Главная > КУЛЬТУРА > «Па-де-катр» для Малого Нуреевского

«Па-де-катр» для Малого Нуреевского


25-10-2019.
В следующий четверг, 31 октября, в Уфе стартует III Международный фестиваль хореографических училищ (колледжей и школ), еще при своем рождении получивший неофициальное название «Малый Нуреевский»… Идеологом этого события является Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева, коему, думаем, будет помогать и старший брат – Башкирский государственный театр оперы и балета.

«Па-де-катр» для Малого Нуреевского «Па-де-катр» для Малого Нуреевского

В столицу нашего региона на несколько дней съедутся представители самых славных балетных школ страны, а также тех училищ и колледжей, с творческим потенциалом которых, возможно, не очень хорошо знакомы уфимские поклонники искусства Терпсихоры – Московской академии хореографии, Академии русского балета имени Агриппины Вагановой (Санкт-Петербург), Белорусского хореографического колледжа (Минск), Казахской национальной академии хореографии (Нур-Султан), Бишкекского хореографического училища (Республика Кыргызстан), Алматинского хореографического училища имени Александра Селезнева, Ташкентской государственной высшей школы национального танца и хореографии… А еще Уфа примет посланцев из Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Воронежа, Казани, Краснодара, Саратова, таких республик, как Бурятия и Якутия. К этому балетному братству примкнут известные специалисты в области хореографического искусства, скажем, Сергей Усанов – первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии, а также главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская…
Участников фестиваля ожидают встречи, беседы за «круглым столом», мастер-классы, безусловно, знакомство с опытом работы различных училищ, колледжей и школ и обмен этим самым опытом, а еще Гала-концерт, в рамках коего сообществу будут представлены номера как гостей, так и принимающей стороны. Подобного рода смотрины на Малом Нуреевском – уже традиция и одно из самых ярких событий форума, который задумывался организаторами как всероссийский, но уже ко второму фестивалю получил статус международного. И готовятся к такого рода параду различных школ все участники основательно. Достаточно сказать, что ныне в процессе формирования программы для столь ответственного Гала БХК имени Рудольфа Нуреева решил посотрудничать с лауреатом международных конкурсов балетмейстеров, известным хореографом, профессором Европейской академии балета «Санкт-Пёльтен» (Австрия) Вакилем Усмановым, который уже более двадцати лет живет и работает в Вене.
…С Вакилем Александровичем мы познакомились на одном из вечеров XXII Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева (Большого Нуреевского), на который венец, рожденный в СССР, пришел в сопровождении директора нашего хореографического колледжа Олии Вильдановой. После традиционного обмена любезностями мы получили приглашение на репетиции Усманова с питомцами БХК и через два дня направили свои стопы на улицу Свердлова, 38, где возле известного всему балетному люду здания из красного кирпича еще радовали глаз оттенками осени уже отцветающие клумбы…
…Наблюдать за тем, как работает Усманов, чрезвычайно интересно. Во-первых, он изящно мыслит, и этим изяществом проникнуто все, что Вакиль Александрович делает, начиная от показов, на которые он в работе с будущими артистами балета щедр, и заканчивая тем, как он строит фразу, объясняя подопечным, чего, собственно, постановщик добивается от юных исполнителей, переводя язык пластики и жеста в слова и фразы. А во-вторых, биография гостя сама по себе заслуживает отдельного рассказа. Вакиль Александрович родился в семье профессиональных музыкантов. Отец его, Александр Кириллович, работал в оркестре, всю свою жизнь посвятив такому инструменту, как фагот. Мама была певицей, обладательницей чудесного голоса – лирико-драматического сопрано. Первые двадцать лет своей жизни Усманов провел в Казахстане, закончив в свое время Алматинское хореографическое училище. Изначально родители прочили сыну карьеру инструменталиста, потому-то Вакиль Александрович очень точно считывает смысл и идеи, заложенные автором в любое музыкальное произведение. «Я всегда любил хорошую музыку, а потом во мне возникло желание выразить эту музыку через балет, донести ее масштаб и нюансы до зрителя посредством пластики». Биография Усманова включает в себя работу во многих хореографических училищах страны – в Алматы, Перми, Москве. В свое время он возглавлял Театр балета при Союзе композиторов СССР. Создавая свой театр балета, Вакиль Александрович четко следовал установке, данной ему организаторами, - во всех постановках должна использоваться музыка только советских авангардных композиторов. Так Усманову выпало счастье работать с такими сочинителями, как Альфред Шнитке, София Губайдуллина, Эдисон Денисов… Одна из его вершин - знаменитый балет Альфреда Шнитке «Желтый звук», посвященный судьбе и творческим устремлениям Василия Кандинского. В этом балете, к которому композитор сам написал и либретто, Альфред Гарриевич попытался добиться казалось бы невозможного - объединить современную живопись и звук. Так вот впервые «Желтый звук» был поставлен именно Вакилем Усмановым. Но… Сначала распался СССР, затем и Союз композиторов, и время изменилось, унеся