$ - 92.5058
€ - 98.9118

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Аллия Шарипова из когорты неповторимых


Аллия Шарипова из когорты неповторимых

На воскресенье, 15 августа, выпадает девятый день с момента ухода Аллии Хайдаровны Шариповой – замечательной актрисы, заслуженной артистки Башкортостана, долгие годы верой и правдой служившей сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан. И просто по мистическому стечению обстоятельств 15 августа Аллие Шариповой могло бы исполниться семьдесят три года…
В сегодняшней подборке Аллию Хайдаровну вспоминают ее друзья, коллеги по ГАРДТ РБ и однокурсники… Светлая память!


Мы с Алей были однокурсниками. Отец у нее юрист, мама в основе своей вела дом и занималась детьми. Семья была очень дружной, все сплоченные, умеющие поддержать в нужную минуту. Папа Аллии видел ее в будущем только юристом, считал, что у дочери есть к этому не только способности, в том числе цепкий ум, но и особая предрасположенность. Я не смогу сказать сейчас, почему она вдруг решила выбрать театральное отделение Училища искусств, кажется, первый раз пришла сюда за компанию с кем-то. А в ту пору, кстати, она еще не окончила школу… Курс наш набирал актер Русского театра, народный артист БАССР Федор Павлович Крашенинников. И я помню, что Аля с первого тура сразу прошла на третий.
Федор Павлович вел нас полгода, потом по состоянию здоровья ушел, и курс приняла Шаура Мусовна Муртазина, выдающийся театральный педагог, режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР и БАССР. Она была невероятно требовательной, но мы не роптали, понимая, что Шаура Мусовна готовит нас к жизни в профессии, в театре. Вообще, она являлась для всего курса непререкаемым авторитетом, фактически была для нас всем. И мы трудились, что называется, не покладая рук – Шаура Мусовна постоянно приглашала интересных режиссеров, театральных деятелей, которые давали мастер-классы, и мы все впитывали, открывая для себя много нового, работали, работали и работали. А среди нас и Аля. К ней Шаура Мусовна очень хорошо относилась – она даже устроила ее синхронным переводчиком в Башкирский академический театр (не без некого умысла, как я сейчас понимаю – это тоже был «час ученичества»). И Аллия Хайдаровна переводила с башкирского на русский спектакли БАТД, знакомясь с культурой и особенностями этого театра, его прекрасной труппы, в которую в тот момент как раз влилось знаменитое поколение гитисовцев – Гюлли Мубарякова, Зинира Атнабаева, Шамиль Рахматуллин… И Аля с ними ездила на гастроли (еще учась на нашем курсе) и очень многое из этого общения, поездок и в том числе работы переводчика-синхрониста почерпнула. Алечка старалась, ей очень нравилось и то, что она в БАТД узнала, и актеры, с которыми она общалась, и самобытность Башкирского театра, она благодаря этому как бы открыла иной мир. А Шаура Мусовна, которая тогда ставила спектакли в БАТД, следила за ней внимательно, понимая, что Аля – человек явно неординарный. И в дипломном спектакле, а речь о чеховской «Чайке», она дала Аллие Шариповой роль Маши. И я никогда не забуду того, КАК Алечка в ответ на фразу «Почему вы всегда ходите в черном?» произносила: «Это траур по моей жизни. Я несчастна». Она работала прекрасно, просто потрясающе, в ее Маше была такая глубина, такая безысходность, такое понимание того, чем все может закончиться, что не запомнить Алину героиню было невозможно. Я до сих пор думаю о том, КАК девятнадцатилетней девочке удалось передать трагедию несчастной, нелюбимой женщины, понимающей, что будущего у нее нет?!.
Мне известно, что в процессе выпускных испытаний Шаура Мусовна, беспокоясь за будущее своей ученицы, сказала Але: «Не знаю, как сложится твоя театральная судьба, но ты должна понимать – у тебя несоответствие внешности и твоего нутра». Может быть, Шаура Мусовна волновалась, понимая, что при нестандартной внешности Аллии Хайдаровны она – очень глубокий, думающий и тонко чувствующий человек... Да, Аля была не только умницей, но и на редкость одаренной личностью. Мало кто знает, например, что она замечательно двигалась и была талантлива во всем, что касается пластики, что она была остроумна и знала толк в яркой, хлесткой реплике, всегда умела ее подать. Она могла работать до самозабвения и работала именно так! Нас этому научила Шаура Муртазина. В голову даже не могло прийти отказаться выполнить просьбу режиссера! Работа всегда на первом месте. Аллия Хайдаровна также честно работала в сказках, в которых переиграла невероятное количество ролей! И Аллия Шарипова могла честно и жестко сказать партнеру по спектаклю: «Ты чего халтуришь, сидишь на сцене безучастный?!» Она просто не выносила того, когда на сцене хитрили, работали в полноги! Таким была человеком – все по максимуму!
Светлана АКИМОВА,
актриса Русского драматического театра, народная артистка Башкортостана.


