Главная > КУЛЬТУРА > Театральная реальность титульного года

Театральная реальность титульного года


14-12-2018.
Театральная реальность титульного года Театральная реальность титульного года

Не знаю, что готовит всем нам стартовавший вчера в России Год Театра... Исходя из ситуации с предыдущими титульными годами, уже начинаешь бояться кампанейщины и волевых решений отвечающих за эту сферу искусства министерств и ведомств, чиновники в коих трудятся не слишком в вопросах творчества сведущие и способные на непредсказуемые решения и поступки. На днях прочла в одной из газет публикацию по поводу того, что Год Театра, безусловно, активизирует самодеятельное творчество, сподвигнув народные, школьные и совсем уж детские коллективы на очень высокие достижения. Пожалуйста, не надо! Я совсем не против народных, студенческих, школьных и детсадовских театров. Я против того, чтобы ставить их в один ряд с профессиональными. Каждому свое. И к каждому применима своя мерка. Отнюдь не стремлюсь зачеркнуть работу этих творческих образований, я просто пытаюсь выстроить некую шкалу приоритетов для зрителя. Одна руководительница детской студии уже ославила меня за нечто подобное на весь Фейсбук. Так вот, я этого не боюсь – так считала, считаю и буду считать. А вспоминать слова героя Евгения Евстигнеева, режиссера как раз народного театра, из фильма «Берегись автомобиля!» советую, только используя юмористический контекст. Вот вы, господа, пойдете, например, лечиться в самодеятельную клинику, прием в которой ведут люди, всю жизнь мечтавшие о профессии врача и решившие вдруг попробовать свои силы на этом поприще, или подростки, в будущем собирающиеся поступать в медицинский университет?! Думаю, вы все-таки выберете обычное медучреждение, где работают профессионалы, иные ведь даже интернам не хотят доверяться... Почему же тогда о театре можно рассуждать в столь развязном тоне? Год Театра в России призван улучшить положение дел в профессиональных театрах, обратить внимание власти и общественности на проблемы именно профессиональных творческих коллективов, открыть зрителям российской провинции интереснейшие спектакли и проекты лучших столичных театров. Да будет так! А сегодня мы с помощью авторов «ВУ» просто коротко расскажем вам о том, как проходило открытие российского Года Театра в профессиональных труппах нашей республики.
Илюзя КАПКАЕВА.

Пусть в день открытия Года Театра театр станет открытием для зрителя! – решили в Академическом русском и обнажили пред изумленной публикой все секреты театрального закулисья. Великие отцы-основатели психологического русского театра – Станиславский и Немирович-Данченко – приветствовали каждого пришедшего у входа: театр начинается с вешалки!
Квест захватил всю зрительскую часть ГАРДТ. Прямо в фойе (на всех трех этажах!) расположились творческие цеха.
Начиналось все с Автопарка. Театрального, естественно. Машины, телеги и даже ведьминские метлы заполонили фойе и гордо издавали приветственные гудки.
В роскошном театральном Тронном зале можно было почувствовать себя истинными королями и королевами, выбрав себе царственное место по душе – сказочное ли, истинно ли английское!
За настоящими гримуборными столиками по-настоящему гримировались актеры. Казалось бы, ежедневный для актерской братии ритуал вызвал невероятный интерес у гостей вечера.
В театральной Костюмерной шло дефиле коллекций 157-го театрального сезона. Некоторым уфимским модницам было предложено примерить на себя несколько костюмов, чем они не преминули воспользоваться.
Быки, домики, ослики, созданные театральными умельцами, были представлены в локации Бутафорского цеха. Кое-кто из зрителей даже попробовал «влезть в шкуру» сказочных животных.
Немногие простые зрители слышали о том, что есть в театре исходящий реквизит. А вот те, кто успел заглянуть в театральную Закусочную, узнали, каковы на вкус театральные вина и коньяки, кои на сцене так смачно подчас употребляют герои!
На себе испытали желающие и то, что танцы танцевать даже в детской сказке – занятие весьма непростое. Сначала под счет, потом под музыку разучивали они па из «хита сезона» – мюзикла «Дюймовочка и Принц». «Тренинг и муштра!» – и только тогда будет результат.
И результат был налицо! Потому что завершилось праздничное действо массовым театральным флэшмобом и громким единогласным вердиктом: «Весь мир – театр! Без театра – нельзя! Году Театра – быть!».
Ну а дальше распахнулись двери зрительного зала, и начался спектакль «Крепостные» (на нижнем фото) – история любви крепостной актрисы Любови Онисимовны и тупейного художника Аркадия.
Елена ПОПОВА.

