Главная > КУЛЬТУРА > Хозяйка балетного дома

Хозяйка балетного дома


11-05-2017.
Хозяйка балетного дома

Как хорошо что есть люди, передающие публике в танце не просто своё мастерство, но и огонь темперамента, душу, сердце. А существуют люди, которые умеют передать эти качества своим ученикам. Они, образно говоря, наполняют сосуд пылающим огнём. Вот почему учредители единственного в России профессионального балетного приза (а это журнал “Балет” и Министерство культуры Российской Федерации) предусмотрели такие номинации, как “Мэтр танца”, “Учитель”. И совсем недавно лауреатом приза “Душа танца” в номинации “Учитель” стала заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Олия Вильданова, директор Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева.

...Уникальность этого притаившегося вдали от центра уфимского уголка ощущается сразу. Может быть, начинается с внешнего - ухоженный, чуть ли не в английском стиле двор, литая узорчатая ограда, само старинное здание красного кирпича, где когда-то располагалось мусульманское медресе, позже - обычная школа, в которой учился Рудик Нуреев, с детства уверенный, что станет великим. А когда видишь на стене здания барельеф с изображением уже всем миром признанного гения танца, окончательно проникаешься чувством необычности и значимости этого места.
Здесь расположен Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева. В декабре исполнилось тридцать лет, как работает славная кузница творческих кадров. Коллектив педагогов, в основном воспитанники ленинградской и пермской школ, в недалёком прошлом - ведущие мастера Башкирского балета. Труппа Башкирского государственного театра оперы и балета полностью состоит из выпускников колледжа. А сколько их разлетелось по стране и миру, уже и не перечислишь...
Но не терпится отворить красивую массивную дверь и заглянуть внутрь здания. Уже в холле охватывает тепло почти домашнего уюта, что, согласитесь, не совсем привычно для казенного дома. Но это так! Чем дальше углубляемся в открывшееся взору пространство - учебные классы, офисные кабинеты, интернатские комнаты, столовую, - тем больше понимаем: удобная мебель, картины, ковры, дорожки, шторы и занавески, обилие цветов - не случайное совпадение. Все продумано, пронизано стремлением создать именно домашнюю атмосферу.
Безусловно, основы заложены первым директором и основателем уфимского хореографического училища Али Салиховичем Бикчуриным. Но теперь здесь явно чувствуется женская рука нынешней главной хозяйки дома - директора колледжа Олии Галеевны Вильдановой. И душа. Да не просто женская, а балетная. Нужно самой всё прожить, пережить, перечувствовать, дабы понять, как порой не просто не хочется, а физически трудно проснуться и встать в определенный час, начать и провести длинный-длинный день в столь напряженном режиме, что возможен только у балетных людей.
А здесь вообще еще ДЕТИ! На первый взгляд, они такие же мальчики и девочки, что и в других школах. Но если познакомишься поближе с их жизнью, поймёшь: они гораздо взрослее и требовательнее к себе. С десяти лет привыкают к железной дисциплине и жёсткому распорядку дня, умеют преодолевать боль после травм и отказываться от столь заманчивых пирожных. А главное, чётко осознают, что только труд, труд, труд до ста потов приведёт их к заветной цели - стать артистом балета. И если у взрослых есть хоть малейшая возможность помочь, смягчить, облегчить трудности преодоления, это необходимо делать.
За плечами Олии Вильдановой годы учёбы, годы работы в различных театрах, но главный для неё с 1978-го - Башкирский государственный театр оперы и балета, где прошла все танцевальные ступени, стала ведущим мастером сцены, исполнила главные и сольные партии в балетах русской и зарубежной классики. Жажда знаний привела Олию в Башкирский государственный университет, умудрилась окончить исторический факультет, как говорится, без отрыва от сцены. Позже - педагогический факультет и аспирантура Санкт-Петербургской академии русского балета, защита диссертации. Преподавала классический танец и мастерство актера в колледже. В Уфимском государственном институте искусств участвовала в создании специальности “Педагогика балета”, заведовала кафедрой “Народное художественное творчество и хореографическое искусство”. Олия Вильданова - заслуженный деятель искусств Башкортостана, автор научных работ, публикаций по истории балета, автор книги “Башкирский балет”. При всем этом богатстве - скромная, обаятельная, общительная, жизнерадостная женщина, воспитала двух дочерей, уже бабушка, хотя это ну никак не вяжется с её обликом.
Казалось бы, после всего разве вспомнишь, как сама девочкой бегала в балетную студию, занималась художественной и спортивной гимнастикой, как уставала... Нет, ничто никуда не ушло, ничего не забыла. Особенно запомнилось то, что внутри постоянно жило твёрдое убеждение - судьбою ей предназначено очень важное дело. И она должна сделать всё, чтобы свершить предназначение.
А судьба умело вела нить Олии. Не случайно отец, военный врач, был направлен на учебу в Ленинград, в Военно-морскую медицинскую академию. Мама, учительница, начинала обучение в знаменитой “Герценовке”. И не случайно здесь у них родилась девочка, чтобы она могла поступить в лучшую в мире балетную школу - Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Олия понимала, чего хочет, старалась вовсю, с первого класса была на хорошем счету. С педагогами повезло. Её вела сама Елена Васильевна Ширипина, которая (ну разве не перст судьбы?!) учила ещё Зайтуну Агзамовну Насретдинову, первую башкирскую приму. Тогда Елена Васильевна танцевала на Кировской сцене и одновременно преподавала. В 1970-е годы полностью отдалась педагогике. ...Между прочим, вторым преподавателем у Олии Вильдановой была Наталья Донатовна Александрова, тоже воспитанница Ширипиной. Встреча с такими педагогами - большая удача, счастливый случай для будущего артиста. Обе наставницы были чрезвычайно требовательными, обладали “потрясающим глазом”, учили всему: от азбуки танца до понимания его красоты и смысла. Как пригодились Олии Вильдановой эти уроки! И когда танцевала, и когда сама стала учить. Танцевать любила до самозабвения, в этом был смысл жизни и, как она твёрдо знала, предназначение.