С Аллией Хайдаровной Шариповой я познакомилась, работая над постановкой сказки «Аленький цветочек» в Русском драматическом театре с режиссером Александром Павловичем Коробицыным. Она играла роль одной из сестер главной героини и отдавалась репетиционному процессу полностью. Это был мой второй в Русском театре спектакль и самая первая как у балетмейстера сказка…
Помню, меня поразила в ней, уже сложившейся, опытной актрисе, готовность к любому эксперименту, даже к кардинальному изменению рисунка роли. Она легко и даже с радостью принимала любые предложения, исходившие от, казалось бы, девчонки - мне тогда исполнилось двадцать семь лет, а она была гораздо старше… И еще меня восхищало в работе с Аллией Хайдаровной полное доверие к постановщикам, никакой фанаберии, никакой звездности!
Я была тогда приятно удивлена тем обстоятельством, что актриса Шарипова, которая служит в Русском театре с 1967 года (!) и сыграла уже множество ролей, собственно, состоялась, просто бросилась в новую стихию! Аллия Хайдаровна оказалась на редкость пластичной, изящной, как в движениях, так и в своих душевных проявлениях! Она ведь танцевала у нас в «Аленьком цветочке»… И КАК танцевала! Я ведь тогда еще не знала, что в студенчестве она прошла школу великой Тамары Шагитовны Худайбердиной!
Аллия Хайдаровна была удивительно легкой, летящей, с искрами в глазах и в душе, а еще очень юной по своему внутреннему состоянию. И ни одного пустого движения, все по существу, по характеру роли, все исполнено смысла, все продиктовано постоянной работой внутри. Она была очень думающей актрисой.
А еще мы немного поработали с ней в процессе репетиций спектакля «Ах, Невский!..», который ставил в Русском театре режиссер Александр Поламишев. Аллия Хайдаровна играла в нем одну из сестер (почти двойняшек), которых невозможно было, что называется, расцепить – они все делали вместе, ходили вместе, говорили разом, глазки строили кавалерам тоже одинаково. Кажется, вторую сестру играла Альбина Галимова... Это было потрясающе, помню, как Аллия Хайдаровна, точнее, ее героиня, визгливо-зазывно кричала майору Ковалеву: «Рисуйте нас вместе, только вместе!» Она была смешной невероятно, а главное – не боялась этого, умела наслаждаться ролью, необычным характером.
И третий наш спектакль – «М.Баттерфляй», который ставил Тоас Шлаустас, - то, что она сделала в нем, играя китайского государственного чиновника - товарища Чин, нужно отнести к разряду уникальных работ. В созданном ею образе соединилось все – истерия вождей эпохи «железных богов», характеры убийц и идеологов периода культов личности Сталина и Мао, словно предугаданы были ею и поведенческие мотивы Валендры из ненаписанного еще тогда произведения Бориса Васильева «Завтра была война», и даже улыбка диктатора Варлама Аравидзе из еще не снятого в те поры фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние»!.. Она, безусловно, была неординарной актрисой очень мощного темперамента – с уникальным голосом, с невероятными глазами, на которые в процессе того же спектакля «М.Баттерфляй» могла набегать тень подозрения, а уже через минуту они натурально наливались кровью. Наслаждением было работать с Аллией Хайдаровной. Вспоминаю костюм ее персонажа - ведь Аллия Шарипова была одета в галифе, длинный серый френч, на голове – кепи, по этому наряду невозможно было понять, кто перед тобой – мужчина, женщина, короче, товарищ Чин. И она словно специально подчеркивала модуляциями своего необычного голоса эту отвратительную бесполость тирании…
Я смотрела и другие спектакли с ее участием – детские, в которых она была невероятно органична; «Эффект Редькина», где она тоже была легкой, удивительно смешной. А еще – «Друзья» по произведению Кобо Абе, в котором она просто гениально играла роль Бабушки!..
…Думаю, что миссию и значение Аллии Хайдаровны Шариповой в Русском театре Башкортостана можно сравнить с миссией и значением Лии Меджидовны Ахеджаковой в московском театре «Современник». Это актрисы и явления в драматическом искусстве одного порядка, одной группы крови и силы таланта.
Ирина ФИЛИППОВА,
профессор кафедры пластической выразительности Высшего театрального училища имени Бориса Щукина, заслуженный деятель искусств России.


