Главная > КУЛЬТУРА > «Доктор Никто» взглянет на мир глазами хореографа Саръяна Сулейманова

«Доктор Никто» взглянет на мир глазами хореографа Саръяна Сулейманова


12-03-2019.
«Доктор Никто» взглянет на мир глазами хореографа Саръяна Сулейманова

Молодой хореограф и артист балета Башкирского государственного театра оперы и балета Саръян Сулейманов 30 марта представит премьеру новой постановки – одноактный балет «Доктор Никто».
В авторском либретто, вдохновленном романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», звучат мотивы символистских пьес Мориса Метерлинка, где главенствует концепция фатализма, рока и тема ожидания. Здесь можно заметить и связи с пьесами позднего Августа Стриндберга, предлагающего обращение к проблеме становления, поиска пути.
Балет написан на музыку Альфреда Шнитке – используются эпизоды из следующих сочинений: опера «Жизнь с идиотом» («Танго в сумасшедшем доме); «Кончерто-гроссо №1» для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнного оркестра; соната для виолончели и фортепиано №1, а также отрывки из музыки к кинофильму «Сказка странствий». По признанию Саръяна Сулейманова, балет «Доктор Никто» - произведение автобиографическое и во многом отражает его личные философские воззрения, мировоззренческие проблемы, которые он пытается выразить средствами пластики и игрой движений.
Саръян Сулейманов является выпускником Башкирского хореографического училища имени Рудольфа Нуреева (2007) и Академии Русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой (2015, класс народного артиста России Юрия Петухова), которую он закончил по образовательной программе балетмейстер-постановщик. С 2007 года Саръян Сулейманов выступает как солист на сцене БГТОиБ, однако, по признанию автора, видит себя в будущем больше в области хореографии.
«Доктор Никто» – первый балет Саръяна Сулейманова, до этого автор проявил себя как хореограф, создавший номера современной хореографии. Среди поставленных им номеров для всероссийских и международных конкурсов: «Либертанго» Астора Пьяццолы (2013), «Африканский цветок» Дюка Эллингтона (2014), «За маской я» Барбары Стрейзанд (2014), «Теффида. Путь воды» Роберто Каччиапалья (2014), «Noir» Карси Хатакка (2015) и другие. Саръян Сулейманов также ставил номера для студентов хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева и артистов балетной труппы БГТОиБ. Его дебют как балетмейстера-постановщика состоялся в 2011 году на Малой сцене оперного театра в премьере детской музыкальной сказки в двух действиях «Хрустальная туфелька, или Сказка о Золушке» на музыку Антонио Спадавеккиа. В 2018 году на международном конкурсе «Арабеск-2018» имени Екатерины Максимовой Саръян Сулейманов завоевал бронзовую медаль и звание лауреата.
Ожидание – определяющая тема балета «Доктор Никто», она составляет драматургический стержень, на который нанизываются отдельные номера, последовательно развивающие сквозную тему. Действующие лица в балете условны, обозначаются абстрактно, например, Доктор Никто, Отец, Мать, Младенец и другие. Сюжетная линия завуалирована, здесь важен не только сюжет, а передача мистической атмосферы, пограничных эмоциональных состояний.
Смысловое пространство балета полностью заполняет таинственный Доктор Никто, который потусторонне властвует над другими персонажами, вносит трагический разлад в их существование и направляет их к фатальному итогу. На сцене происходит магическое действо. Зрители смогут принять участие в развитии событий, в происходящем много недосказанности и намеков, невероятные трансформации с героями будоражат воображение. В балете открывается уникальная возможность наблюдать за «пластическим» движением мысли, эмоции, следить за душевными движениями героев, их перемещениями в пространстве. Средствами визуального театра на сцене воплощается путь падения, поиск истины, роковая безысходность, крушение иллюзий и загадочный итог, который намерен поставить перед зрителями новые вопросы и как-то незаметно заставит оглянуться, осознать свою жизнь и оценить происходящее в настоящем. Сам автор поясняет, что «Доктор Никто» - прежде всего, художественное послание – «message» к современникам, в котором он пытается сказать, как важно ценить каждое мгновение этой жизни, что, несмотря на бренность бытия и дыхание рока, каждый из нас обладает бесценным богатством – созидать, творить и стремиться к вечным, бессмертным ценностям.
Материал подготовлен пресс-службой БГТОиБ.

НА СНИМКЕ: фрагмент репетиции.
Вернуться назад