Главная > КУЛЬТУРА > Дни печали и надежды

Дни печали и надежды


14-07-2012.
Дни печали и надежды

Признаться, когда узнала, что в Москве среди памятных мероприятий к 10-летию авиакатастрофы над Боденским озером пройдет премьера балета "Прерванный полет", отнеслась к этому показу с долей сомнения. Тема, согласитесь, сверхтрудная: передать боль, отчаяние и оставить искорку надежды... Однако творческий коллектив балетной компании объединенных театров германских городов Крефельда и Менхенгладбаха сумел подняться до той высокой скорби, которая единственно возможна в дни трагических потрясений, уносящих человеческие жизни и оставляющих живых с ранами в душе.

Композитор Андрей Парфенов и хореограф Роберт Норт по праву могут разделить признание зрителей, которые не скупились на благодарные аплодисменты и не скрывали слез. Премьера балета, с музыкальным сопровождением Московского Молодежного оркестра Академии Ипполитова-Иванова стала кульминацией вечера памяти, состоявшегося 2 июля в театре МГУ имени М.В.Ломоносова на Ленинских горах.
В либретто Регины Хертлинг нет персоналий, в буклете обозначены своеобразные "массовки" - Дети, Родители, Пилоты, и это делает спектакль как бы памятным слепком трагических событий, когда горе не выделяет никого в частности и становится общечеловеческой печалью. Как сказала ассистент-хореограф Шери Кук, "мы на каждой репетиции помнили сердцем и погибших детей, и их безутешных близких, хотелось бы передать наши чувства в Башкортостан".
Истинное искусство только так и рождается - струнами души. Детские годы пианиста и композитора Андрея Парфенова прошли в Уфе - возможно, и поэтому идея о музыкальном произведении-посвящении не давала покоя. Побывав в родном городе, а позже на месте катастрофы, пообщавшись с теми, кого близко коснулась трагедия, он утвердился в своем решении. Творческая работа состояла из взлетов и сомнений, композитор порой отчаивался, но побеждало осознание того, что он просто обязан довести начатое до конца. Мир сотрясают все новые катастрофы, и не только память о невинных жертвах, но и предупреждение живым о бдительности, осторожности и гуманности становится особым предназначением искусства. Собственно, во все времена рождались произведения, которые через века не только сохраняют для людей хронологическую запись о трагедиях и человеческих жертвах, но и вызывают эмоциональное их восприятие, боль и сочувствие. Картина Карла Брюллова "Последний день Помпеи" или француза Теодора Жерико "Плот "Медуза", кинофильмы "Броненосец "Потемкин" или "Титаник" - первое, что приходит в голову. И потому можно только благодарно приветствовать попытку немецких артистов создать своеобразный реквием, словно оживить художественными средствами одаренных детей из Башкортостана, чьи мечты и надежды были прерваны на самом взлете.
Продолжением памятных мероприятий в Москве стала презентация выставки работ погибшего в авиакатастрофе юного художника Кирилла Дегтярева и лауреатов премии фонда "Одаренные дети". В трех просторных залах Дома Национальностей разместились картины, разнообразные и по жанрам, и по ярко выраженному индивидуальному почерку участников. Работы Кирилла поражают ранним взрослением автора, как будто и постепенным, но в то же время стремительным переходом от красочных детских фантазий к философским художественным размышлениям, выполненным в сдержанно-строгой манере. Конечно, направляющая рука его учителя известного художника Сергея Игнатенко в работах чувствуется, но личность уже бурно прорывается. Не случись трагедии, через два месяца Кириллу исполнилось бы 15 лет...
Специально на вернисаж приехала из Уфы Гульшат Имамбаева - одна из лауреатов премии имени Кирилла Дегтярева, учрежденной его отцом - президентом некоммерческого благотворительного фонда "Одаренные дети" Александром Дегтяревым. Она уже сложившийся художник, преподаватель кафедры дизайна Уфимской государственной академии экономики и сервиса. А ведь еще девочкой стала лауреатом этой премии. Всего же такой награды удостоились за минувшее десятилетие 12 одаренных ребят, для которых это явилось и социальной, и моральной поддержкой - у их увлечения искусством выросли крылья.
Ежегодный отбор претендентов на премию имени Кирилла Дегтярева проводит компетентное жюри, так что недаром в Москве публика восторгалась графическим этюдом Тимура Хасанова, красочным натюрмортом Беназир Жанибековой, жизнерадостными зарисовками Залифы Хибатовой, башкирскими пейзажами Эльмиры Акъюловой, городскими видами Рустама Алибаева, Айдара Гимазова, Бориса Рахимова, солнечной палитрой Галии Султановой, компьютерной работой Насти Гордейчик, акварелью Алены Герасимовой. Сюрпризом для собравшихся стал концерт юных музыкантов из Уфы, получавших стипендию или иную поддержку фонда "Одаренные дети". Уже известные на родине "новые имена" - альтистка Камила Биккулова, виолончелист Искандер Ханнанов, совсем маленький пианист Арслан Мухаметгареев вдохновенно играли Баха и Чайковского. Андрей Парфенов после долгих оваций публики сказал: "Через пару лет таких блестящих исполнителей будет счастлив пригласить для выступлений любой европейский оркестр". Индира Асадуллина, аккомпанировавшая кларнету Эрика Мирзояна и ксилофону Вероники Бирюковой, сияла от радости за ребят, а исполнительный директор фонда Роза Файрузова произнесла слова, которые в те минуты рождались в душе у каждого. О том, что жизнь безвременно ушедших продолжается талантами и творчеством их сегодняшних и завтрашних сверстников и что те организации и лица, которые бескорыстно помогли проведению в Москве памятных мероприятий печали и надежды, заслуживают самого горячего признания. Таких было очень много - и уфимских, и московских. Назову хотя бы две из них: автономную некоммерческую организацию "Народный университет" под руководством Радмира Кашапова и галерею искусств "Academia" Уфимской государственной академии экономики и сервиса.
Дни печали и надежды


Алла ДОКУЧАЕВА.
Москва - Уфа.

Вернуться назад