$ - 93.2918
€ - 99.5609

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Королева Замка красоты Посвящение народной артистке Башкортостана Людмиле Шапкиной


Королева Замка красоты Посвящение народной артистке Башкортостана Людмиле Шапкиной

Во время репетиции в балетном зале.

- Все. Больше не танцую…Сначала я не поверила, думала – шутка. Представить себе уфимский балет в 1990-е годы без Людмилы Шапкиной немыслимо. Прима. Безусловная и единственная. Она – Одетта-Одиллия, Жизель, Мирта, Китри, Фригия, Сильфида, Аврора, Мария, Золушка, Вакханка, Лиза, Шафак… Почти все ведущие партии. Да, возраст: сорок шесть лет, рекорд в труппе долголетия балерины. Да, партнеры – сплошные ученики. Но форма идеальная! И кто заменит?!

Тем не менее решение принято, и Людмила Шапкина после двадцати восьми лет плодотворной, самоотверженной танцевальной судьбы оставила сцену. Было больно, тяжело. Но это жизнь, понимала она, и такой момент неизбежно настает. Смириться с этим трудно.
- Года два я была в прострации, – вспоминала позже Людмила Васильевна, – чувствовала себя совершенно никчемной. И это при том, что работы было полно и в училище, и в театре. А все равно ощущение, будто половину тебя отрезали, долго еще не покидало. Как это – утром не нужно идти на класс… Не будет репетиций, спектаклей, зрителей… Постепенно свыклась.

Королева Замка красоты Посвящение народной артистке Башкортостана Людмиле Шапкиной

Знаю балерину Шапкину с 1970-х годов. Выпускница Пермского хореографического училища, воспитанница самой Людмилы Сахаровой дебютировала в 1971 году партией Мари в балете Петра Чайковского «Щелкунчик», он шел тогда у нас в хореографии Василия Вайнонена. В это время в БГТОиБ было много замечательных балерин и не столь богат репертуар. Конкуренция ощущалась остро. Но наша героиня понимала: если судьба подарила тебе балет и тебя признали балериной, ты обрекла себя на каждодневный каторжный труд. Прошла кордебалет, по ее собственному выражению, от корки до корки. Перетанцевала сольные номера, «двойки», «тройки» во всех спектаклях. Была палочкой-выручалочкой: всегда в безукоризненной технической форме, она часто подменяла заболевших прим. Ей оставалось только порядок выучить. Даже такие сложные партии, как Аврора в «Спящей красавице» и Мария в «Бахчисарайском фонтане» освоила за три дня. Так и сама стала примой.
Техника у нее всегда шла вслед за образом. Непременно почувствовать характер, драматизм ситуации, конфликт. А чувства уже выносили ее в туры, прыжки, пируэты. Чем острее характер, тем больше огня в танце, ярче кураж. Каждый выход Шапкиной на сцену нес в себе экспрессию, определенный заряд и настроение. Свои энергию, волю, интеллект балерина ориентировала на создание образа. Если считаешь себя артисткой, ты должна даже в старом классическом балете почувствовать и донести до публики биение пульса современной жизни и в этом находить творческую удовлетворенность и счастье. Людмила Шапкина так и делала: из своей души, темперамента, труда и мастерства создала галерею самых ярких героинь мировой классики.
Не случайно в 1994 году Союз театральных деятелей Башкортостана удостоил Людмилу Шапкину премии имени Бедер Юсуповой, выдающейся башкирской актрисы, за партию Одетты-Одиллии в спектакле «Лебединое озеро». Сколько нужно мастерства, души, темперамента, чтобы сотворить два остро контрастных образа! Да так, что публика долго не могла прийти в себя после потрясения.
И более позднее признание: в 2011 году Людмила Васильевна стала лауреатом премии Союза театральных деятелей России имени Екатерины Максимовой.
Больше всего она боялась штампов, повторения. Ведь в любом образе всегда можно найти новые нюансы. Это непреложная истина. Можно двадцать лет танцевать одну партию и все двадцать лет делать это по-разному. Человек взрослеет, меняются его знания, представления о мире, меняется и понимание героя.
А как Шапкина готовилась к спектаклю! Приходила в театр рано – за три-три с половиной часа. Не могла выйти на сцену «с разбегу», нужно было погрузиться, продумать прическу. Удивительно, но каждый раз они с гримерами сочиняли что-нибудь новенькое. Потому что даже прическа действует на то внутреннее состояние, с которым артист выходит на сцену. Если балерина чувствует себя комфортно, уверена, что она прекрасно выглядит, что у нее та самая прическа и то самое платье, она и роль свою подаст глубже, выразительнее. И зритель получит большее удовольствие. Вот такой «фанатизм» в хорошем смысле.
За долгую сценическую жизнь партнерами Людмилы Шапкиной были Ильдус Хабиров, Шамиль Терегулов, Алик Бикчурин, Рауф Насыров, Альберт Валеев, Руслан Мухаметов… С Владимиром Шапкиным, супругом, танцевали более пяти лет, до его пенсии. А потом… В начале 1990-х годов в театре сложилась непростая ситуация: сольные партии танцевать было практически некому. Тогда Шамиль Терегулов, художественный руководитель балетной труппы, принял решение – пригласить в театр третьекурсников Уфимского хореографического училища (ныне – колледж). У него был сильный класс, ребята могли справиться, а вот с девочками была проблема. Людмила Васильевна берется вводить в спектакли молодежь. С Романом Рыкиным практически вдвоем несколько лет тянули весь репертуар. В премьере «Тщетной предосторожности» она танцевала с Дмитрием Доможировым. Через некоторое время подросли девочки, и Людмила Шапкина стала готовить их на свои партии.
С 1992 года Людмила Васильевна совмещала сценическую деятельность с педагогической в Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева. С 1998 года еще и педагог-репетитор балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета.
- В нашем деле пахать и пахать надо, - не устает повторять Людмила Васильевна. - И любить до фанатизма. Пока семь потов не сойдет, ничего не получится, даже самый большой талант растает.