в небытие и Театр балета Вакиля Усманова. Затем Вакиль Александрович около пятнадцати лет работал как балетмейстер у Софьи Николаевны Головкиной в Московском академическом хореографическом училище – далее Московском государственном академическом хореографическом институте, затем преобразованном в Московскую государственную академию хореографии. И все эти годы ставил, получая приглашения из разных городов и весей, в том числе и из родного Казахстана, в частности, на сцене театра «Астана Опера». Над балетом «Карагоз» на музыку Газизы Жубановой по мотивам произведения Мухтара Ауэзова он работал по личной просьбе Нурсултана Назарбаева. А затем неожиданно получил приглашение из Вены, где начал просто с балетной школы, а потом создал академию и ныне является профессором Европейской академии балета «Санкт-Пёльтен». И вот уже более двадцати лет живет в Австрии.
…После беседы мы отправляемся в аудиторию, где под приглядом педагога Айслу Ревмировны Паниной занимаются ученицы второго и третьего класса колледжа имени Рудольфа Нуреева. Несколько уставший Вакиль Александрович (ведь репетиции идут в режиме non-stop, прервался он лишь на разговор с нами) устраивается на стуле: «Начали, прошу!»
То, что Усманов придумал для этих очаровательных девчушек, весьма остроумно. Потому что за основу номера Вакиль Александрович взял знаменитый «Па-де-катр» - дивертисмент на музыку Цезаря Пуни, который балетмейстер Жюль-Жозеф Перро в 1845 году поставил на четырех известных балерин – Марию Тальони, Карлотту Гризи, Фани Черрито и Люсиль Гран. Впрочем, обратимся к открытым источникам: «Директор «театра Ее Величества» решил собрать на одной сцене четырех звезд для выступления в Лондоне перед английской королевой Викторией».
…Записей этого балета, вызвавшего мощный отклик в прессе, не осталось. Тем не менее, попытки его воссоздания в новых редакциях были. В том числе и в 1941 году Антон Долин поставил свою версию балета. «Это не реконструкция, а скорее фантазия, основанная на исторических материалах и интуиции хореографа», - писала критика. В 1966-м балет был возобновлен «по Долину» в театре имени Кирова; следующее возобновление относится к 1978 году. Добавим, что в 1966 году балет под названием «Гран-па-де-катр» поставила в Кубинском национальном балете Алисия Алонсо. Этот вариант представляет собой симбиоз «классической» версии и «стиля Алисии Алонсо».
«Гран-па-де-катр» был многократно показан в России, в последний раз 2 августа 2011 года на новой сцене Большого театра, где состоялся концерт «Viva Alicia!».
Итак, Перро поставил балетный дивертисмент, каждая из вариаций которого наиболее выгодно раскрывала артистические и технические возможности четырех знаменитых танцовщиц. Чтобы не обидеть соперниц по сцене, их имена написали не по очередности, а по кругу. Вариации не нумеровались и назывались именами балерин.
Что же сделал Усманов? Полностью сохранив существующую структуру, он создал на музыку Пуни свою версию, рассчитанную на совсем еще юных балерин, коим, возможно, в будущем предстоит познать славу Тальони или Гризи… Добавим, что наши девочки исполняют задуманное мастером с таким удовольствием, что их заразительность наверняка передастся и залу. А участники фестиваля, люди сведущие, безусловно, оценят старания питомцев БХК и, конечно, изящество замысла и талант хореографа.
Приготовил Вакиль Александрович для девочек и еще один номер, на музыку Евгения Крылатова. Думаю, что поклонники балета увидят его в Гала-концерте фестиваля, который пройдет на сцене БГТОиБ 2 ноября (18.00).
…И если нимфетки из второго-третьего классов колледжа бестелесны и воздушны, то мальчики-народники с первого «б» курса, на репетицию к которым Усманов затем переходит в концертный зал БХК, напротив, несмотря на юный возраст, брутальны и демонстрируют страсть настоящих испанских мачо.
«Когда Олия Галеевна попросила меня поработать и с парнями, сказав, что у нее есть очень интересные мальчики-народники, я ответил: прежде чем дать согласие, взгляну на них. Есть у меня один вариант, и если глаза у них будут гореть, возьмусь. Ребята мне понравились, и я предложил поставить на них номер – это моя версия, созданная по принципу частей балета «Ночи в садах Испании» на музыку Мануэля де Фальи. В общем, мы репетируем миниатюру под условным названием «К розе». И мальчики все схватывают на лету. Чувствую, что им нравится, и меня это радует, я ими доволен. Номер создан на музыку, в которой глубинно выражены настроение испанской души, вся страсть этого народа. В оригинальную музыкальную канву вплетаются гитарные импровизации, ритмы фламенко, народные испанские танцы. Соединив это все, мы получаем своего рода срез подлинного испанского характера. А учащимся народного отделения необходимо понимать, так сказать, кожей чувствовать, что такое настоящий народный характер».
На главных подмостках колледжа разгораются нешуточные страсти, и Вакиль Александрович, забыв про усталость и разболевшуюся ногу, фактически взлетает на сцену и, подобно испанскому гранду, принимает изящную позу, возглавив строй мальчишек в черном трико. Ох, чувствуем мы, что на нынешнем Малом Нуреевском наш колледж наделает шуму!..

«Па-де-катр» для Малого Нуреевского «Па-де-катр» для Малого Нуреевского

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.

Вернуться назад