Главная > КУЛЬТУРА > Гимн справедливости, свободе и весне!

Гимн справедливости, свободе и весне!


1-02-2019.
Итак, 17 января в ГКЗ «Башкортостан» состоялся изумительный концерт, в рамках которого Национальный симфонический оркестр РБ выступал с лауреатом международных конкурсов, солистом Московской государственной академической филармонии, замечательным пианистом Филиппом Копачевским. Это и правда был дивный вечер, умно и тонко спланированный главным дирижером Национального симфонического оркестра РБ, заслуженным артистом Башкортостана Раушаном Якуповым. И вновь, уже в который раз, наш НСО поддержало руководство Санкт-Петербургского
Дома музыки!


Гимн справедливости, свободе и весне! Гимн справедливости, свободе и весне!

В первом отделении прозвучал Концерт Петра Ильича Чайковского номер 2 соль мажор. И Якупов выбрал его не случайно. Сейчас, когда Раушану Ахметовичу приходится постоянно держать удар, уже и не зная, где враг (их слишком много), а где друг, ему крайне важно, как мне кажется, было сыграть произведение, в котором русский гений размышляет о взаимоотношениях общества, подчас насквозь прогнившего и изолгавшегося, и индивидуальности, не способной идти на компромисс и, теряя самоуважение, встраиваться в сложившуюся на данный, конкретный момент ситуацию... В тот вечер меня не покидало ощущение того, что Якупов рассказывал нам о себе, о том, как его оболгали, плюнули в душу, но он продолжает держать, что называется, лицо и ведет себя (вот уже сколько времени!) очень и очень достойно - не обращая внимания на все подставы и предательства.
Вообще, Якупов второй раз берется за Второй концерт Петра Ильича, впервые сыграв его с лауреатом конкурса Чайковского Лукасом Генюшасом. И в тот вечер наследник культуры Нейгауза был невероятно глубок, питая свое выступление родовыми выстраданными истоками понимания взаимоотношения толпы (скажем, общества) и талантливого одиночки, а еще выкристаллизовавшимися в недрах его славной и прошедшей все этапы пересечения с властью семьи способами существования в социуме (совке). А Филипп был иным - он лучезарен по природе, и его игру в этот вечер можно было сравнить с бликами солнечного света, волшебно оживляющими поверхность морской глади. Глубина его исполнения и понимание процессов, кои движут обществом, столь же естественны, сколь гармоничны плеск волн, полет облаков или мерцание звезд на небосклоне. Копачевский не выстраивает какие-то глобальные концепты, он словно слушает и чутко улавливает голоса земли, откликаясь на их зов, сам будто бы являясь частью природы и следуя этому зову, равно как и мысли композитора и дирижера... Мне жаль тех, кто в этот вечер поленился прийти в ГКЗ, мне жаль, что вас не было с нами!
…Второе отделение концерта было посвящено исполнению Второй симфонии Сергея Васильевича Рахманинова ми минор...
Необходимо сказать, что Первая симфония, написанная Рахманиновым в 1885 году, с треском провалилась, и Сергей Васильевич очень тяжело переживал эту неудачу, долго не решаясь вернуться к столь крупной форме - прошло 12 лет, прежде чем свет увидела Вторая симфония композитора, премьера которой прошла с грандиозным успехом. И ныне главный дирижер НСО РБ Раушан Якупов вскрыл все существовавшие на сегодняшний день купюры, и публика, собравшаяся в ГКЗ, слушала полный текст симфонии, что уже является событием для Уфы! И если вспомнить о том, что в первом отделении вечера звучал Второй концерт Чайковского, воспевающий силу духа талантливого одиночки, вступающего в единоборство с темной массой, невежественной толпой, то Симфония Рахманинова звучала, как победа над сомнениями творческой личности, сумевшей преодолеть свою, быть может, первоначальную неуверенность и, подобно вешним водам, направившей свой дар в русло обновления и очищения... И вообще, те, кто слушал внимательно, не могли не понять того, что симфония просто пронизана весенними порывами! Она рвется вперед, как река, освободившаяся ото льда, и сметает на своем пути весь мусор, скопившийся на потемневшем за дни утомившей всех зимы слежавшемся снегу. Мы слышим треск льдин вскрывающегося, рвущегося наружу водного потока, нарастающий звон капели, трели отогревшихся птиц, улавливаем затем звук лопающихся на деревьях почек… Мгновение, другое - и зал заливает лиловыми красками и всеми оттенками белого, столь характерного для распускающейся сирени, и вот мы уже судорожно ищем в душистой грозди спрятавшийся пятилистник, чтобы со страстию сглотнуть на счастье сладкое это соцветие... Под сводами ГКЗ в тот час явно благоухала сирень, пьяня публику одуряющими ароматами!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Вернуться назад