Главная > КУЛЬТУРА > «Зулейха» шагает по России

«Зулейха» шагает по России


11-06-2019.
Буквально через день после окончания фестиваля “Туганлык” в Казани стартовал XIV Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз». Участники - 29 театров из Турции, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и республик России. Специальный гость фестиваля - Nottara Theater (Бухарест, Румыния), который привез спектакль «Moliere» по произведениям самого Жана-Батиста, а также Михаила Булгакова.

«Зулейха» шагает по России

И если прошлый фестиваль “Науруз” был посвящен Якутии, то в нынешнем году он прошел под эгидой театрального искусства Башкортостана. Всего в фестивале приняли участие 6 театров из нашего региона: Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури, Салаватский башкирский театр, Башкирский государственный театр кукол, Уфимский государственный татарский театр «Нур», Стерлитамакское театрально-концертное объединение (Стерлитамакский башкирский), Национальный молодежный театр РБ имени Мустая Карима. В репертуаре фестиваля - зарубежная классика, этнические притчи, современная драматургия. Как заявили организаторы, на фестиваль съехались свыше 500 участников, а спектакли были представлены на 7 театральных площадках Казани, спектакли также шли на площади перед театром Камала и на набережной озера Кабан.
1 июня уже ближе к вечеру десант БАДТ уже был в Казани, в этот день несколько наших артистов смотрели спектакль «Старик и море» Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова, уже знакомый уфимскому зрителю и исполнитель заглавной роли в котором Виктор Коков за роль Старика был удостоен Приза Президента Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» (Уфа, май, 2019). А другая часть нашего коллектива, в том числе и я, решили пойти на спектакль «Кыз Жибек» Жамбылского областного казахского драматического театра, тем более было заявлено, что спектакль будет играться на берегу озера Кабан. Говорят, что Набережная Кабана со стороны Старо-Татарской слободы уже стала традиционным местом проведения open air. В этом году ее отдали в распоряжение театра из Казахстана, который привез в Казань народную легенду про двух влюбленных «Кыз Жибек». Хотя время показа было назначено позднее - спектакль начался в 22.00, это не помешало собраться очень большому количеству зрителей. Небольшая площадка, которую выбрали казахские артисты, обставлена была скромно - аскетичный национальный декор условного задника, череда пик с цветными наконечниками, разложенные по периметру яркие зонтики-балдахины. Зато, как заметили мои коллеги, “присвоенные декорации места - роскошные - плотная черная гладь водной поверхности Кабана, звезды, подсвеченные фонтаны, огни противоположного берега, отражающиеся в озере…”
“Науруз”овские спектакли его участники начали показывать уже в течение всей минувшей субботы, но сам фестиваль официально открылся только 2 июня. В 15.00 организаторы провели пресс-конференцию, в коей приняли участие народный артист Республики Башкортостан, руководитель группы «Курайсы» Роберт Юлдашев, и.о. директора БАТД имени Мажита Гафури Иршат Файзуллин, актриса Римма Кагарманова, главный художник театра Альберт Нестеров и директор Башкирского государственного театра кукол Альберт Имамутдинов. «В Уфе максимальная стоимость билета достигла 1000 рублей, а в Москве билеты на «Зулейху» были распроданы за 10 000 рублей...» - на вопрос журналистов о возможности зарабатывать театру этим спектаклем во время гастролей Иршат Ишбулатович ответил, что Башкирский академический не ставит задачу показать постановку десять раз подряд, чтобы просто заработать деньги. «Все спектакли БАТД хорошие, возможно, не столь кассовые, как «Зулейха». На гастроли мы стараемся привозить все наши постановки», – отметил Иршат Файзуллин. В центре внимания была и главная героиня спектакля Римма Кагарманова, номинированная на главную театральную премию страны – говорю о «Золотой Маске». Приятно, что татарские журналисты знают