$ - 92.5919
€ - 100.2704

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Тебя любить, обнять и плакать над тобой…»


К 85-летию со дня рождения заслуженного артиста Башкортостана и Украины Дмитрия Фёдоровича Ремаревского
«Тебя любить, обнять и плакать над тобой…»

Талант певца в нем сочетался с необыкновенным личностным обаянием. И это придавало его пению особую искренность и очарование. Сильный, уникальный по тембру и диапазону голос – драматический баритон – проникал в самое сердце. Ремаревского обожала публика, его любили в коллективе Башкирского государственного театра оперы и балета.


Внезапная смерть Дмитрия Федоровича за неделю до его 72-летия сразила всех. Это случилось 12 января 2010 года. И уже в феврале в Греческом зале прошла музыкальная гостиная, посвященная его памяти. Само название гостиной – «Тебя любить, обнять и плакать над тобой» – говорит о всеобщей нежной большой любви. Это был любимый романс Дмитрия Федоровича на слова Афанасия Фета и музыку Николая Ширяева. Участвовали ведущие солисты оперной труппы, хор театра вместе с главным в ту пору хормейстером Эльвирой Гайфуллиной, его любимый «Кобзарь»…
Дмитрий Ремаревский дорожил званием заслуженного артиста Украины. Ведь это его родина. Он родился и вырос в живописном селе Червоное Житомирской области. Густые леса, прозрачные озера, ласковая речка Пустоха… Все дорого с малых лет, к тому же так красиво, что хотелось петь. И пели в его семье, в соседних, вообще все вокруг. Пели, как поют на селе – по дороге в поле или во время праздничного застолья. Украинские народные напевы навсегда заняли важное место в сердце Дмитрия.
Неудивительно, что юноша поступил в знаменитую Одесскую консерваторию, успешно окончил ее в 1968 году. По распределению отработал в Восточно-Казахстанской филармонии, затем пел на подмостках Волгоградского и Чувашского оперных театров.
Не все знают историю появления Ремаревского в Башкирском государственном театре оперы и балета. А случилось это так. Геннадий Родионов, тогда совсем молодой начинающий оперный солист, пел по приглашению в спектакле Чебоксарского театра и услышал певца, голос которого завораживал с первых звуков. Это был Дмитрий Ремаревский. Геннадий не смог уехать просто так, не уговорив его перебраться в Уфу. Даже участвовал в переговорах с дирекцией. В результате Ремаревский спел в спектакле на уфимской сцене, и все случилось. С 1977 года Дмитрий Федорович – ведущий солист БГТОиБ, которому верно прослужил тридцать три года. Дебютировал партией Григория Грязного в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста», моментально покорив и публику, и коллег.
– Когда я услышала впервые его голос, то сравнила его с виолончелью, он был такой же бархатистый, глубокий и красивый по тембру, – делилась своими впечатлениями Эльвира Гайфуллина. – Партию Грязного в «Царской» пел шикарно, его баритон буквально сливался со звучанием этого красивейшего инструмента. Дмитрия всегда уважали музыканты. Особенно хорошо он спелся с самым строгим и требовательным дирижером Ярославом Вощаком, который работал в Уфе в начале восьмидесятых. Он относился к Дмитрию как к родному сыну и постоянно занимался с ним. Их совместная партия Родриго в опере «Дон Карлос» до сих пор звучит у меня в ушах. Все дирижеры, которые работали с Ремаревским, ценили его как Профессионала с большой буквы.
«Тебя любить, обнять и плакать над тобой…»

За десятилетия певец создал целую галерею ярких образов в спектаклях зарубежной и русской классики. Жермон и Риголетто, Родриго и Амонасро в операх Джузеппе Верди, Валентин («Фауст» Шарля Гуно), Тонио («Паяцы» Руджеро Леонкавалло), Зурга («Искатели жемчуга» Жоржа Бизе), Нилаканта («Лакме» Лео Делиба), Марсель («Богема» Джакомо Пуччини), Евгений Онегин, Мазепа, Роберт в операх Чайковского, Князь Игорь в одноименной опере Бородина и многие другие. Как мне рассказывала музыковед Марина Луговая, вспоминая студенческие годы, они после вечерних лекций в институте искусств бегали «на дядю Диму». За счастье почитали увидеть и услышать его в «Риголетто», «Аиде», «Князе Игоре».
В театре тоже за ним закрепилось это «дядя Дима». Он был добр к людям, опекал молодежь, помогал чисто по-человечески и как председатель профкома театра.
Вот что мне рассказала на днях певица Татьяна Мамедова:
– Когда двадцать три года назад я пришла в труппу театра, Дмитрий Федорович, присмотревшись ко мне, взял меня, негласно, под свое крыло. Мне действительно было трудновато. Одна в чужом городе, зарплата символическая… Вот он и был мне кем-то вроде классного руководителя, благо мы оба были в классе замечательного концертмейстера театра Людмилы Борисовны Коломоец. Дмитрий Федорович всегда меня поддерживал и добрым отеческим словом, и какими-то профессиональными советами или критическими замечаниями. А бывало, что и денежку в карман или сумку положит, и отказываться бесполезно. С ним всегда было интересно, весело и тепло. Очень любил подтрунивать, рассказывать театральные байки. Ну и то, что мы называли его и в глаза, и за глаза дядей Димой, наверное, говорит о многом.
Кроме всего, Дмитрий Ремаревский был мастером камерного вокального пения, превосходным интерпретатором этого жанра. Мне приходилось общаться с ним во время подготовки программ музыкальных гостиных, а он был, можно сказать, постоянным их участником. Его очень ценила Людмила Борисовна Коломоец, концертмейстер и музыкальный руководитель наших «гостинок». Я всегда отмечала в нем высокий профессионализм, любовь к вокальному искусству. А еще в нем была какая-то основательность. Чувствовалось, что театр – его дом, он хозяин этого дома и старается делать так, чтобы всем хорошо жилось в нем.
Верной спутницей, музой, единомышленницей, надеждой и любовью всей жизни Дмитрия Федоровича была Надежда Ивановна Ремаревская, артистка хора, заслуженная артистка Башкортостана. Сталкиваясь на сцене, за кулисами во время репетиций, спевок, они могли не сказать ни слова, но так посмотреть друг на друга, что волны их любви затапливали все пространство и всех присутствующих. Они прожили вместе в радости и горести более тридцати лет. Надежда Ивановна тяжело пережила утрату… Сейчас бережно хранит память о муже.
В последние годы Дмитрий Федорович совмещал работу на сцене и должность репетитора по вокалу. Мастер с большой буквы, он мог многому научить, подсказать. Дирижеры прислушивались к его мнению при прослушивании молодых певцов. Чаще всего звучало его уверенное, оптимистичное: «Да что тут слушать? Брать надо!»
На всю жизнь Дмитрий Ремаревский сохранил любовь к родной земле и украинской культуре. Даже став знаменитым оперным певцом, он находил время для сотрудничества с вокальным ансамблем «Берегиня», с национально-культурным центром «Кобзарь».
Дмитрий Федорович хотел петь много и долго. В последнее время переживал, что его стали меньше занимать в спектаклях, хотя он считал, что с годами его голос становится лишь сильнее, как хорошее вино. Но сейчас все особенно четко понимают, как много он успел сделать, что Ремаревский – целая эпоха в истории Башкирского оперного!..
Нина ЖИЛЕНКО.

Дата создание новости 31-01-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 552     Номер: 7(13660)     Версия для печати

26 марта 2024 г. №21(13765)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.