Главная > КУЛЬТУРА > Как музыкальный «другой Восток» приехал к нам

Как музыкальный «другой Восток» приехал к нам


4-12-2018.
Такое обилие сочинений зарубежных, российских и наших, башкирских, композиторов за три дня! Что-то подобное вряд ли можно припомнить…

Как музыкальный «другой Восток» приехал к нам Как музыкальный «другой Восток» приехал к нам

Сразу скажу о главном. Важнейший факт – Союз композиторов Башкортостана стремится к активному сотрудничеству с коллегами – и российскими, и ближнего зарубежья (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан…), и дальнего (Южная Корея, Китай, Турция, США, Аргентина, Чехия…). Председатель нашего Союза Лейла Исмагилова, проявив немыслимую активность и работоспособность, сумела привлечь творческие силы Уфы для проведения Международного фестиваля современной музыки. Симфонический концерт, концерт хоровой музыки, камерный вечер. В первый день, 15 ноября, в Училище искусств играл Национальный симфонический оркестр, дирижер Камиль Абдуллин; во второй, 16-го, в органном зале Башкирской государственной филармонии выступила Государственная академическая хоровая капелла имени Тагира Сайфуллина, руководитель – лауреат премии имени Шайхзады Бабича Алсу Хасбиуллина. Впрочем, это привычно. А вот третий концерт необычен: 17 ноября в Шаляпинском зале Уфимского института искусств перед публикой предстал наш ансамбль современной музыки «Самрау» (художественный руководитель Шаура Сагитова).
Все, что мы услышали, осветить в газетном материале невозможно. Симфоническая программа поразила различием стилей, техник, образов. Начну с гостей. Праздничная атмосфера открытия фестиваля была задана Турецкой увертюрой известного азербайджанского композитора Сардара Фараджева. Высокая нота печали пронзила всех нас в сочинении «Жертвы Ходжалы», это – дань памяти трагической гибели мирных жителей. Ее автор Балнур Кыдырбек – лауреат Государственной премии Казахстана, председатель казахского Союза композиторов. В сценах из балета корейского гостя Чоу Ву Давида Ли были и красивые соло, и напряженные движения – богатство образов, тембров, жанровых ориентиров (он профессор и руководитель Международного фестиваля современной музыки в Корее, имеет немецкую школу композиции). Автор из Турции, профессор Университета в Анкаре Тургай Эрденер представил нам Симфонию: одна часть лиричная, чувственная, другая, Финал, – весьма активная, устремленная. И еще один гость – из Кыргызстана, ректор и создатель в своей республике Национальной консерватории Муратбек Бегалиев – его темпераментная бурная «Праздничная увертюра» как бы «аркой» завершала вечер.
Благодаря нынешнему фестивалю мы еще раз убедились в том, что Башкирия весьма достойно выглядит в сравнении с «другим Востоком». Наш симфонист Рафаил Касимов представил одночастную поэму «Ветер Евразии», вновь заострив внимание слушателей на беспокоящих его вопросах, таких как природа и человек, их отношения (крик кукушки в начале превратился в конце в тревожное предупреждение), сложное смешение энергий… Лейла Исмагилова представила Концерт для скрипки с оркестром (солист – лауреат международных конкурсов Руслан Ишмаев, яркий исполнитель, встреченный публикой очень тепло). Стиль Лейлы Загировны – прочное соединение национальных элементов и современного письма, профессиональная техника, обретенная в столичных вузах, – не прост, но при этом узнаваем. Здесь сконцентрированы глубокие смыслы, требующие слушательской работы… Валерий Скобёлкин сочинил довольно лаконичную пьесу – «Золотой трон Гефеста». Название сразу настраивало на авторскую интерпретацию мифа. Безусловно, залу слышны были звуки наковальни, возникало ощущение всполохов огня, чувствовалось напряжение скрещивающихся судеб. Потом композитор признался, что имел в виду трагическое завершение истории: трон послужил орудием мести кузнеца Гефеста, карающего свою мать за ее вину перед ним…
…Научная конференция в рамках форума прошла в Камерном зале Уфимского института искусств днем 16 ноября. Гостья из Казахстана Балнур Кыдырбек рассказала об истории, современном состоянии, проблемах не только родной, казахской музыки, но и киргизской. Музыковед из Азербайджана, доктор искусствоведения, профессор Национальной консерватории Лала Гусейнова детально осветила развитие академической музыки (современный подход проявился и в подготовленной ею видеопрезентации). Обеих слушать было интересно и важно. Кстати, попутно мы узнали, что азербайджанское правительство пенсионерам из сферы культуры или науки выплачивает немалые деньги, «чтобы те жили безбедно».