ее сценические образы – их интересовали ее Сауле из спектакля «Джут» и, конечно же, Зулейха: «Честно говоря, Зулейху сначала я не понимала. Хотелось сказать, поборись ты, хоть что-нибудь скажи. Позже я осознала, что состояние моей героини – смирение, очень высокое чувство - мир с окружающим миром. Она выжила благодаря существованию мира внутри, – поделилась актриса. – Зулейха дала понять, если что-то не получается, нужно с миром принять это и жить дальше». Главный художник театра Альберт Нестеров рассказал не только о башкирской «Зулейхе», но и о сложностях постановки спектакля «Зулейха открывает глаза» в Новосибирске, куда его пригласили на эту постановку...
Еще один спикер пресс-конференции – наш земляк, кураист. «Курай – это оружие мира, любви и добра, тростник, поющий о любви. Я ценю намерения организаторов фестиваля – сохранить идентичность народов, традиции, культуру, – поделился хэдлайнер открытия фестиваля Роберт Юлдашев. – Каждый этнос, который общается на родном языке, играет на своих народных инструментах, излучает определенные вибрации для сохранения биологического баланса. Если какой-то народ перестает разговаривать на своем родном языке, в этом секторе Земли нарушается баланс. Важно сохранять эти традиции, вибрации и передавать их детям, чтобы сохранить равновесие мира». Роберт Юлдашев сыграл на курае, также ему пришлось ответить и на вопрос о сравнении башкирского и татарского театров: «Театр красив зрителями, которые туда ходят. Каждая публика воспринимает театр по-разному, кто-то обращает внимание на одежду, обувь зрителей, а кто-то восхищается постановкой. Каждая республика прекрасна народом, который там живет, поэтому театр – это его отражение».
Наш театр кукол привез на фестиваль спектакль «Мустай Карим. Близкий горизонт», который был показан на сцене театра кукол «Экият». По словам директора Альберта Имамутдинова, театр нацелен на восстановление вечерних спектаклей, постановок для взрослых, которые занимают важное место в репертуаре. Представленный на «Наурузе» проект, посвященный 100-летию со дня рождения Мустая Карима, его жизни и творчеству, – синтез драматического театра, театра кукол, документалистики и визуализации. Спектакль рассчитан не только на детей, но на взрослую аудиторию. Также Альберт Альфритович отметил, что специально для «Науруза» постановка была переведена на башкирский язык (раньше она шла на русском).
...После пресс-конференции на площади перед театром имени Камала состоялось официальное открытие Фестиваля, где выступили группа «Курайсы», заслуженный артист Татарстана Филюс Кагиров, Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек», Тувинский национальный оркестр, группа баянистов под руководством заслуженного артиста РТ Наиля Сагдиева. А вечером в переполненном зале камаловского театра был показан спектакль БАТД – лауреат Национальной театральной премии “Золотая Маска” «Зулейха открывает глаза». Показ прошел с переаншлагом, зрительный зал был переполнен, люди сидели даже на ступеньках.
Организаторы фестиваля на сайте разместили мнения критиков:
Владислава КУПРИНА, театральный критик (Москва): «В этом спектакле режиссёру удалось “переломить” проблему романа, которая кроется в излишней забытовлённости. Он превратил мелодраматичный сюжет в сказку, в волшебный поэтичный мир. За последние десять лет я не видела любовной сцены лучше, чем сцена Игнатова и Зулейхи. Она просто заворожила меня своей откровенной чувственностью и театральностью».
Кристина МАТВИЕНКО, театральный критик (Москва): «Этот спектакль был одним из самых сильных моих впечатлений на “Золотой Маске”. Мощное и при этом поэтичное повествование захватывает с первой же минуты. Ты оказываешься в плену очень сильной истории с острой темой, которая звучит так пронзительно, что переживаешь ее как личную драму».