Аллию Хайдаровну Шарипову я называл «мамка Чин», потому что мне в мои еще студенческие годы выпало счастье выходить с ней на подмостки Русского драматического театра в спектакле Тоаса Шлаустаса «М.Баттерфляй» по пьесе Дэвида Хенри Хвана. А Аллия Хайдаровна играла в этой постановке роль китайского партийного чиновника - товарища Чин. Для меня, совсем еще необстрелянного, исполнявшего роль Сон Лилин, наша парная сцена была психологически тяжелой… И Аллия Хайдаровна каждый раз после этой нашей сцены обнимала меня как-то очень по-матерински, тепло, тем самым поддерживая, такого молодого и зеленого… Отсюда и пошло это почти семейное – «мамка Чин». Некогда актриса Русского театра Ирина Чурикова очень точно сказала про Аллию Хайдаровну Шарипову: «Мастер небольших ролей и эпизодов, созданных широкими и мощными мазками». И это – истинная правда.
С горечью думаю о том, что больше никогда Аллия Хайдаровна уже не обнимет меня с материнской нежностью, и от этого щемит сердце…
Светлая память и низкий поклон за все моей любимой «мамке Чин»!..
Ильмар АЛЬМУХАМЕТОВ,
генеральный директор Башкирского государственного театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Башкортостана.


Мы с Аллией Хайдаровной дружили. Сблизились благодаря спектаклям «Кавказский меловой круг» и «Наш городок», которые поставил режиссер Линас Зайнаускас. Мы обе были в них заняты. У этих спектаклей Зайнаускаса был период интенсивных поездок по фестивалям и гастролям, и в этих путешествиях мы как-то особенно сплотились с Аллией Хайдаровной. Если было свободное от репетиций и вечерних выступлений время, бегали вдвоем на спектакли театров тех городов, куда приехали, ходили на выставки. И мне всегда было интересно мнение Аллии Хайдаровны, обладавшей острым умом, проницательным взглядом и отличавшейся точностью суждений. Вообще я знаю ее семью, прекрасную дочь Лейлу, внука Алмаза. В свое время, когда в нашем театре шел спектакль Михаила Исаковича Рабиновича «Эшелон», я играла в нем роль Ларисы, которая в каком-то смысле следит за детьми, и тогда вокруг меня на сцене собирались наши театральные дети (их занимали в постановках) – Аня Шумилова, Антон Савельев, Лейла, дочь Аллии Хайдаровны... Я, что называется, «пасла» их и за кулисами… И с тех пор и доныне по прошествии стольких лет Лейла все еще называет меня «тетя Таня», как ее ни ругала за это мама. Лейле, безусловно, сейчас очень тяжело, равно как и Алмазу, ведь последние годы, когда Аллия Хайдаровна уже не служила в театре, они очень тесно жили своим домом, своим миром, в котором ныне пробита огромная брешь… И ведь Аллия Хайдаровна настолько их любила, что даже уход ее, если так можно выразиться, не обременил дорогих ей людей проблемами, хлопотами вокруг ложа больного… Лейла на минуту вышла из комнаты, где мама ее спокойно сидела в кресле перед телевизором, тут же вернулась – а мамы уже нет…
Какая потеря для близких, для всех нас! Да, незаменимых нет, но есть неповторимые, и Аллия Хайдаровна была именно такой – талантливой и неповторимой! Очень мягкая, деликатная, участливая, в то же время она могла чрезвычайно жестко сказать правду кому-то из забывших о том, что такое служить сцене, кому-то из впавших в эйфорию от успехов: это плохо, так нельзя работать, так нельзя себя в театре вести!
Невероятно больно от мысли, что ее уже нет… И ведь девятый день с того момента, как сердце ее остановилось, выпадает на 15 августа. На день ее рождения. Немыслимо! Аллие Хайдаровне могло бы исполниться семьдесят три года… Еще можно было жить и радоваться рождению правнука… Душа плачет. Перед глазами ее улыбка, а поднимешь взор к небу – там светит звезда по имени Аллия…
Татьяна МАКРУШИНА,
актриса Русского академического театра, народная артистка Башкортостана.


