Главная > КУЛЬТУРА > Мода «по-быстрому» рождает гигантские свалки

Мода «по-быстрому» рождает гигантские свалки


21-06-2019.
В прошлом нашем выпуске мы начали говорить о философии Zero Waste, что в переводе на русский язык означает «Ноль отходов». Главная цель последователей этой концепции - сократить количество производимого мусора и не допускать того, чтобы твердые бытовые отходы попадали на свалку или на мусоросжигательный завод.

Мода «по-быстрому» рождает гигантские свалки

Сегодня мы будем говорить о расхламлении. Признайтесь, что у каждого дома полно вещей, они с трудом вмещаются в шкаф, а носить нечего. Отчего это происходит? Своими мыслями на эту тему делится уже знакомая читателям газеты Вероника Трегубова, автор и руководитель благотворительного просветительского проекта «Добрые экоуроки». Сегодня Вероника выступает в качестве стилиста.
- Я работаю с гардеробами клиентов уже более десяти лет, - рассказывает моя собеседница. - Прихожу к ним домой, начинаю развешивать в квартире вещи и почти безошибочно рассказываю человеку, что с ним происходило в тот период, когда он приобретал ту или иную вещь. Через одежду мы показываем, как взаимодействуем с миром, демонстрируем свои сильные стороны или слабые. Человека по его гардеробу можно прочитать, как книгу.
- То есть стилист должен быть еще и психологом?
- В какой-то степени. Я работаю как с мужчинами, так и с женщинами, но сегодня мы поговорим о представительницах прекрасного пола. Итак, женщины всегда испытывают огромную потребность в самовыражении, им хочется постоянно меняться, поэтому они часто покупают что-то новое. Почему много невостребованных вещей в гардеробе? Потому что дамы не хотят сегодня выглядеть, как вчера, и обычно используют лишь 30 процентов вещей, остальные просто висят в шкафу. Когда мы вместе разбираем гардероб, я помогаю хозяйке освободиться от 4-5 пакетов с ненужными вещами, и это только верхняя одежда без обуви и аксессуаров. Почему это происходит? Большую часть покупок можно назвать импульсивными, они куплены под воздействием маркетинга, рекламы, и нередко одежда оказывается низкого качества. Например, вам понравилась кофточка, на вид очень модная, но она быстро растянулась, изменила форму, а ткань скаталась.
- Получается, маркетологи используют природное свойство женщин - тягу к переменам внешнего облика?
- Да, это первый аспект - неосознанное формирование гардероба.
А второй - неумение видеть себя цельной и вписывать вещи внутрь собственного образа, да его как такового и нет. Девушка или женщина не понимает, кто она и какая, у нее есть стереотип подбора, и она пытается повторить одно и то же, только в разных цветовых гаммах, материалах. Я всегда говорю, что гардероб должен быть многофункциональным, рациональным, работать на образ. Нужно несколько базовых вещей, к которым будут добавляться другие. Очень важно, чтобы они были качественными, из натуральных тканей. Обойдутся они, конечно, дороже, но и прослужат дольше, не один сезон. Почему, например, винтаж сегодня входит в моду? Дизайнеры исчерпали идеи и вместо этого начинают использовать новые материалы, причем качественные.
- Наверное, есть в этой теме и экологический аспект. Как вы относитесь к феномену Fast faishion - моде «по-быстрому»?
- Сегодня на рынке моды несколько крупных компаний, в портфолио которых самые известные бренды. Эти гиганты контролируют все этапы создания одежды. Талантливый дизайнер предлагает модель, которая может стать популярной. Так вот, эта модель, представленная на подиуме, недели через три уже может появиться массово на прилавках, только в дешевом, доступном варианте. Мало того, что весь цикл производства находится под контролем одного концерна, его руководство еще диктует свои цены продавцам, решает, какую зарплату будут получать производители сырья и те, кто шьет одежду. Так у нас на рынке появляются дешевые некачественные штамповки очень классных дизайнерских решений. Их раскупают, но вещи быстро теряют вид, и от них избавляются. Поскольку во многих странах, в том числе в России, бизнес по переработке текстиля развит очень слабо, все это попадает на свалки. Одежду из натуральной ткани можно без особого урона для природы сжечь, а вот синтетику нельзя, и разлагается она, по прогнозам ученых, от 400 до 600 лет. Сейчас люди могут купить модную футболку по цене гамбургера в известной закусочной быстрой еды. Перепроизводство одежды настолько велико, что если прямо сейчас закрыть все предприятия, фабрики, мастерские, то готовой одежды для населения Земли хватит еще на 10 лет. Но производство не останавливается. Проходят сезоны, какая-то одежда уходит с распродаж, но гиганты выпускают товар еще и еще. Дешевую одежду шьют в Индии, Китае, и это огромные объемы. Вся эта мощная индустрия выкачивает ресурсы земли, а вещи оказываются на свалке. Хуже всего то, что нас втянули в эту игру, и мы готовы платить.
- Кроме вреда, который из-за перепроизводства наносится природе, мы и сами можем, одеваясь определенным образом, влиять на людей, и не всегда наши сигналы позитивны?
- Здесь можно говорить об экологии отношений. Через одежду мы транслируем сигналы или маркеры, и не все к этому подходят осознанно. Например, один из модных трендов - звериные принты, а это прямая демонстрация агрессии. Звериный принт вызывает чувство страха, опасности. На него могут отреагировать ответной агрессией.
На этом мы, пожалуй, остановимся. У читателей появилась пища для размышлений, и ее нужно тщательно «переварить». Быть может, кто-то захочет высказать свое мнение?
Татьяна БАРАБАШ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Вернуться назад