Главная > КУЛЬТУРА > Театр во спасение человеческой души

Театр во спасение человеческой души


22-03-2019.
Театральное искусство нашей республики имеет богатую, полную знаменательных событий историю. Достаточно сказать, что первый драматический спектакль был сыгран в Уфе в 1772 году. В доме уфимского воеводы Никиты Можарова ссыльными поляками была показана пьеса «Пан Бронислав». И хотя игралась она на польском языке, новое для уфимцев зрелище произвело на них неизгладимое впечатление, и домашние спектакли стали у нас совсем нередки. А уже в середине XIX века гастролирующие актерские труппы приезжали сюда регулярно.

Театр во спасение человеческой души Театр во спасение человеческой души

Потому нет ничего удивительного в том, что старейшему театру нашего региона – Государственному академическому русскому драматическому театру Республики Башкортостан – в нынешнем году исполняется 158 лет!
Что же послужило точкой отсчета? В 1861 году в Уфе было построено первое театральное здание. Важную роль в этом действительно историческом для города событии сыграла Софья Александровна Аксакова, супруга уфимского губернатора Григория Сергеевича Аксакова, сына знаменитого писателя. Деревянное здание с партером, ложами бенуара, бельэтажем и галереями, разместившееся в квадрате, ныне ограниченном улицами Матросова, Фрунзе, Цюрупы и Тукаева, было построено на пожертвования разных лиц. Уже к 1865 году благодаря регулярно проходившим спектаклям и доходам от продажи билетов (губернаторская ложа – 12 рублей, кресла в партере 1-2 рубля, галерка – 30 копеек) был не только погашен долг от постройки, но и появилась возможность выделять средства для благотворительных целей.
Благодаря открытию зимнего театра театральная жизнь крупного губернского города уже не прекращалась ни на один сезон. И хотя рано было говорить о постоянной труппе, сохранялась определенная преемственность, позволяющая считать, что именно тогда и было положено начало русскому драматическому театру Уфы.
Деревянное здание было уничтожено пожаром в 1874 или 1875 году, но уфимцы немедленно приступили к сбору средств на постройку нового театра. Сведения о поступающих средствах регулярно публиковались на страницах газеты «Уфимские губернские новости». Более всех (в общей сложности 12000 рублей) пожертвовал на сие благое дело действительный статский советник Иван Федорович Базилевский, в честь которого и назвали новый театр.
Уфе несказанно повезло с летним театром, который в 1894 году построил Василий Ильич Видинеев. Уникальный по акустике зал высоко оценили европейские специалисты. Здесь работали труппы известных антрепренеров Петра Медведева и Петра Струйского. После завершения одного из сезонов газеты писали: «Уфимская публика, эта публика, которую постоянно упрекают в холодности, неотзывчивости, доказала, что истинно прекрасное она умеет любить и ценить». На этой сцене играло «Товарищество артистов Императорского Московского Малого театра» – уфимцы рукоплескали уникальной русской актрисе Александре Яблочкиной! Но вот беда - здание Видинеевского тетра – один из ярчайших примеров деревянного зодчества – сохранить, увы, не смогли – оно было снесено в 1991 году!..
В 1909 году исполнялось 50 лет со дня смерти Сергея Тимофеевича Аксакова. А поскольку ранее столетний юбилей известного всей России писателя, уроженца Уфы, не был отмечен должным образом, решено было увековечить память нашего земляка устройством в Уфе Аксаковского народного дома, где и предложено было, помимо музея, библиотеки и аудиторий, сделать зрительный зал и сцену.
20 тысяч рублей предоставило Уфимское губернское земство, 60 тысяч внес Комитет трезвости, 26 тысяч – Уфимская городская дума. 24 тысячи рублей составляла страховка за сгоревший уфимский театр. Однако этих средств не хватало, и был организован сбор пожертвований по всей России. К концу 1910 года набралось около 250 тысяч рублей.
Дом должен был открыться 30 апреля 1913 года, но полностью достроить его не успели. Окончательно строительство здания завершилось лишь к концу 1920-х годов.
Декретом СНК от 26 августа 1919 года было объявлено, что всякое театральное имущество объявляется национальным имуществом. Союз работников искусств, которому были переданы театральные здания, приступил к ремонту театральной части Аксаковского народного дома, переименованного к тому времени во Дворец Труда и Искусств.