...Предложение принять пост директора колледжа было неожиданным. Она никогда не думала о подобном. Не потому, что боялась ответственности, а потому, что считала себя человеком из балетного зала. Олия Галеевна умеет учить детей, любит это ремесло. Видела, возможно, себя в роли, скажем, методиста, могла что-то подсказать художественному руководителю... Но когда настал момент истины - предложили пост директора, она поняла, что должна согласиться. Нужен был человек изнутри коллектива, который всё хорошо знает, видит недостатки, потребности, направления творческого развития. И она согласилась. Хотя поначалу даже не поняла, какой груз ответственности взвалила на себя. Снова стала учиться, осваивать экономические, юридические, административные, хозяйственные знания и тонкости...
А учиться Олия Вильданова умеет. Прошла свои университеты и на практике, и на курсах управленческих кадров. Почувствовала твёрдую почву под ногами, стала увереннее. Первой победой было проведение на базе БХК в декабре 2013 года Первого всероссийского фестиваля хореографических училищ, посвящённого семидесятипятилетию со дня рождения Рудольфа Нуреева. В Уфу приехали представители крупнейших школ России, и все отмечали высокий организационный уровень.
Олия Галеевна поняла: она теперь не тот учитель, у которого один-два класса, десяток или два учеников. Теперь её ученики - вся школа, а это уже сотни жизней, и она в ответе за них. Широким и всеобъемлющим стало для неё само понятие УЧИТЕЛЬ.
Новый директор поставила перед педагогическим коллективом задачу: дети должны участвовать во всех конкурсах. И результаты не замедлили сказаться. Принимали участие в таких престижных творческих состязаниях, как “Арабеск” в Перми, “Балет. XXI век” в Красноярске, причем воспитанники колледжа становились дипломантами и лауреатами. Учащиеся народного отделения удостоились звания лауреатов Первого всероссийского конкурса народно-сценического танца. То есть они показали, на каком хорошем уровне народное отделение.
Большим событием стала поездка в Германию и участие в фестивале “Молодой балет Европы”, носящем имя Рудольфа Нуреева... Это было особо ответственно, потому что уфимцев встречают именно как нуреевцев. И дети понимают меру ответственности. С первых лет обучения используется любая возможность на уроках, классных часах, во внеклассное время, чтобы рассказать о жизни, творчестве, судьбе гениального танцовщика, великого земляка. Воспитывается чувство гордости, сопричастности, подчёркивается, что некогда Нуреев учился в стенах этой школы.
Следующая важная задача была также успешно выполнена: поставлен первый детский национальный балет “Водная красавица” по сюжету народной башкирской сказки. Музыку написал молодой композитор, выходец из Стерлитамака, выпускник Московской государственной консерватории Николай Попов. Автор хореографии - танцовщик и балетмейстер, воспитанник колледжа Ринат Абушахманов.
Опасно перечислять все достижения, победы БХК за последнее время, ибо живой рассказ о лауреате приза “Душа танца” неизбежно превратится в обычный отчет. Но невозможно умолчать о событии, увенчавшем минувший год. В ноябре с большим успехом прошел Второй фестиваль хореографических училищ, приобретший статус Международного. По-прежнему его называют Малым Нуреевским, но заметно, что по творческой насыщенности, широкой географии он пытается соответствовать старшему брату - Международному фестивалю балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, что проходит в Башкирском государственном театре оперы и балета с 1993 года.
На сей раз в БХК приехали представители школ Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Воронежа, Саратова, Казани, Красноярска, Якутии, Бурятии, Казахстана, Грузии, Латвии.
Действо разворачивалось непосредственно в колледже, а также в Греческом и Большом залах Башкирского государственного театра оперы и балета. Всюду царил дух творчества, сотрудничества, дружбы, вдохновения. Разнообразная программа включила в себя мастер-классы лучших балетных педагогов, просмотр первого детского национального балета “Водная красавица”, прогулки по музею истории колледжа, дискуссионный “круглый стол”, вручение дипломов участникам фестиваля. Завершился праздник Гала-концертом в двух отделениях, где ярко продемонстрировали свои достижения и хозяева, и гости.
Участников извне потрясла, другого слова не подберешь, четкость, слаженность на всех этапах такого непростого события, а также радушие, гостеприимство, компетентность устроителей Малого Нуреевского. С одной стороны, в этом явно чувствуются знания и опыт, которыми Олия Галеевна Вильданова обогатилась за несколько лет руководства школой. Но всё-таки главная составляющая успеха - это душа организатора, великая любовь к детям и понимание своего предназначения в жизни.

Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: Олия Вильданова; а это она и ее подопечные с заместителем Председателя Правительства РФ Ольгой Голодец; народники БХК на Гала-концерте Малого Нуреевского.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и из архива героини.


Хозяйка балетного дома Хозяйка балетного дома

Вернуться назад