Главная > КУЛЬТУРА > "Первый русский"? Срочно за билетами!

"Первый русский"? Срочно за билетами!


26-01-2018.
С 14 по 18 февраля Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан на своей площадке принимает именитых гостей. В рамках Федерального проекта "Большие гастроли" в Уфу впервые приедет коллектив Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова (Ярославль).

"Первый русский" - коротко и гордо называют себя ярославцы. И имеют на это полное
право!
В 1750 году купеческий сын Федор Григорьевич Волков основал на берегах Волги общедоступный театр, впервые в России став его организатором и содержателем, вложив собственные капиталы в театральное дело. Труппа, собранная Волковым, была пестра по социальному составу: люди купеческого звания, служащие провинциальной канцелярии, бывшие семинаристы, "из церковников", посадские люди, ремесленники, выходцы из Малороссии...
Приехавший в Ярославль по делам сенатский экзекутор застал в провинциальном городе регулярно действующий публичный театр, уровень актерской игры в котором намного превышал любительский. Он немедленно доложил о "таком невиданном доселе нигде" феномене в Петербург. Ответ не заставил себя ждать. Доставка ярославских комедиантов в столицу стала делом первостепенной важности. Сроку на сборы было дано двадцать четыре часа.
В лютую январскую стужу девятнадцать подвод, нагруженных театральным скарбом, были отправлены в путь. Театр уезжал не на временные гастроли - отныне он менял место своего пребывания.
Для Федора Волкова театр был не забавой, не прихотью, а собственным "делом". Обширный, пополняющийся репертуар, грамотное творческое и финансовое руководство, постоянный состав труппы - все это и послужило причиной вызова ярославцев в столицу по именному указу императрицы Елизаветы Петровны. Государыня повелела обучать ярославцев в Придворном Шляхетном кадетском корпусе. Из одиннадцати актеров волковской труппы выбрали четверых. Каждый из них впоследствии внес свою лепту в становление русской актерской национальной школы.
Славная история требует не менее славных дел на театральном поприще и в настоящем. И они у театра есть. Недаром сегодня Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова является единственным драматическим театром федерального подчинения, расположенным в регионе. А сам Ярославль ежегодно становится театральной Меккой. Здесь под девизом "Русская драматургия на языках мира" проходит Международный Волковский фестиваль, входящий в пятерку крупнейших театральных форумов страны, а также знаменитый молодежный фестиваль БТР - "Будущее театральной России", дающий старт выпускникам театральных вузов.
Сегодня у "руля" Ярославского театра стоит знаменитый режиссер, заслуженный деятель искусств России Евгений Марчелли - неоднократный лауреат Национальной театральной премии "Золотая Маска", обладатель наград множества Международных и Российских театральных фестивалей. Он интересен и самобытен, порой спорен, намеренно провокационен, но никогда не скучен и не банален. Спектакли Марчелли в возглавляемых им в разные годы театрах - в Тильзит-театре, в Омском драматическом, в Калининградском областном и ныне в Ярославском академическом - всегда вызывают самый живой интерес.
"Мы с большим интересом ждем предстоящего события. Во-первых, наш коллектив впервые отправляется с гастролями в Уфу. Во-вторых, мы выступим на сцене Русского драматического театра с очень популярными в Ярославле спектаклями. Это классические комедии "Лес" по пьесе Александра Николаевича Островского и "Тартюф" Жана-Батиста Мольера, которые поставил народный артист России Александр Кузин. Это дерзкий и переполненный чувствами спектакль "Жестокие игры" по пьесе Алексея Арбузова, перенесенной в наше время. Сыграем спектакль "Зеленая зона" по пьесе Михаила Зуева, рассказывающий о мечтах, еще недавно свойственных целому поколению. Ну и, конечно, покажем самый титулованный спектакль Первого русского театра, ставший лауреатом "Золотой Маски" в двух номинациях, - постановку Евгения Марчелли "Без названия". Эта работа, к слову, очень редко входит в гастрольный репертуар, так что уфимскому зрителю, можно сказать, повезло", - рассказал заместитель директора по гастрольной деятельности театра Валентин Тугов.
Именно спектаклем "Без названия" 14 февраля ярославцы откроют свои Большие гастроли в Уфе.
История, сочиненная режиссером Евгением Марчелли, отдаленно напоминает сюжет всем известного фильма Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино". Но если кинорежиссер использовал только отдельные сюжетные мотивы ранней пьесы Антона Павловича Чехова "Безотцовщина", то Марчелли решился поставить пьесу целиком и развернул перед зрителями галерею колоритных типажей, отцов и детей, мужчин и женщин.
Центром сплетения всех сюжетных линий становится школьный учитель Михаил Платонов, притягательный для женщин и ненавистный для мужчин. К Платонову устремлены помыслы молодой вдовы - умной, скучающей генеральши Анны Войницевой; бывшей возлюбленной Платонова - Софьи, которая мечтает вести героя к "новой жизни"; молоденькой школьной учительницы Грековой и, конечно, его жены Саши.