О башкирской профессиональной академической музыке, опере и балете говорили автор этих строк и доцент УГИИ Галлия Ахмадеева. Атмосфера конференции была вполне современной, общение – благодушным, поэтому могли завязаться самые острые дискуссии. Например, казахская гостья заинтересовалась тем, как мы здесь понимаем, что же такое «башкирская опера», на каком языке ее поют. Очевидно, вопросы национального не теряют своей актуальности и в музыке …
Далее всех ждал хоровой вечер. Программа его была обширнейшей: 17 достаточно крупных произведений! Начальный блок «религиозных» опусов (Джон Левитт, США; Иржи Лабурда, Чехия; Фабио Альберти, Италия; Мартин Палмери, Аргентина) поразил всех разностилевыми манерами – академической, джазовой, эстрадной… Капелла порадовала новым качеством – разные сочинения пелись разными тембрами (мне подсказали, что это находка Алсу Афгановны). Да и хор УГИИ (Фестивальная месса Левитта) слушался неплохо. Один номер (Танго-месса Палмери) уверенно продирижировала ассистент-стажер института искусств Гузель Хафизова. Похвал заслужили и концертмейстеры Алсу Петренко и Камила Зеленина.
В программе фестиваля возник и особый раздел. Речь о музыке с отчетливой, яркой национальной окраской. Это «Жар-жар» и «Кокпар» из цикла «Этнологические зарисовки» с современным ощущением подлинно народного, автор – Балнур Кыдырбек, очень энергичная казахская народная песня «Балкурай» Бахтияра Аманжола, гимническая «Кыргызстан» Муратбека Бегалиева и два красивых, броских сочинения Шинджу Хонг – призера национальных и международных конкурсов, вице-президента Корейского общества композиторов-женщин.
…Пусть не обидятся российские гости Сергей Екимов, Юрий Евграфов, Настасья Хрущёва и наши авторы из Башкирии – Нур Даутов, Даниил Хасаншин, Роза Сахаутдинова, Салават Сальманов, Ильдар Хисамутдинов, Рафаил Касимов – за краткость упоминания о них в данном тексте. В не менее привлекательных произведениях этих авторов словно чередовались прожитые эпохи, рожденные ими образы, безусловно, присутствовали и смелые искания…
…«Самрау» же раздробился на десяток групп, камерной музыки было много. Молодые смело демонстрировали творческие поиски, неординарность взгляда на мир и – в то же время – композиторские техники, навыки и умения, приобретенные в процессе обучения. Весь вечер из-за рояля не вставала Шаура Сагитова, и все «новшества» звукоизвлечения (например, игру по рояльным струнам) она вынесла на своих плечах.
Хочется поддержать всех молодых творцов и пожелать им, чтобы изобретательность вела их – к слушателю. Не могу не назвать имена выпускниц УГИИ Лидии Ризвановой (Соната для виолончели и фортепиано), Алины Ахметовой (пьеса «Женщина из Освенцима…»), Магули Мезиновой («Efemеrnosti»), Виринеи Белоусовой-Лихачёвой, Ирины Решетниковой, Альфии Хабировой. Звучал и опус Фаниля Ибрагимова. Все перечисленные авторы интересны. И конечно, мы услышали их сочинения, исполненные ими, что называется, вживую. И как это полезно!.. Всего от Союза композиторов РБ выступили 16 авторов!
Под занавес разговора поделюсь: кореянка Со Юн Джонг (в буклете указано, что композиторское образование она получила в Европе) была в восторге от исполнения ее струнного квартета! Гости не раз выражали свое восхищение тем мастерством, с которым была исполнена музыка: оркестр, хоры, артисты «Самрау». Большинство из них – питомцы института искусств, что, конечно, добавляло нам гордости за родной вуз, за Уфу. Все концерты были сняты профессиональными камерами. По желанию гостей записи эти будут показаны в их странах по телевидению и широкой публике. Таким образом, не только уфимцы познакомились с музыкой друзей, но и, что важно, зарубежные слушатели убедятся в талантливости и профессионализме башкирских композиторов и исполнителей.
Публика восприняла услышанное с большим энтузиазмом и благодарностью. В итоге возникло и по сию пору греет душу общее ощущение весомости, насыщенности, надежд. Остается только передать благодарность тем людям и институциям, которые предоставили творческую и материальную возможность для проведения столь развернутого форума музыки! Ожидаем следующих фестивалей.
Светлана ПЛАТОНОВА.
Фото Алика ХАСАНОВА.

Вернуться назад