни. Тут же Яунзем договорилась с директором филармонии Нажибеком Шайкамаловичем Хафизовым****** и пригласила меня для работы над новым репертуаром в Москву. В первый мой приезд мы взяли десять песен – осетинскую, армянскую, грузинскую, азербайджанскую, турецкую, еврейскую и другие. Выучила я их очень быстро. Чтобы правильно произносить тексты, обращалась даже в зарубежные посольства, и нигде мне не отказывали – внимательно выслушивали и исправляли ошибки… Позже мне передали слова Ирмы Яунзем, сказанные ею Мидхату Шакирову. Она назвала меня бриллиантом и подчеркнула: «Берегите ее!»
Ансамбль «Огни Уфы» имел огромный успех у публики. На счету коллектива – огромное количество выступлений, гастрольных поездок по всей стране, записи на радио, телевидении, пластинки, выпущенные в Москве. Основоположники башкирской эстрады Магфира Ильясовна и Николай Афанасьевич прошли большой жизненный и творческий путь, внесли значительный вклад в развитие музыкальной культуры Башкортостана. За заслуги в области музыкального искусства они были удостоены почетных званий заслуженных артистов БАССР и народных артистов Республики Башкортостан, отмечены многочисленными грамотами и правительственными наградами. К слову, с 1992 года в Зианчуринском районе проводится конкурс вокального искусства имени Магфиры Галеевой.
В эти же годы – 1961-1962 – был создан инструментальный ансамбль под руководством Бахти Гайсина, который явился очередной ступенью в артистической биографии Фариды Кудашевой. Необычайная популярность певицы обрела новые грани в ее самобытном пении благодаря творческим изысканиям талантливого музыканта и руководителя Бахти Гайсина. Вскоре семейный и творческий дуэт – Фарида Кудашева и Бахти Гайсин – обретает особое признание у поклонников башкирской и татарской эстрады.
Поклонение певице вылилось в стихотворных строчках. Так, поэт Газим Шафиков писал:
Есть во всем своя эпоха,
В том числе – эпоха песни,
Если Голос дан от Бога,
Словно ангел с поднебесий.
Есть эпоха обожанья
Всенародного таланта:
Как струны тугой дрожанье
В сердце –
Вот его загадка!
Есть эпоха… Что мудрить тут?
Есть Кудашевой эпоха
Фариды…
Ансамбль под руководством Бахти Гайсина открыл дорогу в искусство молодым исполнителям. Так, в начале 60-х годов в этой группе делала первые шаги талантливая актриса, артистка разговорного жанра Гульсум Хабибуллина. Проработав в филармонии более четырех десятилетий, она выросла в яркую самобытную актрису с обширным репертуаром, в котором демонстрировала разные грани своего таланта: от юмористического до глубоко драматического.
Продолжение следует.
Оксана ИВАНОВА.


* Сулейман Аюпович Абдуллин (1928-2002) — башкирский народный певец и заслуженный артист БАССР;
** Шамиль Шамильевич Ибрагимов (1922-1993) – композитор, хоровой дирижер, педагог, заслуженный деятель искусств БАССР;
***Ахат Салихович Уразметов (1931-2015) – советский и российский артист эстрады, заслуженный артист РСФСР, народный артист БАССР, известен как сатирический персонаж Катук;
**** Гафур Каримович Латыпов (1912-1982) – артист разговорного жанра, заслуженный артист БАССР;
***** Ирма Петровна Яунзем (1897—1975) – советская камерная певица (меццо-сопрано), народная артистка РСФСР, заслуженная артистка БССР;
****** Нажибек Шайкамалович Хафизов (1921-1989) - прозаик, драматург, участник Великой Отечественной войны, директор Башкирской филармонии (1963-1967).

История Башкирской государственной филармонии. Послевоенные десятилетия (1946-1962)

Дата создание новости 19-05-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 1 339     Номер: 34(13413)     Версия для печати

19 марта 2024 г. №19(13763)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.