Нина КАРПОВА, театральный критик (Москва): «”Зулейха” – это одно из самых ярких событий последних лет в тюркоязычном мире. Я второй раз смотрю спектакль и очень рада, что эта постановка получила награду на “Золотой Маске”. Инсценировка, естественно, отличается от книги. Здесь выбран один локальный сюжет, который и исследует режиссёр. Его интересует судьба, характер, становление личности не просто женщины, а женщины конкретного времени. Мне интересен тот театральный язык, на котором рассказывается эта история. Здесь есть некая цельность режиссёрского высказывания. Я поздравляю театр Гафури с этим спектаклем».
А вот отзыв журналиста Лейсан Фаизовой (из Фейсбука): «Абушахманов сотворил нечто отличное от романа, вернее, развернул его к нам другой стороной. Вместо частной истории башкирской (в спектакле) крестьянки, разворачивающейся на фоне всей той жути 30-х годов в нашей стране, мы увидели саму эту жуть. И маленького человечка, маленькую птичку, бьющуюся о прутья клетки. Это трагедия. И жуткие сцены, где ссыльные поют "Широка страна моя родная... Я другой страны такой не знаю", "Жить стало лучше, жить стало веселей", заставляют содрогаться и сравнивать, конечно. Римма Кагарманова прекрасна. Хрупкая, беззащитная, тонкоголосая, она за секунду умеет превратиться в свой антипод Упыриху - с помощью голоса и пластики. Хотя, это и не антипод вовсе, а другая сторона личности Зулейхи. Вообще, такие хорошие актерские работы, я рада за театр! И очень обаятельный и убедительный Азат Валитов в роли Игнатова, и Хурматулла Утяшев в роли Муртазы, который, в отличие от литературного своего источника, вовсе не так страшен и даже вызывает сочувствие. И замечательная группка ленинградских интеллигентов и примкнувших к ним крестьян, сплошь из заслуженных и народных артистов Башкортостана. И сильная работа Артура Кунакбаева в роли чекиста Зиновия Кузнеца. Совершенно очевидно, что сложился ансамбль. Еще одна сильная сторона спектакля - художественное решение Альберта Нестерова. 50 оттенков черного, ну а как еще можно раскрасить тот мир?
В зале был переаншлаг. Потом долго аплодировали. Понятно, что на фестивалях всем аплодируют, но это было другое!..»
Деловая электронная газета Татарстана «БИЗНЕС Online» пишет: «В роли Игнатова - Азат Валитов. Этот образ лишен тонкостей и полутонов, герой прост и понятен, но сам актер не только демонстрирует временами отличную физическую форму, но и задает эмоциональный накал повествованию, который не снижается, а только увеличивается к финалу.
…«Уф, алла», - выдыхает соседка по зрительному залу, когда Игнатов выливает тарелку супа на голову одного из своих подопечных, в татарском театре не привыкли к такому выражению эмоций и натурализму. Между тем «Зулейха» Башкирского академического превращается в настоящее и мощное эмоциональное переживание, что редко можно встретить в современном театре…
…Катарсис наступает, когда на стены зрительного зала проецируются результаты агитационной работы художника Иконникова, расписавшего местный клуб образами святых с лицами своих соседей по Семруку. Тут уж вопрос спасения (во всех смыслах) заставляет героиню окончательно открыть глаза… «Зулейху» в Казани принимали с бурным восторгом, что наверняка ценно и для авторов спектакля, ведь на «Наурузе» добрая половина зала – коллеги по цеху. Ну а нам остается лишь кусать локти. Яхина наверняка дала бы право «первой ночи» на постановку местному театру - татарскому или русскому, но те высокомерно прошли мимо, а соседи из Башкортостана рискнули и не прогадали…»
Эта была трехдневная поездка, но впечатлений хватит еще надолго. А “Зулейха” продолжает шагать по фестивалям: 13 июня вновь поездка, на этот раз наш театр ждет Оренбург на фестиваль “Гостиный двор”. После отпуска, в сентябре, спектакль “Зулейха открывает глаза” поедет в Грозный на фестиваль “Федерация”, в октябре – Театральная Олимпиада в Санкт-Петербурге и фестиваль в Иркутске, в ноябре – региональный фестиваль “Золотая Маска” в Ижевске… И это еще не все!..
Динара КАЮМОВА.
На снимке: коллективы БАТД имени Мажита Гафури и Стерлитамакского башкирского театра. Встретились в Набережных Челнах (мы ехали в Уфу, они – в Казань).

Вернуться назад