Главная > КУЛЬТУРА > Магнитом манит нас Магнитогорск

Магнитом манит нас Магнитогорск


12-02-2013.
Магнитом манит нас Магнитогорск

С 1 по 6 марта на сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан свои лучшие спектакли покажет Магнитогорский драматический театр имени Александра Сергеевича Пушкина.

С ответным же визитом славный коллектив нашего театра отправится в Магнитку 4 марта (дабы успеть посмотреть работу коллег!) и сыграет там свои "хиты" - мюзикл "Голубая камея" на музыку Кима Брейтбурга ("либретто" Карена Кавалеряна) и комедию "Бешеные деньги" по пьесе Александра Николаевича Островского.
Дружба, связавшая наши коллективы, длится вот уже много лет. Не раз Магнитогорский театр приезжал в Уфу на гастроли. И сложно забыть увиденные спектакли - "Вишневый сад" в постановке Валерия Ахадова, "Не боюсь Вирджинии Вульф", воплощенный на сцене Магнитки Виктором Шрайманом, "Сон в летнюю ночь" режиссера Евгения Марчелли.
А позже Валерий Бакиевич Ахадов поставил у нас "Без вины виноватые" по пьесе Островского и чеховскую "Чайку" - и оба спектакля много лет были очень и очень востребованы!
Осуществлялись и совместные проекты, когда артисты ГАРДТ играли в спектаклях в Магнитке, а магнитогорцы приезжали и работали на уфимской сцене. А уж сколько спектаклей сделал в нашем городе художник Вячеслав Виданов, познакомились мы с которым тоже благодаря сотрудничеству с Магнитогорским театром, - не перечесть!
В 2011 году влиятельный журнал "Forbes" опубликовал список десяти самых интересных провинциальных театров страны - и среди них Магнитогорский драматический театр имени Александра Сергеевича Пушкина...
Настоящая слава и успех пришли к театру в середине 1990-х, когда творческий коллектив возглавили известный режиссер театра и кино Валерий Ахадов и художник Вячеслав Виданов, создавшие совместно не один десяток спектаклей.
Много лет подряд в Магнитогорске проходил интереснейший Международный фестиваль "Театр без границ", на который везли лучшие спектакли России и зарубежья. Спектакли нашего театра "Ваша сестра и пленница" по пьесе Людмилы Разумовской и "Снегурочка" по пьесе Александра Островского, поставленные художественным руководителем ГАРДТ Михаилом Рабиновичем, а чуть позже "Тварь" Валерия Семеновского в постановке Олега Рыбкина получили там немало лестных отзывов.
Именно на сцене Магнитогорского театра впервые в России показала свой моноспектакль "Мадам Маргарит" звезда французского театра и кино Анни Жирардо.
Сегодня в афише театра чередуются названия постановок лучших питерских и московских режиссеров. И уфимские зрители получат уникальную возможность посмотреть спектакли, удостоенные высоких оценок профессионального театрального сообщества не только России, но и зарубежья.
Итак, 1 и 2 марта вы увидите спектакль "Гроза" по пьесе Александра Николаевича Островского (режиссер Лев Эренбург, Санкт-Петербург).
Неслучайно гастроли откроет именно этот спектакль. Когда в 2008 году он стал обладателем премии "Золотая Маска", высшей театральной награды страны, в номинации "Лучший спектакль малой формы" - это стало сенсацией. Как писали тогда критики, "несмотря на многочисленное количество претендентов, Магнитогорский драматический театр победил "вчистую". А конкуренты были более чем серьезные - МХТ имени Чехова, "Мастерская Петра Фоменко", Александринский театр. Позже именно "Гроза" представляла Россию на крупных международных фестивалях и форумах в Южной Корее, Чили, Израиле, Финляндии.
За довольно короткий срок режиссер Лев Эренбург стал в российской театральной среде явлением едва ли не культовым, сосредоточившись на цикле спектаклей русской классики. "Её он ставит так, как пел Высоцкий - на разрыв аорты, полупьяно, хрипло, остервенело и удавиться как нежно". Парадоксальнейшим
образом в этой "Грозе" почти нет текста Островского, разменянного на кинематографические в своей выразительности сцены, а при этом есть абсолютное ощущение, что именно ЭТО Островский и сказал. Всех персонажей режиссер и актеры словно собрали заново в несмыкающуюся любовную цепь. Причем это не духовно-бестелесная академическая любовь, это настоящий эротический шквал страсти - где сверкает нож, а руки застревают в манжетах торопливо стаскиваемой рубашки...