Королева Замка красоты Посвящение народной артистке Башкортостана Людмиле Шапкиной

В балете «Жизель» с Владимиром Шапкиным.

Внушает это своим ученикам. Нежно относится к малышам, вспоминая, наверное, как ее саму совсем крохой мама привела в балетную студию хабаровского Дворца пионеров. Она строга к ученикам, но не теряет доброты и мягкости. Ибо не забыть, сколько натерпелась от своего педагога в Пермском училище – знаменитой, но жесткой до жестокости Людмилы Сахаровой. Душу ребенка легко надломить… Замкнется, закомплексует, а для будущего артиста это губительно.
- Стараюсь никого не выделять среди учеников. Безусловно, я сразу вижу, из кого получится прима, а кто будет на вторых ролях. Но озвучивать это не считаю нужным. Если и говорю, то не для того чтобы обидеть, а дабы разозлить. Любой комментарий должен быть сказан с иронией, с юмором. На меня не обижаются. Главное, чтобы в классе не было зависти, дети не должны делиться на любимчиков и обделенных вниманием.
Среди воспитанников Людмилы Васильевны – прима-балерина театра, заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана, лауреат международных конкурсов, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева и Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича Гузель Сулейманова, прима-балерина, народная артистка Башкортостана Валерия Исаева, заслуженный артист Башкортостана Артур Новичков, заслуженная артистка Башкортостана Софья Саитова (Гаврюшина), яркая характерная танцовщица Ирина Чыонг.
Людмила Васильевна – приверженец классического балета, который, уверена она, не изживет себя:
– Будут развиваться все направления: и современный танец, и классический. И у каждого будут сторонники и противники. Нас не учили джазу или современной пластике. Я воспитана на классическом танце. Поэтому он мне и близок. Мне хочется в номере категории «модерн» или спектакле видеть смысл. Так уж воспитана. Не могу смотреть балет без сюжета. Если я не понимаю, о чем он, меня действо начинает раздражать. Как-то в очередной раз я гостила у дочери в Париже, она купила нам билеты на балет Бежара. Меня не все вдохновило. У него своя философия. В этом соку надо вариться. Нужно посмотреть несколько раз, почитать, пообщаться, тогда смысл найдется. Классика мне ближе.
Классический балет есть Замок красоты, сказал Иосиф Бродский. Людмила Шапкина – королева этого Замка в любой ипостаси – и как балерина, и как педагог.

Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и из архива автора.



И ЕЩЁ…
В воскресенье, 10 апреля, в Башкирском государственном театре оперы и балета состоится Гала-концерт, посвященный юбилею замечательной балерины, народной артистки Башкортостана, лауреата премий имени Бедер Юсуповой и Екатерины Максимовой Союза театральных деятелей Башкортостана и России, педагога-репетитора балетной труппы театра Людмилы Шапкиной.
В творческом вечере примут участие ведущие солисты балетной труппы БГТОиБ, в числе которых есть и прямые ученики педагога Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева, прекрасного наставника Людмилы Васильевны Шапкиной. В числе тех, кто выйдет в этот вечер на сцену театра – Гульсина Мавлюкасова, Гузель Сулейманова, Валерия Исаева, Софья Саитова (Гаврюшина), Софья Доброхвалова, Алиса Алексеева, Сергей Бикбулатов, Рустам Исхаков, Олег Шайбаков, Руслан Абдулханов, Андрей Брынцев, Расиль Сагитов…
Режиссер Гала-концерта – Ринат Абушахманов.
Начало в 18 часов (12+).

Дата создание новости 8-04-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 769     Номер: 23(13585)     Версия для печати

23 апреля 2024 г. №28(13772)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.