Это история про человека, переживающего кризис среднего возраста, рушащего чужие жизни, но и осознающего ответственность за разрушения. По словам режиссера, Платонов "искусственно создает себе страдание, потому что это хоть какой-то способ почувствовать вкус и смысл жизни".
Евгений Марчелли связывает чеховских персонажей сложной паутиной смешных, неожиданных, страстных, напряженных отношений, чтобы в финале разрубить их одним роковым выстрелом...
А 15 февраля уфимцев ждет спектакль "Зеленая зона". Это история теплая, щемящая и очень человечная. Она о людях из того времени, которое еще гнездится где-то в глубинах нашей памяти, история о Валях и Шурах, Клавах и Толях...
Тесные клетушки, фанерные стены, общие кухни и уборные - жильцы барака вынуждены сосуществовать как одна коммуна, где горе и радость невольно становятся достоянием всех обитателей дома. В этом муравейнике, наполненном самой разнообразной "фауной" - от бывшей актрисы до зэка, - зреет одна мечта: переселиться в новенькую пятиэтажку, где у каждой семьи будет своя собственная квартира с теплой уборной и водой из-под крана. Мечта о новом доме становится их общим воздушным замком, преображая, окрыляя, даря надежду на светлую жизнь...
Далее, 16 февраля, на сцене ГАРДТ РБ пройдет спектакль "Жестокие игры". Шум и одиночество, любовь и разочарование - вот лейтмотивы этой постановки. Режиссер Александр Созонов переносит действие
пьесы Алексея Арбузова, написанной в 1978 году, в современные реалии. Девушка Неля, сбежавшая из провинции, находит пристанище в доме московского мажора Кая. Великовозрастный лоботряс, покинув юридический ради "современного искусства", устраивает в зажиточной квартире арт-вечеринки под Depeche Mode. Здесь всегда шумно, пьяно, толкутся какие-то субъекты. И всегда рядом самые близкие Каю люди - друзья детства Терентий и Никита. Со временем добрая, хозяйственная Нелька станет незаменимой в этой компании...
Их жизнь переменится, когда в шумной квартире появится двоюродный брат Кая Мишка - врач в поселке нефтедобытчиков, таёжный житель, любящий муж и отец... О последнем Неля не догадывается, когда срывается за ним в Сибирь. Впрочем, никакой драмы: не за любовью едет она - Неля тянется к настоящему, правдивому, сильному человеку. Однако сложная история семейной жизни Миши с женой - фанатичным геологом - развеивает иллюзии девушки о справедливом устройстве мира и толкает ее к новому безумному решению.
В этом энергичном, молодом спектакле сочетаются трогательный мелодраматизм Арбузова и острый взгляд режиссера, который нащупывает в каждом зрителе болевые точки,
семейные травмы, затаенные обиды.
Встреча со спектаклем "Тартюф" ждет уфимскую публику 17 февраля. Режиссер Александр Кузин решил возродить на сцене костюмный исторический спектакль, привлекательный для всех поколений зрителей. В его версии "Тартюф" оказался не столько сатирой, сколько драмой губительных заблуждений, страстей, фанатизма, разрушающего семью. Хитроумный интриган и фальшивый святоша Тартюф проникает в дом Оргона, разбогатевшего буржуа, у которого вдруг возникла потребность "подумать о душе". Постепенно приторные речи захватывают мысли и сердце Оргона, вытесняя любовь к родным и заставляя забыть осторожность...
Волковский "Тартюф" - та самая интерпретация классики, о которой многие мечтают: с роскошными костюмами, поражающими воображение декорациями и блестящими актерскими работами. Тартюф в исполнении Владимира Майзингера - великолепный образчик пленяющего, обаятельного зла, прячущегося под маской ретивой добро-
детели.
Завершатся гастроли 18 февраля спектаклем "Лес". В усадьбе Пеньки истомившаяся барынька Раиса Гурмыжская и ее юная воспитанница, бесприданница Аксюша ждут свою судьбу. Богачка Гурмыжская в раздумьях: она ищет наследника немалого своего состояния - племянника, от которого ни слуху, ни духу - и подыскивает жениха Аксюше. Вокруг вертится молодой шустрый фертик Буланов, но знающие люди подсказывают ему, что с очаровательной бесприданницы лучше переключиться на саму хозяйку поместья. Буланов рьяно берется за дело, даром что зрелая вдовушка уже и сама готова к смелым шагам. Тем более что и состояние вот-вот может уплыть к таинственному наследнику.
Есть среди персонажей и свой брат артист: трагик Несчастливцев и комик Счастливцев. Пусть шляпы у них складные, пистолеты сломанные, а ордена бутафорские, но благородство - настоящее. И самое настоящее презрение к дремучему хищному миру уездных "волков" и "порождений крокодила". Сердца актерского не хватает на этих людишек, на которых и смотреть-то противно. Остается лишь ударить по мерзавцам монологом из Шиллера, облагодетельствовать бесприданницу - да и уйти с узелком на плече на дорогу, что ведет не то из Керчи в Вологду, не то из Вологды в Керчь.
Судьба актерская - дороги, гастроли, спектакли. И не важно, век ли восемнадцатый, девятнадцатый за окном или двадцать первый. Ярославские актеры едут в Уфу. Уфимские - в Ярославль. Тем и живы!

Елена ПОПОВА.

Вернуться назад