Говоря о "Грозе", невозможно не сказать о художнике-постановщике этого спектакля. Алексей Вотяков создал невероятные декорации, благодаря которым ты ощущаешь свое присутствие там, на крутом волжском обрыве, где столько всего произойдет! Какими неожиданными предстанут перед нами герои - каждый! А уж финал... Забыть его невозможно. И хочется рассказать о многих режиссерских и актерских находках этого спектакля, но мы намеренно обрываем себя на полуслове, ибо эту "Грозу" нужно прожить и пережить самостоятельно.
А 3 - 4 марта - спектакль "Бег" по пьесе Михаила Булгакова (режиссер Марина Глуховская, Москва).
"Бег" - очень значительная и абсолютно авторская работа. Серьезность и высота замысла, уровень режиссуры, истовость и самоотдача всего актерского ансамбля вызывают не просто интерес и уважение. Эмоциональная, чувственная стихия спектакля захватывает, как течение большой реки, волнует не столько разум, сколько сердце, а воспоминания об увиденном долго не отпускают. На агонию последних дней Гражданской войны, описанную Булгаковым еще и как очевидцем, у Глуховской женский взгляд. Такая война вовлекает в свою губительную воронку не только мужчин, делающих свою кровавую работу с хмельным азартом или усталым и спокойным отчаянием профессионала, понимающего, что дело проиграно. Рядом с ними женщины - жены, сестры, подруги, просто случайные встречные. Молох не щадит никого. Кто-то гибнет от шальной пули. Кто-то становится жертвой насилия. А кому-то отчаяние придает воли к жизни вопреки всему, особую горькую красоту и лихость.
Каждый герой этого странного произведения пережил войну и эмиграцию, а это по-настоящему трудная и в каком-то смысле трагическая человеческая судьба.
И 5, а также 6 марта вас ждет встреча со спектаклем "Двое на качелях" по пьесе Уильяма Гибсона (режиссер Григорий Козлов, Санкт-Петербург).
"Ты держишь в своих руках мое сердце". С какой интонацией могут быть произнесены эти слова мужчиной? С любовью. С нежностью. С болью. С надрывом. С яростью. Вариации различны. Без вариантов лишь то, что подобное признание хотя бы раз в жизни мечтает услышать каждая женщина.
Встретились в большом городе две одинокие души, два неприкаянных человека, вдруг оказавшихся необходимыми друг другу. Он - адвокат, она - танцовщица. Они "сделаны" из разного теста. Абсолютный мезальянс, с обывательской точки зрения. Кто танцовщица Гитель для мающегося Джерри? Уж точно не "запасной вариант". Она для него как соломинка, за которую он хватается, чтобы вновь поверить в свои силы, в свою профессиональную и мужскую состоятельность, в свою необходимость другому человеку.
Об этом спектакле критики писали: "Как ни странно, во время спектакля не задумываешься о режиссуре, а затаив дыхание следишь за историей настоящей, реальной, узнаваемой и в то же время непредсказуемой, цепляющей за душу. Пожалуй, такая органичность образов и есть заслуга удивительного режиссера Григория Козлова".
***
Три спектакля из богатого репертуара Магнитогорского драматического театра имени Александра Сергеевича Пушкина - это, конечно, немного. Но как приятно будет увидеть на сцене знакомые лица! Кого-то зритель наверняка вспомнит по предыдущим гастролям. Но есть в Магнитогорске актеры, которых Уфа вправе считать своими. Лира Лямкина и Игорь Панов, окончившие некогда Уфимский государственный институт искусств, несколько сезонов проработали в Национальном Молодежном театре РБ и успели завоевать зрительские сердца. К слову, родители Игоря - замечательные артисты Стерлитамакского государственного русского драматического театра.
Потому эти обменные гастроли двух коллективов - не просто творческое сотрудничество, это встреча близких по духу, хороших давних друзей.

Магнитом манит нас Магнитогорск


Елена ПОПОВА.
НА СНИМКАХ: сцены из спектаклей "Бег" (Лира Лямкина и Андрей Майоров) и "Двое на качелях" (Лариса Гущина и Игорь Панов).

Вернуться назад