Коллегией была набрана русская драматическая труппа, которая открыла сезон 7 ноября 1919 года постановкой пьесы М. Потшера «Свобода». «Ревизор» и «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Гроза» и «Лес» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера – афиша театра выглядела весьма солидно.
В 1938 году постановлением СНК БАССР объединенные в 1922 году Гостеатры были разделены на два самостоятельных театра: Башкирский академический государственный театр и Русский государственный драматический театр. Ввиду перехода Русского государственного театра во вновь построенное помещение, на оборудование, меблировку театра, мастерских, сцены и подсобных помещений Наркомфином БАССР было отпущено 100000 рублей.
Открытие Русского государственного драматического театра в новом здании, на улице Гоголя, 58, состоялось 20 марта 1939 года. Более сорока лет коллектив театра работал в этом, может быть, не очень удобном здании, в котором, кстати, была прекрасная акустика. Именно здесь были пережиты суровые военные годы, отсюда на войну были отправлены более восьмидесяти членов коллектива, здесь была сформирована фронтовая актерская бригада.
С 1966 по 1983 год художественное руководство театра осуществлял главный режиссер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Габдулла Гилязев.
Многие его ученики на долгие годы стали ведущими актерами Русского драматического, а спектакли в его постановке по праву вошли в историю театра. Это «Мещане» М. Горького, «Бедность не порок» А.Н. Островского, получившие высокие награды на Всесоюзных и Всероссийских театральных форумах, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана.
Усилиями директора театра Леонида Левитина был решен вопрос о строительстве нового, современного здания. К работам приступили в 1971 году. Автором проекта стал архитектор Алексей Печенкин. Долго думали, как придать зданию величественность. Эту задачу помог решить вынос карниза на двух мощных пилонах. В сентябре 1977 года известными московскими художниками-монументалистами Владимиром Лемпортом и Николаем Силисом был закончен многофигурный горельеф на двух пилонах фасада, изготовленный из бетона с мраморной крошкой, общей площадью 98 квадратных метров.
Открытие театра в новом здании на проспекте Октября, 79, состоялось 29 апреля 1982 года.
С 1984 года и по сей день, сначала в качестве главного режиссера, а затем художественного руководителя, театр возглавляет заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Башкортостан Михаил Исакович Рабинович.
Сегодня, в дни празднования столетнего юбилея республики, Государственный академический русский драматический театр РБ играет спектакли, поставленные по произведениям представителей башкирской литературы. И здесь особой строкой нужно сказать о лирической драме «Луна и листопад». Тема Великой войны для Михаила Рабиновича – особая. И тем ценнее тот факт, что один из своих самых значительных спектаклей он создал на основе произведения, вышедшего из-под пера народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Пронзительная, полная драматизма, пронизанная удивительной поэтичностью повесть «Помилование» была воплощена на сцене театра путем соединения двух важных художественных пластов – театрального и кинематографического. И это позволило показать лирическую историю в таких деталях и подробностях, что в зале на каждом спектакле не остается равнодушных, а к финалу зрители и вовсе не стесняются бегущих по щекам слез…
Так что за первые 158 лет своей славной истории Русский академический театр оставил значительный и замечательный след в сердцах своих многочисленных зрителей, фактически шаг в шаг пройдя этот путь с самой республикой. Думаем, что и в дальнейшем ГАРДТ РБ не сдаст своих позиций. А подтверждением тому пусть послужат слова Михаила Исааковича Рабиновича: «Театр – дело духовное, в театре можно (и нужно) спасаться от суеты, пошлости, находить ответы на вопросы, которые тебя мучают… Театр не зря когда-то назвали храмом. Театр – это место, где человек очищается, театр – во спасение человеческой души…»
По архивным материалам подготовила Елена ПОПОВА.
НА НИЖНИХ СНИМКАХ: сцены из спектакля «Луна и листопад».

Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Вернуться назад