Мы с Алечкой были однокурсниками. И я знал ее очень хорошо. Очень скромный человек и очень нужная театру актриса, творческая личность, имею в виду не только Русский академический, а Театр вообще. Потому что она была актрисой невероятного темперамента, никто ее не мог переиграть! В свое время благодаря фактуре, небольшому росту она создала целую галерею детских ролей – играя всех мальчишек и девчонок в спектаклях для ребятни и юношества. Целые поколения выросли на образах Алечкиных пацанов и девчат. И работала по-актерски Аллия Хайдаровна здорово, органично, без бебешки (как на театре говорят) и без жима. А потом, став старше, она на удивление естественно перешла к ролям другой возрастной категории и тоже была в них хороша и талантлива. Далее она столь же органично и без истерик, как у иных, перешла к героиням преклонных лет. И все ее многочисленные «старухи» были яркими, хара/ктерными, и ТАК эти роли не мог сыграть никто! Она очень много сделала для республики, подарив ей невероятное количество образов, которые любили зрители. И эта маленькая татарочка сделала очень много именно для Русской сцены!
И ведь она никогда ничего не просила. Ей в родном театре ни разу не провели творческий вечер, юбилей на большой сцене! А она, кстати, долгие годы была уполномоченным представителем Союза театральных деятелей республики. И все спокойно, без помпы, по-деловому и исключительно с пользой для родной труппы. Она огромную пользу приносила своему театру, была истинным солдатом Русского академического. Служила верой и правдой! А не просила у начальства ничего, не требовала из гордости, потому что она - настоящая актриса!
И ушла Алечка так рано, я уверен, от тоски. Театр был ее, если так можно выразиться, становым хребтом. И когда ей вдруг не продлили контракт, она, отдавшая Русскому театру огромную часть своей жизни, повернулась и молча закрыла за собой дверь, насколько я знаю, ни разу больше не заглянув в ГАРДТ, потому что сломалась, не могла больше дышать. Не приходила в театр потому, что это ей очень больно было после стольких лет служения… Я, будучи директором уфимского ТЮЗа, много раз звал ее к себе в труппу. Не пошла – гордая. Но что-то сломалось в этом тонком механизме актерской души. Никого не хочу винить, но помнить об этом нужно и важно!
Юрий КАРМАНОВ,
народный артист Башкортостана.


