$ - 94.0922
€ - 100.5316

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

ПАЛИТРА

Взгляд на мир сквозь призму вечных истин


Взгляд на мир сквозь призму вечных истин


Сегодня мы знакомим читателей с творчеством мастера современной башкирской живописи, заслуженного художника Республики Башкортостан Вагиза Шайхетдинова. Недавно в Малом выставочном зале Союза художников прошла его очередная персональная выставка, а всего он провел их более двадцати в различных городах республики.
Вагиз Гайнельгилимович, родившийся в 1955 году, активный человек и художник, чье искусство тесно соприкасается с нашим временем, с жизнью и судьбами людей Башкортостана. Он пришел в башкирское изобразительное искусство еще в 1980-е годы после окончания художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического института, навсегда избрав для себя в творчестве метод реалистического искусства.
В одном из интервью Вагиз Шайхетдинов сказал, что в жизни, в окружающем мире его привлекает многое, но предметом изображения становится лишь то, в чем он ощущает дыхание вечности. В искренности этих слов убеждают произведения художника. Созданные им портретные композиции, пейзажные полотна, натюрморты – это все частицы той духовной, эстетической красоты, которая вечна и значима.
Вагиз родился и вырос в селе Копей-Кубово Буздякского района. В семье фронтовика Гайнельгилима Нургалиевича Шайхетдинова и его жены Суфии Муллакамаловны было семеро детей, которые делили с родителями все трудности и заботы сельской жизни. «Когда отец собирался на сенокос, нам ничего не надо было говорить, - все было понятно. Мы были рядом с ним, – рассказывает о себе Вагиз. – Родители всегда говорили нам: идите учитесь».
Начав работать в живописи преимущественно как портретист, он в 1980-1990-е годы создал серию работ, в которых передал свою любовь к родителям, отчему дому. В портретах отца, матери он использует один и тот же прием – герои показаны в привычной крестьянской среде, воспроизведен их повседневный облик. Время и тяжелый крестьянский труд наложили отпечаток на их лица, от привычных и постоянных для них работы и заботы огрубели руки. Полотна исполнены с убедительным портретным сходством, одновременно есть в лицах дорогих художнику людей и черты, делающие эти образы типическими – внутренняя скромность, сдержанность, благородство. Ноты теплоты и уважения к ним, которые «озвучены» в этих портретах, составляют их содержательную сторону, сообщающую произведениям общечеловеческую ценность.
Эти качества отличают и другие портретные полотна живописца, героями которых становятся сельские труженики – «Летним днем» (2007), «Пчеловод» (2014), «Мидхат из Капея» (2021) и другие.
…Вагиз Шайхетдинов стал также автором серии портретов деятелей башкирской культуры, и здесь, прежде всего, необходимо отметить жанровую композицию – диптих «Возвращение» (2012), посвященный нашему прославленному земляку Рудольфу Нурееву. Художник и раньше обращался к образу знаменитого танцовщика, для чего изучал фото-, кино- и архивные материалы, стараясь глубже вжиться в его образ. В 2008 году в содружестве с Ильдаром Бикбулатовым они написали портрет Рудольфа Нуреева, который был передан Правительством Республики Башкортостан в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже. Замысел «Возвращения» зрел несколько лет, и в 2011 году живописец приступил к работе. В правой части диптиха герой показан на фоне старого деревянного дома по улице Зенцова в Уфе, где прошло его детство, документальное событие, когда Рудольф Хамитович приезжал на родину, будучи уже известным во всем мире, автор облекает в лирическую композицию. Ностальгические чувства героя подчеркнуты окружающим его пейзажным фоном – окутаны снегами домики, раскинувшиеся на берегу Белой, рядом с Рудольфом Нуреевым, прислонившимся к стене родительского дома, одинокое покрытое инеем деревце. В левой части танцовщик изображен сидящим в роскошном старинном кресле. Перед зрителем – великий Руди, изысканный артист, познавший триумф славы. В верхних частях обоих полотен, как иконописные клейма, размещены небольшие портреты героя, показанного в различных возрастных и эмоциональных состояниях, что значительно расширяет образную характеристику портретируемого. Автор удачно компонует обе части диптиха в их сюжетном, пластическом и колористическом решении. После экспонирования на выставках в Уфе и в Москве произведение поступило в собрание Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова.