* * *
Башкирский государственный театр оперы и балета специально к открытию Года Театра в России подготовил просветительско-образовательный проект, который стартовал вчера в 11.00.
Квест «Я люблю театр» познакомил учащихся Башкортостана с историей развития музыкального театрального искусства, творческими профессиями, устройством внутренней работы театра и театральных цехов.
В рамках квеста школьники узнали много интересного, связанного с историей здания Башкирского государственного театра оперы и балета (Аксаковский народный дом), с такими театральными профессиями, как артист балета, солист оперы, дирижер, хормейстер, балетмейстер, художник-бутафор, гример, постижер, машинист сцены, костюмер и другие.
Первая группа прошла по заранее подготовленному маршруту с остановками на различных точках, где ребятам рассказывали о той или иной театральной специальности и проводили мастер-классы. Экскурсия-квест окончилась интерактивной викториной по изученному в ходе прохождения маршрута материалу.
Весь маршрут сопровождался видео- и фотосъемкой. Материалы эти выложат в официальных сообществах социальных сетей театра (Instagram, FB, «ВКонтакте») с хэштегами проекта: #bashopera #I_love_Theatre #TheatreForKids #ТеатрДетям #ЯЛюблюТеатр #ГодТеатра.
* * *
В рамках открытия Года Театра в России 13 декабря на Малой сцене НМТ актеры Молодежного благотворительно сыграли спектакль «Левушка» (на верхнем фото). И это стало лучшим подарком Национального Молодежного театра РБ имени Мустая Карима своему горячо любимому зрителю.
Накануне в кассе НМТ любой желающий мог получить бесплатный билет на этот спектакль.
А что может послужить лучшим подарком в таком случае? Конечно, только хороший спектакль! И тот, кто видел на сцене НМТ постановку режиссера Мусалима Кульбаева «Левушка» (в основу положена повесть Анатолия Крыма), с радостью согласится с этими словами.
…А на следующий день, 14 декабря, в Молодежном пройдет премьера спектакля «Любовь и ненависть», поставленного режиссером Рустемом Хакимовым по произведению Зайнаб Биишевой. Премьера приурочена не только к 110-летию знаменитой писательницы, но и к старту Года Театра.
В этот же вечер в фойе Национального Молодежного вас ждет открытие выставки-продажи книг, подготовленной Башкирским издательством «Китап» имени Зайнаб Биишевой (18.00). Далее в пространстве театра инструментальный квартет исполнит произведения из классического репертуара (18.30).
Шаура ШАКУРОВА.

* * *
В день открытия Года Театра Уфимский государственный татарский театр “Нур” подготовил интересную программу.
Все началось в фойе Большого зала. Зрителям были представлены фрагменты фотолетописи “Нура” и экспозиция прикладных работ детской студии театрально-декорационного искусства под руководством Полины Масич. В музейном зале в этот вечер работал экскурсовод. В теплой, почти семейной обстановке персонажи из различных спектаклей в костюмах расхаживали по залу и приветствовали гостей. Артисты читали стихи и произносили любимые монологи из спектаклей, звучали эстрадные песни и музыкальные композиции из постановок. Изюминкой программы стало выступление воспитанников детской театральной студии под руководством Ленарии Хажиевой.
А главное действо началось чуть позже в зале, где участники торжества в честь открытия Года Театра стали первыми зрителями нового спектакля “Жизнь удалась!” по пьесе татарского классика Ахмета Файзи. Пьеса была написана в послевоенные годы и ни разу не ставилась на сценических подмостках. Несмотря на то, что события спектакля возвращают нас во времена советского НЭПа, мы с изумлением встречаемся со знакомыми нам до боли проблемами и явлениями общества. Режисер спектакля – Байрас Ибрагимов, художник – Альберт Нестеров, композитор – Александр Карташов, хореограф – Рамиза Мухаметшина.
Зрители с удовольствием оценили новые работы любимых артистов. Предпремьерный показ в этот знаменательный день поистине подарил всем самые яркие и богатые эмоции.
Гульнур УСМАНОВА.

* * **
В честь открытия Года Театра Башкирский государственный театр кукол дал вчера днём во Дворце молодежи БГАУ благотворительный спектакль “Лесная ярмарка”, а затем в самой “куколке”, что называется, на стационаре, артисты сыграли в 16.00 и 18.00 спектакли “Лиса-сирота”, его по башкирской народной сказке, поставила Ольга Штырляева, и “Волшебник Изумрудного города” по знаменитой книге Александра Волкова, который воплотил на сцене Альберт Имамутдинов. Перед каждым из этих показов в фойе театра проходила специальная программа для зрителей “Кукольная кухня”, идеологами коей, как всегда, выступили актеры Надежда Беззубова и Александр Верхоземский.
Диана ГАРАЕВА.

Вернуться назад