$ - 93.2918
€ - 99.5609

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Событие

На Уфу обрушилась "парижская" весна


На Уфу обрушилась "парижская" весна

Сколько я знаю Платонова, он всегда генерирует идеи столичного толка. Впрочем, иным из них, уверена, позавидует и Европа. Во всяком случае, далеко не во всех концертных залах Старого Света звучат программы, подобные той, которая 9 марта была представлена уфимской публике, без остатка заполнившей площадку, доныне традиционную для НСО.

Но в воскресенье здесь царил симфонический оркестр Башкирского государственного театра оперы и балета, ведомый заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Национальной театральной премии "Золотая Маска" Валерием Платоновым, а также парижский дух и эмоции, достойные живости и изящества ума потомков древних галлов. Особого места в перечне главных действующих лиц этого весеннего вечера заслуживает лауреат Международных конкурсов, молодой виолончелист Антон Павловский, чья чистота восприятия мира граничит с младенческой, а глубина понимания и проживания исполняемых им произведений потрясает зрелостью, свойственной людям, прошедшим очень долгий путь...
Однако тонкости разбора - прерогатива специалистов. А в нашем случае, думаю, есть смысл объяснить читателю, в силу разных причин не попавшему в праздничный выходной в Концертный зал Уфимского училища искусств, почему в начале текста был упомянут Париж и какое отношение к нему имеют перечисленные выше персоналии. Уверяю вас, самое прямое, поскольку все прозвучавшие произведения соединяла меж собой невидимая строчка французского шитья, и логика подобного сближения эпох и стилей: Гайдн - Денисов - Онеггер - Бизе (а представлял их сам Валерий Игнатьевич, на несколько мгновений менявший дирижерскую палочку на радиомикрофон) ни у кого из слушателей не вызывала сомнения.
Лишь в одном только случае - после исполнения Симфонии № 85 Иозефа Гайдна, известной под названием "Парижская", а в более тесных кругах именуемой "Королева Франции", поскольку она снискала особые симпатии у Марии-Антуанетты - маэстро предложил залу мысленно перенестись в Москву. И касалось сие музыки Эдисона Денисова, а именно Вариаций на тему канона Гайдна "Смерть - это долгий сон" для виолончели с оркестром. Но комментарий Платонова, а его лекторская культура не требует рекомендаций, и черпал знания из "копилки" маэстро не только восхищенный зал, но и автор данных строк, вновь все и всех расставил по своим местам. И исполненное трагизма "высказывание" Эдисона Денисова, благодаря особенно Антону Павловскому, очень точно вписалось в канву французского вечера, напомнив собравшимся о том, что бытийный блеск недолговечен, а "сон - это короткая смерть"...
А затем был изумительный Концерт для виолончели с оркестром в трех частях Артюра Онеггера, и инструмент Антона повел нас от Нотр-Дама и площади Звезды в самую гущу парижской жизни - в Латинский квартал, кабачки Монмартра и туда, где подчас звучат напевы выходцев с Черного континента...
И замыкала все фантастически красивая симфония юного Жоржа Бизе, написанная им в студенчестве и забытая, а точнее, не узнанная миром - до 1933 года, когда удостоенную золотой медали дипломную работу творца "Кармен" нашли на полках библиотеки Парижской консерватории...
Вот, собственно, и все, что было. Но это только бледный пересказ события, наполненность которого идеями, гармониями, ритмами не в состоянии передать газетная публикация. Да, знатоки конечно же в первую очередь начнут обсуждать звучание скрипок в Гайдне, хорош или не очень был гобой во второй части Бизе... И, наверное, это их прямая обязанность. Но, кажется мне, при столь беспристрастном анализе они не в состоянии понять нас, вдохновленных, пораженных тем, как Платонов всего за несколько репетиций собрал оркестр, подняв планку самооценки коллектива, к которому почему-то начали относиться по остаточному принципу... И в ответ он стал платить монетой того же достоинства...
Ну, это долгий разговор, требующий особой подготовки и холодной головы. А в ней сегодня бродит ветерок "парижской" весны, внезапно обрушившейся на столицу Башкортостана и пробудившей в нас самые светлые чувства. Например, любовь к Валерию Игнатьевичу, по которому так соскучилась Уфа. А еще нежность к Антону Павловскому, который, так же как и Платонов, связан с нами узами землячества и почитаем городом над Белой. И оба, напомню, носят "знаки отличия", имеющие отношение к уфимскому периоду их жизни: первый удостоен звания народного артиста Башкортостана, а второй - лауреата Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича. Замечу только, что публика, в финале поднимавшаяся со своих мест и взрывавшая пространство Большого зала УУИ криками "Браво!", аплодировала им совсем по другой причине. Отдавая должное оркестру БГТОиБ и организаторам концерта, идея проведения которого принадлежит директору театра Владиславу Самойлову, она благодарила дирижера из Перми и музыканта из Москвы за талант, за то, что они есть и, мы надеемся, останутся с Уфой надолго, навсегда...
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.

На Уфу обрушилась "парижская" весна

Дата создание новости 12-03-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 1 423     Номер: 46(12444)     Версия для печати

23 апреля 2024 г. №28(13772)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.