Главная > КУЛЬТУРА > Тарелкин есть, а смерти... нет?

Тарелкин есть, а смерти... нет?


26-02-2019.
27 и 28 февраля в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан – премьера.

Тарелкин есть, а смерти... нет?

Трагический фарс «Смерть Тарелкина» на Камерной сцене театра репетирует постановочная команда из Санкт-Петербурга – режиссер Антон Свит, художник Дарья Здитовецкая и режиссер по пластике Калерия Алексеева.
Драматургия Александра Васильевича Сухово-Кобылина – не частый гость на театральных подмостках. И дело даже не в том, что Сухово-Кобылин – автор весьма скромного по объему в истории русской литературы наследия. Написал он всего три пьесы, зато какие! «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина», объединяясь в трилогию, представляют собой образчик «театра абсурда», который спустя полвека после их создания будет так ярко и плодотворно развиваться на Западе. В шестидесятых годах девятнадцатого века Сухово-Кобылин, опередив свое время, создал в литературе и театре то, что оценят лишь в двадцатом столетии.
Сам он признавался: «Я написал свои пьесы не для литературы, а, скорее всего, для самого себя. Вот, может быть, отчего их нельзя встретить ни в одном учебнике литературы. В них есть в самом деле что-то слишком личное, слишком жизненное, что смущает наших профессоров».
Антон Свит, недавний выпускник Российского государственного института сценических искусств, убежден: сегодня нет более актуального текста, бьющего в самые болевые точки нашего общества. И эскиз, который был создан режиссером на проходившей в ноябре в ГАРДТ РБ Творческой лаборатории современной драматургии и режиссуры и охватывал лишь первую часть истории о злоключениях чиновника Тарелкина, это доказал.
Запутавшись в долгах, Кандид Касторович Тарелкин решает разыграть… собственную смерть. Да тут и случай самый подходящий – только что преставился сосед Тарелкина, Сила Силыч Копылов, у которого родных нет, детей нет, долгов тоже нет, а паспорт есть! Вот только Тарелкин и представить себе не мог, сколь опасную игру он затеял. Можно скрыться, спрятаться и даже умереть – для безжалостной государственной машины нет разницы. Если ты будешь нужен (а Тарелкин нужен, и очень!), тебя найдут.
Режиссер не намерен сгущать краски. Напротив, выбранная им фарсовая стихия спектакля оставляет массу возможностей для актерской игры и иронии. А если сказать, что в новой работе театра заняты такие актеры, как Вячеслав Виноградов, Александр Федеряев, Олег Шумилов, Сергей Басов, Илья Мясников, Григорий Николаев, Ольга Лопухова, Анастасия Сидоренко, то можно представить, каким может получиться праздник театральности.
…Сквозь складки занавеса появляется рука. Потом другая. Лицо – скорее даже гримаса: «Решено!.. не хочу жить… Нужда меня заела, кредиторы истерзали, начальство вогнало в гроб!.. Умру. Но не так умру, как всякая лошадь умирает, – взял, да так, как дурак, по закону природы и умер. Нет, – а умру наперекор и закону и природе; умру себе в сласть и удовольствие; умру так, как никто не умирал!..»
Елена ПОПОВА.
На снимке: фрагменты эскиза.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Вернуться назад