$ - 93.4409
€ - 99.5797

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Лукуллов пир для балетоманов


Лукуллов пир для балетоманов

В Уфе прошли гастроли прославленного Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана. На сцене Башкирского государственного театра оперы и балета при полных аншлагах прошли два спектакля: «Анна Каренина» и «Роден, ее вечный идол».

Критики и другие гости столицы Башкортостана всегда отмечают заметную балетную ауру в нашем городе. Это и понятно. У нас одна из самых сильных, высокопрофессиональных балетных трупп в России, с 1993 года проходят в Уфе международные фестивали имени Рудольфа Нуреева, где выступают звезды российских и мировых подмостков. В общем, публика воспитана на хороших образцах и подготовлена к восприятию и классики, и контемпорари, и модерна.
С театром Эйфмана уфимские любители балета знакомы давно. Коллектив побывал в столице республики еще в 1978 году, на второй сезон своей жизни. Некоторые солисты участвовали в Нуреевских фестивалях. Но это были отдельные номера. На сей раз – полноценные спектакли, перлы эйфмановского репертуара. Просто счастье, что гастрольный маршрут театра по городам России, посвященный 45-летию его существования, пролег через Уфу. Настоящий лукуллов пир для балетоманов.
Оба спектакля – «Анна Каренина» и «Роден» – дают яркое представление о стиле хореографа. Глубокий психологизм, острый драматургический накал, оригинальная, уникальная хореографическая лексика. Техника очень сложная для исполнения. Солисты – великие мастера, виртуозы.
Напомню еще об одном соприкосновении с театром Эйфмана – через Игоря Маркова. Воспитанник Бориса Яковлевича, ведущий солист (кстати, блистательный Каренин!), хореограф, он в 2009 году поставил с башкирской труппой балет «Прометей» на музыку Рустэма Сабитова. Нашим классическим танцовщикам пришлось буквально ломать свое тело, и не всем, даже лучшим солистам, это удалось. В итоге интересный спектакль недолго продержался в афише.
Балет «Анна Каренина» поставлен в 2004 году, но нисколько не утратил премьерной силы и востребованности. Покорил полмира, и уфимцы тоже получили возможность живьем насладиться пластической интерпретацией известного романа. Хрестоматийность сюжета нисколько не мешала. Затаив дыхание, зал наблюдал за бурными переживаниями героев – Анны (Елизавета Хохлова), Каренина (Сергей Волобуев), Вронского (Игорь Субботин) – и полностью проникся основной идеей: разрушительной силой страсти, когда сердце в полном разладе с разумом, когда происходит непредсказуемое и трагическое. «Это не балет, - поделилась впечатлением одна зрительница, - это кусок жизни».

Лукуллов пир для балетоманов

Если в «Анне Карениной» все знакомо и понятно со школьных лет, то второй спектакль требует, на мой взгляд, более подготовленной аудитории, хотя бы элементарного знания биографии великого скульптора. Иначе трудно разобраться в этом клубке судеб, страстей, событий. Здесь тоже три действующих лица: Роден (Дмитрий Фишер), Камила Клодель (Мара Тудосе), Роза Бёре (Анжела Прохорова). Роден сам путается в этом любовном треугольнике. Камила – его ученица, Муза, возлюбленная, скульптор, талантливая, многогранная личность. От столкновения таких ярких индивидуальностей не то что искры, а сильное пламя вспыхивает и… сжигает. Камила попадает в психиатрическую лечебницу, где через тридцать лет и заканчивается ее жизнь. Роза – женщина, с которой Роден живет много лет, мать его единственного сына, она обеспечивает ему домашний уют и комфорт. И сильно ревнует, страдает от страсти Родена к Камиле. Действие происходит в разных временных пластах. Роден навещает любимую в лечебнице, и его окутывают воспоминания…
Язык танца сложен и выразителен. Сцены и лирические, романтические, и страстные, остро характерные. Движения переплетаются, одно перетекает в другое, возникает ощущение повествования, которое понятно без слов. Потрясает, как артисты совмещают технику с пронизывающей до мурашек, до мороза по коже драматической игрой. Это – великие мастера! Танцовщики Эйфмана уникальны!
Мы становимся свидетелями процесса ваяния. Оригинальные пластические решения показывают, как из куска мрамора рождаются скульптуры. На наших глазах оживают роденовские шедевры «Поцелуй», «Вечная весна», «Вечный идол», «Врата ада»… Об этом невозможно рассказать, это нужно видеть.
Трагичные, мрачные сцены разряжаются яркими, красочными. Чтобы зрители не заскучали или, не дай бог, не впали в отчаяние вместе с героями, вот вам жизнерадостный танец сборщиков винограда, где, кстати, Роден и познакомился с Розой. Или картина ночной жизни парижской богемы в «Мулен Руж» с финальным зажигательным канканом. Здесь хочется низко поклониться артистам кордебалета, которые в обоих спектаклях показывают высокий профессионализм, берут в плен, завораживают четкостью, синхронностью исполнения, артистизмом. Искусно подобрана музыка разных стилей и эпох. «Анна Каренина» идет под музыку Петра Чайковского, в «Родене» звучат пленительные мелодии Сен-Санса, Массне, Равеля… Во всем необыкновенная магия, чувствуется мастерство гениального хореографа, режиссера, психолога.
Театр уехал, гастрольный тур продолжается. А мы будем перебирать в памяти увиденное, делиться впечатлениями. И коль родилось сравнение с пиром, доведу его до логической точки: еще долго будем наслаждаться послевкусием.

Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Александра ДАНИЛОВА и из открытых источников.


Дата создание новости 13-12-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 578     Номер: 86(13648)     Версия для печати

19 апреля 2024 г. №27(13771)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.