Главная > КУЛЬТУРА > Кашмау: на прицеле у мастериц и этнографов

Кашмау: на прицеле у мастериц и этнографов


30-01-2018.
Кашмау: на прицеле у мастериц и этнографов

- Широко известна поговорка, что башкирскую женщину прежде чем увидеть, можно было услышать, - с этими словами восьмидесятилетняя Альбина Хашимовна Исхакова легко поворачивается к подругам по клубу "Селтер", а монеты и кораллы, украшающие ее кашмау и нагрудник, позвякивают.

В пятницу, 26 января, в Башкирском государственном художественном музее имени М.В.Нестерова наблюдалось скопление женщин в национальных костюмах. Больше всего было тех, чьи головы покрывали кашмау. Именно этому головному убору замужних башкирок была посвящена научно-практическая конференция. Она стала составной частью выставки "Новогодняя сказка в Нестеровском музее" (если не успели посмотреть, поспешите, экспозицию свернут 12 февраля).
Организаторы не ожидали такого внимания к конференции. Предполагалось, что тема заинтересует специалистов и художников, занимающихся стилизацией традиционных украшений. А в небольшой зал особняка Лаптева пришли дамы почтенного возраста и средних лет, молодежь, и даже третьеклассницы одной из уфимских школ устроились на банкетке. Стульев на всех не хватило! Вот лучшее доказательство того, что вопросы сохранения и развития народных традиций находятся на пике интереса.
В фондах музея хранится кашмау, которое научная экспедиция под руководством Василия Сыромятникова в 20-30-х годах прошлого века привезла с юга республики, вероятнее всего, из Бурзянского района. Этот образец представили участникам конференции, и Эльвира Мамлеева, младший научный сотрудник БГХМ, на его примере рассказывала о красном чепце с луновидным отверстием на затылке и длинным хвостом, прикрывающим волосы.
Елена Нечвалода, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнографии Института этнологических исследований имени Р.Г.Кузеева Уфимского научного центра РАН, в своем докладе сосредоточилась на особенностях конструкции, отделки и способах ношения кашмау. Аналогичные головные уборы носили и другие народы Поволжья, Сибири и Средней Азии, но наш, башкирский кашмау, имел отличия.
Кадры фотопрезентации, подготовленной ею, внимательно рассматривали члены студии "Селтер". Это общественное объединение сегодня в Уфе стало центром популяризации башкирского костюма. Женщины изготавливают детали женского туалета, фольклорная группа с успехом выступает на городских публичных мероприятиях. Им практические замечания ученых крайне важны.
- Данный головной убор всегда выполнялся из красной материи. Это обязательное условие, как и то, что кораллы, ракушки-каури, а в современном варианте заменяющие их камни и бусины должны быть красного цвета. Узор на хвосте только геометрический. Никаких цветочных орнаментов, никаких кускаров, - объясняла Елена Евгеньевна.
Сшить кашмау, придерживаясь всех требований, - долгий кропотливый труд. И выльется в копеечку. Впрочем, и в старину позволить себе кашмау могли только женщины из богатых семей. Сколько оно стоило? Трудно сказать точно. В исторических документах есть примеры, когда особо богато украшенные детали женского костюма оценивали в стоимость коровы.
В руках одной из школьниц, что пришли на конференцию - стилизованное кашмау, сшитое на занятиях кружка "Юный этнограф", который от центра туризма "Меридиан" в школе №130 ведет Мафрузя Маннанова.
Мафрузя Бариевна - учитель математики. Выйдя на пенсию, посвятила себя хобби. Шить, рукодельничать она всегда любила, интересовалась историей своего народа. Написала авторскую программу "Народный костюм как язык общения" и сейчас работает по ней с девочками. Берет в кружок совсем маленьких, еще в начальной школе. По ее словам, детям занятия этнографией интересны, подключаются некоторые мамы. И тогда речь идет уже о семейном увлечении.
Слово тем временем передали художнику декоративно-прикладного искусства Гузель Мустафиной, которая является организатором мастер-классов и обучающих курсов по изготовлению башкирских украшений, селтеров, кашмау. Гузель Раисовна продолжила поднятую этнографами проблему. Она говорила о том, что прежде чем взялась шить свое первое кашмау, много ездила по республике, общалась с бабушками, рассматривала вещи, вынутые ими из сундуков, поколениями передаваемые по наследству. Любая часть национального костюма требует глубокого изучения, осмысления, убеждена Мустафина. Стилизация должна быть бережной, не нарушающей традицию.
Клуб "Селтер" в рамках конференции наградил сертификатами, дипломами и благодарственными письмами женщин, которые занимались на специальных курсах по изготовлению кашмау.
Получила свой сертификат и Гульназ Курамшина. Мы коротко поговорили. Гульназ 33 года. Чем привлекло башкирское платье?
- Бабушка, Утякова Марфуга Саитмурзовна, попросила сшить для нее сакал. Такой, как носили когда-то в ее родном Гафурийском районе. Я попробовала, стала читать специальную литературу. Сейчас понимаю, что сшила с ошибками, неправильно. А потом узнала о "Селтере", стала ходить на мастер-классы, и вот результат, - на голове Розалии теперь красуется правильное кошмау, в котором и перед бабушками показаться не стыдно.
Порой слова о преемственности поколений, о культуре памяти кажутся слишком напыщенными, официальными. Приходишь на подобные праздники (а прошедшее мероприятие было настоящим праздником народного костюма), видишь неподдельный интерес и убеждаешься: жива традиция, не оторвались от корней.

Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Вернуться назад