Замечателен также созданный живописцем цикл портретов башкирских художников – Георгия Прокшина (2013), Виктора Суздальцева (2014), Евгения Винокурова (2019) с их композиционной пластической выверенностью. В них выявлена суть характеров героев – свойственное им внутреннее напряжение, творческое вдохновение.
Характер работы «Возвращение», фактически ставшей портретом-картиной, подводит нас к разговору о жанровой живописи мастера, в которой он также выражает свои мировоззренческие позиции, размышляя о судьбах мира, людей, непреходящих нравственных ценностях.
Вера, духовность – те грани нравственности человека, живущего в современном мире, которые неизменно волнуют художника. Поднимающие эти проблемы картина «Иман» (1992), диптих «Двухстворчатые ворота» (1995) обретают образно-символическое звучание. Автор активизирует цветовую гамму полотен, стилизует пластику в своем страстном призыве к зрителю - творить добро, чтить традиции, память предков. Спокойные размышления живописца о гармонии жизни, ее светлых сторонах звучат в полотнах «В поисках золотого шара» (1998), «Весенний воробей» (2001).
Произведения Вагиза Шайхетдинова, как правило, несут просветленную настроенность, им свойственны ясность художественной формы, человечность, доброта.
Большое место в творчестве художника занимает пейзажная живопись. В галерее его произведений – серия уральских пейзажей, в которых разворачиваются широкие панорамы гор, рек, встает овеянный легендами седой Урал - «Старый Урал» (2003), «Возвращение. Пещера Салавата» (2007). Наполнено ощущением вечности и величия уральской природы полотно «Шихан» (2008).
Звучные аккорды неувядаемой жизни слышны в этом полотне, где над вершиной седой горы - бездонное небо с проносящимися по нему могучими облаками. У ее подножья ковыльная степь, по которой, словно догоняя время, стремительно мчатся кони. Контрасты ритмов, напряжение пластики придают композиции внутреннюю динамику, а гармония охристых, серебристо-голубых красок олицетворяет ее эстетическую красоту. В 2021 году Шайхетдинов создал новое полотно «Путешествие во времени. Башкортостан» с более углубленным размышлением о течении времен и событий. В нем уже знакомый нам шихан - один из героев композиции, одновременно автор включает в нее изображения древних морских раковин, сарматского золота, наскальных изображений из Каповой пещеры. Эти артефакты не просто помнят историю – они ее являют.
Замечателен цикл работ, посвященных Уфе. Вот гордо высится над укрытым снегами пространством «Уфимская соборная мечеть. Тишина» (2021). Талант поэтического созерцания, который всегда отличал русскую пейзажную школу, начиная от Алексея Саврасова до Сергея Герасимова, присущ и Вагизу Шайхетдинову. В то же время ощущаешь, что работа написана нашим современником, человеком, живущим в иных внешних и внутренних ритмах. Он любит и умеет писать зимнюю природу, передавая тончайшие цветовые отношения ее чистых бело-голубых красок, игру света – «Окраина Уфы. Сипайловская гора» (2003).
Художник внимателен к голосам природы, прослеживая тончайшие ее состояния – «Вечереет» (2003), «На Иремеле. Первый снег» (2020). Плавные ритмы, тонкая гармония цветов воплощают умиротворенную настроенность авторских интонаций, которые действуют на душу зрителя, облагораживая ее.
Живописная культура Вагиза, его поэтический взгляд на мир находят отражение и в его натюрмортах – «Букет» (2013), «В мастерской» (2014). Отточенный живописный язык, тонкость и графичность линий придают образам этих композиций особую обостренность. В них – не только изысканность сочетаний предметов и форм, но и передача жизни натуры в пространстве, ее состояние, потому каждая работа рождает новые эмоции.
Посетивший персональную выставку произведений художника крупнейший мастер российского балета, балетмейстер Владимир Васильев в своем отзыве отметил еще одно качество в творчестве мастера: «Желаю Вам радости и творческих удач на долгие годы, до конца дней своих не терять искренности и получать в ответ добро!»
Взгляд на мир сквозь призму вечных истин

Валентина СОРОКИНА, искусствовед.

НА СНИМКАХ: Вагиз Шайхетдинов за работой; портрет отца художника.

Дата создание новости 30-05-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 338     Номер: 37(13690)     Версия для печати

19 апреля 2024 г. №27(13771)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.