Главная > КУЛЬТУРА > Храни нас, дух великого Рудольфа!

Храни нас, дух великого Рудольфа!


5-07-2012.
Храни нас, дух великого Рудольфа!

- Я выступал во многих театрах, но робею перед выходом лишь на двух сценах. В Штутгарте чувствуется присутствие Джона Кранко, он словно оберегает театр, не позволяет проваливаться спектаклям... Здесь,
в Уфе, сцену хранит Рудольф Нуреев. Ступая в свет рампы, впервые за долгое время я боялся. Здесь нельзя совершать ошибок.
И очень рад быть снова у вас.


Эти слова произнес премьер Берлинской Оперы Михаил Канискин за кулисами во время генеральной репетиции заключительного Гала-концерта XVIII Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. За все время проведения торжеств в Башкирском государственном театре оперы и балета мы слышали много лестных слов о БГТОиБ и Нурееве от разных танцовщиков, но почему-то именно эта фраза показалась особенной.
Волнение артиста не подвело. Трепетный дуэт с супругой Элизой Карийо Кабрера подарил публике незабываемые минуты общения с современным танцем. Долгожданной была встреча с их коллегой по театру - Дину Тамазлакару. В четвертый раз танцовщик участвует в фестивале, у него много поклонников, и аплодисментами зал взрывается еще до появления Дину на сцене... Да, нынешний Нуреевский был щедрым на открытия и встречи. Каждый день на сцену выходили лучшие силы первых театров России и Европы.
Праздничную атмосферу дарила гармоничная во всех отношениях пара Национальной Оперы Украины имени Тараса Шевченко Наталья Мацак и Денис Недак, исполнившие главные партии в балете "Дон Кихот". Легкими турами и мягкими прыжками напоминая великого Руди, покорял зал премьер Большого театра России Дмитрий Гуданов в роли Солора. Его партнершей, пленительной баядеркой Никией, была прима-балерина Венской государственной оперы Людмила Коновалова. Солисты Мариинского театра Анастасия Колегова и Игорь Колб представили свою историю принца Зигфрида, королевы лебедей Одетты и ее двойника Одиллии. Воздушной Жизелью по сцене порхала Сабина Яппарова - выпускница Уфимского хореографического училища, теперь солистка Михайловского театра и одна из любимых балерин Начо Дуато... Каждый день зритель погружался в пучину страстей и грез, плакал и ликовал вместе с героями бессмертных творений...
Но если приглашенные звезды выступают в определенный день и в определенном спектакле, то артисты БГТОиБ выходили на сцену ежедневно. И это заслуживает отдельных слов восхищения. Балетная труппа продемонстрировала высокое исполнительское мастерство. Репертуар фестиваля составили "большие" балеты - шедевры классического наследия, три из которых - "Лебединое озеро", "Баядерка" и "Жизель" - славятся своими "белыми" актами. Вот где женский кордебалет подтверждает свою выучку, способность превращаться в единое вдохновенное целое, отвечая требованиям хореографов, чаяниям зрителей и, как оказалось, самому взыскательному вкусу профессионалов. В нынешнем году Уфу посетила известный критик Ольга Розанова. Уфимский кордебалет, равно как и солисты, ее восхитили:
- Труппа поразила своей многочисленностью. Например, в акте "Тени" в "Баядерке" девушки стояли в четыре линии по шесть человек. Это предел! Полный масштаб кордебалета. Фантастика! Такое увидишь далеко не в каждом региональном театре! А какую они показали культуру исполнения: абсолютная синхронность движений, единая форма, устойчивость - это трудно. Могу сказать, что по культуре кордебалетного танца определяется культура самого театра...
Каждый день труппа выкладывалась на сто процентов. Одалиски, вилисы, крестьянки, баядерки, принцессы, лебеди... Наблюдая изо дня в день, как знакомые артисты предстают в новых нарядах, играют новые роли, мы признавали: неизменно одно - профессионализм.
Фестиваль оказался нелегким испытанием и для симфонического оркестра театра, который и на утренних репетициях, и на вечерних представлениях работал с полной отдачей. За дирижерским пультом стоял практически бессменно Герман Ким. Лишь на "Жизели" его сменил Марат Ахмет-Зарипов.
Многолетнюю школу, терпение, удивительную трудоспособность продемонстрировал производственно-сценический механизм БГТОиБ. Объектив фотохудожника запечатлел примечательное мгновение: после премьеры "Корсара" Юрий Николаевич Григорович с благодарно сияющим лицом обнимает нашего аса-завпоста Сергея Прокофьевича Литвинова. Это не случайно. Они вместе работают давно, их дружба проверена временем. Великий Григ как никто понимает и ценит четкую, слаженную работу монтировочного цеха. Монтировщики всегда "за кадром", но львиная доля успеха постановки - за ними. После спектакля рабочие сцены до двенадцати ночи монтируют декорации, потому что утром репетиция должна проходить в нужном антураже.
