Главная > КУЛЬТУРА > Александр Князев: един в двух лицах?

Александр Князев: един в двух лицах?


14-12-2018.
Концерт, который 6 декабря прошел в ГКЗ «Башкортостан», собрал очень большое количество народа: профессионалы спешили сюда – это понятно, но ведь и обычные люди шли «на Князева», с восторгом вспоминая выступление Александра Александровича в 2012 году. Итак, в минувший четверг Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан принимал у себя в гостях выдающегося виолончелиста, солиста Московской государственной академической филармонии, дважды лауреата Международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского, заслуженного артиста России Александра Князева.

Александр Князев: един в двух лицах? Александр Князев: един в двух лицах?

В первом отделении вечера прозвучал Концерт для виолончели с оркестром си минор Антонина Дворжака, в котором Князев был прекрасен, чуток, глубок, виртуозен, и его великолепный инструмент работы итальянского мастера Карло Бергонци (1733) звучал дивно, приводя зал в истинный восторг. Публика аплодировала настолько воодушевленно, поднявшись со своих мест, что Александр Александрович, вдохновившись и пожав руку дирижеру Раушану Якупову и первой скрипке НСО Ильшату Муслимову, отблагодарил уфимцев за теплый прием аж тремя (!) бисами. Признаюсь, я не помню больше такой щедрости от приезжих звезд…
Во втором отделении Александр Князев предстал перед уфимскими поклонниками музыки в ином качестве, исполнив вместе с НСО моцартовский концерт для фортепиано с оркестром № 17. Известный факт, что, помимо виолончели, Мастер испытывает особую любовь к таким инструментам, как рояль и орган, и игре на клавишных он посвящает все свободное время.
Напомню читателям, что сольмажорный концерт Амадея звучал под сводами ГКЗ не так давно: в рамках Международного проекта Башкортостана и Голландии «Уфимский фестиваль искусств – 2017. Искусство объединяет», его играла с Национальным симфоническим оркестром РБ (дирижер – Раушан Якупов) замечательная молодая пианистка, выпускница Амстердамской консерватории Дарья ван ден Беркен, в каком-то смысле специализирующаяся на исполнении музыки Моцарта… Тогда для меня это стало своего рода откровением, а «высказывание» Даши (мама у которой русская) было исполнено чистоты и дарило тебе ощущение ясности, возведенной в абсолют.
Для Александра же Александровича такого рода выступления с симфоническим оркестром являются тем, что, скажем так, в высокой поэзии называется «Часом ученичества», тем более когда речь идет о том, что музыкант исполняет концерт, который «поражает своей глубиной и разнообразием музыкальных образов и мыслей», - это цитата из комментариев на радио «Орфей» народного артиста России, профессора Московской консерватории Михаила Воскресенского. «Особенно я люблю, - говорит известный российский пианист, - медленную часть, наполненную небывалой красотой и контрастами драмы и счастья, полифоничностью музыкального материала и в то же время ясностью формы. В этом Andante божественная каденция, а какой радостной энергией наполнен финал концерта!..»
Александр Александрович – музыкант тонкий, все понимающий, и благодаря этому он даже в несвойственном для себя жанре цельности впечатления публики не нарушил: на поклон выходил с достоинством, хоть по улыбке и становилось ясно, что настроение у гостя приподнятое, горячо обнял Раушана Ахметовича, поклонился оркестру и подарил залу еще один бис. А уже затем, в гримерке, давая интервью телеканалу «Россия» и нашей газете, заметил:
- Впервые я играл с Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан шесть лет назад, в 2012 году – Шостаковича и Чайковского. Тогда я был очень недоволен уровнем оркестра, возникли у меня претензии и к дирижеру, который работал в то время. А ныне я поражен тем, насколько оркестр изменился, как осмысленно он зазвучал, на сей раз мне приятно было музицировать с Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан. Думаю, это прямая заслуга главного дирижера Раушана Якупова. Я слышал на репетиции его комментарии, касающиеся произведения Дворжака и адресованные оркестрантам, те замечания, которые он делал музыкантам, и мне они чрезвычайно импонировали, я был во всем согласен с Раушаном Ахметовичем, который, что поразительно, впервые дирижировал Концертом Дворжака! Я полностью доверился молодому маэстро, и, мне кажется, у нас все получилось – я испытал удовольствие от сотрудничества с Якуповым.
Материал подготовила Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Вернуться назад