Главная > КУЛЬТУРА > В духе его творчества - дух его народа

В духе его творчества - дух его народа


6-03-2018.
В духе его творчества - дух его народа

В стенах Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова развернулась выставка работ нашего выдающегося земляка, народного художника СССР, народного художника РСФСР, заслуженного художника РСФСР, заслуженного художника БАССР, лауреата Государственной премии БАССР имени Салавата Юлаева, действительного члена Академии художеств России, почетного члена Академии наук Республики Башкортостан Ахмата Фаткулловича Лутфуллина.

Выставка посвящена 90-летию со дня рождения крупнейшего представителя башкирской российской живописи второй половины XX - начала XXI веков.
Здесь представлены произведения мастера из коллекции Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова и несколько работ из частных собраний. Хронологически экспозиция охватывает весь творческий путь большого мастера от 1956 до 1998 года, она даёт исчерпывающее представление о плодовитости, характере, цельности искусства живописца.
Ахмат Фаткуллович родился в селе Ишкулово Абзелиловского района. Это та земля, которая взрастила его сущность и духовные устремления, неизменно обращённые к судьбе и жизни родного края, народа.
Первоначальное профессиональное образование он получил в Ленинградском архитектурно-художественном училище, после которого учился в Уфимском театрально-художественном училище. Его педагоги А.Э. Тюлькин и Б.Ф. Лалетин заложили в нём подлинные основы профессионализма, основанного на постижении законов композиции, живописи и рисунка, а главное, умении передать в искусстве глубокий жизненный смысл.
Учёба в 1951-1954 годах в Государственном художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе способствовала углублению культурно-эстетических познаний молодого живописца, который по возвращении на родину активно включился в творческую жизнь. Уже в 1957 году он становится участником всероссийской выставки, посвящённой 40-летию Великого Октября, а также всесоюзной выставки произведений молодых художников СССР, посвящённой VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов. В 1960 году Лутфуллин был принят в члены Союза художников СССР.
Всем своим творчеством Ахмат Фаткуллович убеждает нас в том, что не было для него ничего дороже, ближе, чем родной народ, летопись жизни которого предстаёт в его полотнах.
Своего героя он нашёл уже в ранних работах 1950-х - начала 1960-х годов. Это его соотечественники "Старик Сафа", "Мустафа-агай", его мать, люди, умудрённые опытом лет и непростой жизни. Это башкирские девушки с молодым румянцем, очаровательные в своей непосредственности. В них автор выявляет сущность своих творческих исканий, где главное - раскрытие духовного содержания человека, особенностей национального характера. Портрет неизменно привлекает его внимание на протяжении всей жизни. Герои многих работ - простые люди, прошедшие испытание трудом, страданием и счастьем. Сохранившие скромность, душевную стойкость, трудолюбие и благородство, они станут для художника вечной ценностью.
Став прямым последователем традиций первого национального художника К.С. Девлеткильдеева, Ахмат Лутфуллин ещё более расширил тематические рамки, углубил нравственно-поэтическую степень раскрытия жизни башкирского народа.
Живописец создал также серию портретов деятелей башкирской культуры - композитора Х. Ахметова (1977), поэтов М. Карима (1978), Р. Бикбаева (1995) и других. Мустай Карим, которого объединяли с художником мировоззренческие позиции и который оказывал ему поддержку в драматические моменты его жизни, говорил о своём портрете: "Лутфуллин сумел почувствовать и передать то, что не только я оказываю помощь людям, но и мне нужна помощь". Эти слова - свидетельство того, что художник сумел почувствовать и передать тончайшие оттенки внутреннего состояния героя. В целом этот цикл портретов объединяет то общее начало, которое характеризует их героев - дыхание творческой, одухотворённой мысли, способность к сопереживанию, глубокому чувству. Портреты сконструированы не умозрительно, в них - немногословная точность деталей, выразительная пластика лиц, рук. В них всё просто и значительно, это идёт от мудрой натуры и мастерства автора.
Концепция творчества А.Ф. Лутфуллина с наибольшей силой воплощена в его жанровой живописи. Это обширная серия монументальных полотен "Праздник на Урале"(1964), "Три женщины"(1969), "Сабантуй"(1977), "Алтын-туй. Золотая свадьба" (1979) и других. Их суть - в философской, поэтической направленности идеи, способной передать нравственные основы, глубину народных характеров и судеб. Необходимо отметить и высокую живописную культуру мастера. В его работах есть то, что дано от Бога - тонкое чувство колорита, такая цветовая палитра, в которой оживают краски родной земли. Опираясь на традиции башкирской, русской школы, опыт мирового искусства, художник сумел создать свою изобразительную манеру, способную воплотить дух его творчества.
Самое яркое воплощение главной идеи мастера - картина "Три женщины", которая воздействует на зрителя заложенной в ней большой образной силой. Сюжет использован автором лишь для того, чтобы создать особую атмосферу, состояние, в котором чётче выступают черты героинь. Погружённые в раздумья, они величественно предстают перед зрителем, мы читаем их судьбу, мысли. В картине - три возраста, три поколения, так художник прокладывает мост от прошлого к настоящему. Лаконичная композиция полотна, аскетическая строгость цветового решения и предельная выразительность каждого образа выводят его за рамки конкретного сюжета.
Жизненный опыт художника начинался в военные годы. Неизбывна память о том суровом времени, которая окрашивает драматическими нотами картину "Ожидание. Год 1941-й" (1970). В одной из последних работ мастера "Судьба"(1998) - крик его души, с болью воспринимающей людские трагедии.
Другой холст - "Белая юрта"(1989) - по-лутфуллински напряжённый, драматичный, где мир видится им в сопряжении с космическим мирозданием. Словно клубятся тени лет на тревожном тёмном небе, проносятся планеты, а на земле свершается неторопливая жизнь с её традиционными сценами, обрядами. Эти сцены обретают значение символов. Одолевая все невзгоды и времена, человек поднимается над ними силой своего духа, традиции, веры. Это главное, о чём говорит Ахмат Фаткуллович Лутфуллин в своём искусстве.

Валентина СОРОКИНА.


Выставка завершает работу 11 марта.

В оформлении материала использована работа Ахмата Лутфуллина "Сабантуй. Праздник в Зауралье".

Вернуться назад