Главное из того, о чем необходимо сказать – это то, каким теплым, дорогим для многих из нас человеком была Аллия Хайдаровна.
А еще о том, что она – совершенно неповторимая актриса, истинный бриллиант. И о том, что эта поистине звездная актриса по характеру абсолютно не была звездной. Мне кажется, у них весь курс такой – курс Шауры Мусовны Муртазиной – и Аллия Хайдаровна, и Светлана Семеновна Акимова, и Юрий Михайлович Карманов… Их так воспитали – абсолютно бескорыстными, скромными людьми, и они просто не могут быть иными.
Аллия Хайдаровна обладала огромным чувством ответственности, хотя вроде бы могла уже позволить себе почивать на лаврах. Но нет, не могла! Я всегда смотрела на то, как работает Аллия Хайдаровна, и понимала, что для этой актрисы не существует паспортного возраста – душа юная, взгляд всегда молодой, а рисунок роли отличали необычайная свежесть и эксцентрика. И у меня никогда не было ощущения, что она старше меня. Скажу больше – никто из нас, пришедших в театр гораздо позднее, не чувствовал себя неопытным рядом с ней. Рядом с такой звездой, неизменно открытой всему новому – и молодой режиссуре, и современной драматургии, и юным партнерам… Вспоминаю спектакль «Ночь ошибок» по пьесе Гольдсмита. В том, что касается сценографического решения, он был застроен сложно, и исполнителям было в этих декорациях тяжеловато, приходилось много бегать… Аллия Хайдаровна ни одним словом не давала постановщикам, да и нам понять, что ей это не так просто. Она показывала такой класс, что я рядом с ней чувствовала себя старше.
Она не только звезда, но и искрометная актриса. Никогда не забуду ее с Робертом Сафиным работу в спектакле по пьесе Брехта «Кавказский меловой круг». В сцене, сопутствующей переходу Груше через ледник, я не узнавала Аллию Хайдаровну! Молодой гибкий Роберт, которому она не уступала в сложнейшем пластическом рисунке, и рядом с ним абсолютно юная, с невероятным темпераментом работающая Аллия Хайдаровна. И если пойти дальше, то и режиссер Линас Зайнаускас, который придумал это вместе с балетмейстером Верой Лесничей – тоже ценил ее за молодость! Я каждый раз смотрела и не понимала, как Аллия Хайдаровна это делает, откуда силы?! Потому, думаю, Линас ее и полюбил, поняв, что она – универсальная актриса! Полюбил и пригласил ее в свой второй спектакль в Русском театре – «Наш городок»…
Трагикомедия – очень редкий и коварный жанр, которым далеко не все владеют, а вот Аллие Хайдаровне это было дано. Достаточно назвать спектакль на Малой сцене «Женщина без тела»…
Думаю, многие помнят сказку «Маленькая ведьма»… Мне всегда казалось, что Аллия Хайдаровна - абсолютно сказочный персонаж, так, как она играла сказки, сейчас не умеет никто! Или спектакль «Детектив на перекрестке», который пересмотрел весь город, и в нем - ее тетушка с остановки… Так ведь подобное просто невозможно повторить! И заметьте, все хотят играть либо героев, либо романтических персонажей, а носителей амплуа, которое было подвластно в нашем театре только Аллие Хайдаровне, практически не осталось. Находиться на такого рода острие – это могут лишь единицы.
В ней жила поразительная неуспокоенность – все время пробовать! Ни разу она ни от чего не отказалась. В уже упомянутой «Маленькой ведьме» ходила с палками, сгибалась в три погибели, изображая паучиху. Это трудно, это тяжело, и никто даже не догадывался, что она могла плохо себя чувствовать. Но профессия, спектакль – превыше всего. И она шептала мне: «Тихо-тихо, никому не говори, сейчас пройдет… Ну, вперед!»
И, как уже сказано – она была абсолютно родным человеком, теплым, участливым, трепетным, внимательным к твоим бедам и проблемам. При этом – никакой позы. Ты чувствовал себя равным. И кому?! Повторюсь – абсолютно звездной актрисе! Но и панибратство с ней казалось немыслимым. Многие из нас, еще необстрелянных, по наитию, наверное, держали дистанцию. Держали мы эту дистанцию, поскольку в неповторимой природе Аллии Хайдаровны, в том, как истово она работала, с каким пиететом относилась к Театру, эта дистанция была заложена, не искусственная, а естественная, вызывающая безграничное уважение желторотиков к актрисе Шариповой, к той миссии, которой она облечена. И при этом Аллия Хайдаровна любила и ценила всех нас, юных, неумелых, любила поговорить с нами, отреагировать на хорошую шутку, сама могла любого рассмешить. Она и в этом была неповторима…

Аллия Шарипова из когорты неповторимых


Аллия Шарипова из когорты неповторимых


Аллия Шарипова из когорты неповторимых


Альфия КАШБУЛЛИНА,
актриса Государственного академического русского драматического театра РБ.
Подборку подготовила
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости 13-08-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 884     Номер: 56(13526)     Версия для печати

23 апреля 2024 г. №28(13772)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.