Костюмеры, постижеры мастерят парики, подбирают индивидуальный грим. Радисты следят за рабой мониторов на подмостках, за звуком, который идет за сцену артистам и в зал зрителям. Осветители... Они, разумеется, светят в "сто сорок тысяч солнц", то есть когда нужно и как нужно. Самая трудная работа на концертах, когда новые артисты привозят свои номера. Современные хореографы важную роль отводят свету, так вот работники этого цеха буквально пишут себе "шпаргалки", чтобы вовремя направить луч или прибрать его, сделать затемнение...
Но труд всех служб был бы сумбурным и беспорядочным, если бы не присутствие, пожалуй, главного человека закулисья - помрежа. Татьяна Трудоношина уже много лет работает помощником режиссера и знает все спектакли до мельчайших деталей. Она строга и справедлива. От ее взора не уйдет даже складка на заднике сцены - обязательно даст распоряжение распрямить, а порой и сама поправит. И всегда придет на помощь...
...Ушел в историю еще один Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. Восемнадцатый по счету. Давно выработалась рациональная, проверенная временем фестивальная схема. Как правило, открывается праздник премьерой спектакля, затем идут балеты классического наследия, коими как раз богат репертуар БГТОиБ. И завершается все апофеозом - Гала-концертом с участием звезд мировой сцены и собственной труппы. Но в нынешнем фестивале было все-таки что-то особенное, какой-то пронизывающий нерв, неповторимая энергетика. Мы думаем, во многом это обусловлено присутствием Юрия Григоровича. В жизни театра произошло важное событие - возобновление сотрудничества с великим хореографом современности. В 90-е годы он подарил Уфе четыре своих фантастических балета, которые до сих пор радуют зрителей. И вот новая встреча с Мастером - балет "Корсар". Три действия с полной сменой ярких, живописных декораций. Грандиозный корабль, омываемый волнами... Обилие красочных костюмов из, казалось бы, обычных тканей, но преображенных волшебными руками художников, сотрудников пошивочного цеха... Результат многомесячного колоссального труда почти ста человек постановочной команды. Всего за полгода было сшито сто восемьдесят(!) костюмов. Обычные ткани благодаря усилиям мастериц превратились в эксклюзивные дизайнерские изделия. Художник Николай Шаронов признался:
- Я испытал настоящий культурный шок. Оказывается, здесь умеют работать с тканями. Таких мастериц нет даже в Большом театре!
Сколько ушло материала для костюмов - даже трудно подсчитать. Для примера, только для артисток кордебалета - участниц одной сцены - ушло сто восемьдесят пять метров шифона, а сетки для тюник (то есть пачек) - семьсот метров, атласной ленты - семьсот сорок метров. Количество искусственных драгоценных камней подсчитать вообще невозможно. Только лишь костюм главной героини Медоры усыпан более чем тысячью стразами. А вот обувщик в театре один - Михаил Ефимов. И он, словно герой древнего мифа, проделал титанический труд: пошил обувь на несколько составов артистов.
Огромную предрепетиционную работу провели концертмейстеры. Собрать клавир "Корсара" - задача не из легких. Этот балет идет лишь в нескольких театрах, в каждом - своя редакция. За год до премьеры Юрий Григорович передал свой рукописный экземпляр Лиане Кашаповой и Гульсум Байковой. Концертмейстеры кропотливо собирали уфимскую редакцию буквально по фрагментам, сверяя с оригиналом Мастера и редактируя по фонограммам. И к приезду ассистента Григоровича Олега Рачковского клавир был расписан по движениям и сценам.
Что еще украсило Нуреевский фестиваль? Опытные и удивительно доброжелательные, щедрые на советы и теплые слова столичные критики - Ольга Розанова и Людмила Лаврова из Санкт-Петербурга, Елена Федоренко, давний друг театра, из Москвы. Ее профессионально крепкая и по-человечески добрая статья об уфимском фестивале опубликована в газете "Культура" буквально через неделю после события. Искреннее волнение художественного руководителя театра Рустэма Сабитова - ведь это первый фестиваль для него в новом статусе - тоже внесло свои оттенки в общую ауру. Про бессонные ночи и насыщенные дни художественного руководителя балета Леоноры Куватовой и говорить не приходится. Всегда на боевом посту, то есть рядом со своими подопечными, были педагоги-репетиторы Людмила Шапкина, Галина Сабирова, Елена Фомина... И, разумеется, наши необыкновенные, щедрые, знающие, все понимающие, восторженные и вдохновенные зрители. Без них немыслим праздник, немыслим успех. Все делалось для них, ежевечерне заполняющих зал от партера до галерки, и они благодарно откликались. Низкий им поклон!
Да, Башкирский государственный театр оперы и балета - удивительное место. Возможно, действительно, его хранит дух Рудольфа Нуреева, но никак нельзя сбрасывать со счетов и то, что работает там профессиональная команда.
Храни нас, дух великого Рудольфа! Храни нас, дух великого Рудольфа!


Нина ЖИЛЕНКО,
Валентина АЙШПОР.
НА СНИМКАХ: на сцене и за кулисами - у пульта помрежа; Сергей Литвинов и Юрий Григорович.
Фото Антона ГУТНИКА и Олега МЕНЬКОВА.

Вернуться назад