Главная > КУЛЬТУРА > Расих Ахметвалиев: «Нас всех объединяет то, что мы – люди»

Расих Ахметвалиев: «Нас всех объединяет то, что мы – люди»


29-10-2019.
В сентябре 2019 года актив Центра современного искусства «Облака», Творческого Союза художников РБ и Альянса Франсез решили воплотить, казалось бы, абсурдную идею – проект БагетКаймак. Он призван выявить очевидные и неочевидные сходства и различия культуры, традиций и искусства народов, населяющих Францию и Республику Башкортостан.
Задачи у проекта достаточно амбициозны: составить высококачественную экспозицию выставки в рамках заданной темы, провести эту выставку в Уфе, Екатеринбурге и Париже. Также есть стремление пригласить в Уфу или Екатеринбург несколько французских художников, чтобы у наших деятелей искусства и культуры появилась еще одна возможность соприкоснуться с культурой Франции в лице коллег-современников. На данном этапе кураторы проекта подбирают состав художников, чьи работы будут представлены на выставке.
Также был приглашен ряд почетных спикеров проекта. И сейчас с огромным удовольствием сообщаем, что первый наш спикер - заслуженный художник РБ, член СХР, член Maison des Artistes (Франция), член творческого объединения «Чингисхан», лауреат первой международной независимой культурологической премии фонда «Туран» (Казань) – Расих Ахметвалиев.
Расих для нас - живой пример слияния двух культур в собственном творчестве, потому что, будучи нашим земляком, много лет он работал во Франции в галерее Робера Барту по эксклюзивному контракту. Встреча с этим уникальным мастером – это огромная поддержка для художников, участвующих в проекте БагетКаймак.
Летом 2019 года у художника прошло одновременно две персональные выставки – одна в Уфе, а другая во Франции, в городе Котиньяк, недалеко от горы Сент Виктуар. Итак, слово Расиху Ахметвалиеву.
- Расих, мечтали ли Вы в юности жить и работать за границей?
- Возможно, да. Но как-то особенно не примерял это на себя, лишь в теории. Все решил случай, когда перед поездкой во Францию одна знакомая взяла с собой каталог моих работ, чтобы показать его галеристам. Я еще в тот момент попросил ее не показывать его в галереях, вызывающих сомнение…
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе по этому контракту… Были ли какие-то сложности или спорные моменты?
Все складывалось так, как обычно происходит в тандеме «галерист – художник». У первого имеется свое видение того, что должен продуцировать второй. А художник – это всегда шире и многограннее, чем можно увидеть извне, и он не всегда готов держаться какой-то одной линии своего творчества в угоду коммерции. Приходилось проявлять максимум дипломатии, находить компромиссы, аргументы, но в итоге, я считаю, наш союз сложился вполне удачно.
- Интересно узнать, как преобразовалось Ваше творчество благодаря жизни во Франции. А еще важно: что интересного подмечали французские критики в Ваших работах из того, чего не видим, например, мы…
- Конечно, находясь там, я прошел определенные этапы своей творческой деятельности и проделал это через призму восприятия среды, в которой находился. Например, мне доводилось писать гору Сент Виктуар, которую в свое время писал Сезанн. И само осознание этого, пребывание в той среде, конечно, оказывает существенное влияние на творческие приемы и философию в целом.
Что касается французских критиков и ценителей, то они удивляются тому, насколько в моих работах много французского. Многие называют меня продолжателем искусства Франции первой половины ХХ века, в том смысле, каким бы могло быть углубленное его продолжение, без перехода в кубизм, футуризм и так далее.
Вообще, зачастую вполне обычные граждане отвлеченных профессий во Франции являются неплохими художниками, их очень сложно в этом смысле удивить своей живописью. Бывает, общаешься с человеком, показываешь ему свои работы, он восхищается и в ответ показывает свои. И тогда уже удивляешься и восхищаешься ты сам.
На мой взгляд, чтобы стать сильным художником, нужно много работать, развивать мастерство, но в какой-то момент мастерство не должно довлеть, о нем нужно, образно говоря, забыть. И тогда на одном дыхании получится создать сильные вещи.
- Как, скажем, понять, является ли художник действительно сильным?
- Для меня это сложный вопрос. Вообще, для человека насмотренного, видевшего множество работ великих мастеров в крупных музеях, ответ на этот вопрос будет звучать совсем иначе. Когда ты имеешь возможность долго и вдумчиво созерцать работы музейного уровня, ты внутренне сам себе уже повышаешь планку, понимая, как на самом деле должно быть и к чему следует стремиться. Одно из моих любимых занятий во Франции – это войти в музей и раствориться, затеряться в нем, невзирая на время. Этого у нас на родине нет, и это как раз то, о чем я здесь скучаю.
При этом я очень люблю Уфу, свою среду, своих друзей и близких. Это родное и уютное для меня место на Земле.
Когда я впервые вернулся из Франции, долго прожив там, я, конечно, чувствовал определенную пропасть во взглядах. Я был как чужой среди своих.
- Каким Вам видится проект БагетКаймак? Это шутка, каламбур или, возможно, мы сможем погрузиться в серьезные творческие исследования?
- Это зависит от участников, от того, как они смогут раскрыть тему и углубиться в нее.
У наших земляков и у французов очень много как сходства, так и различий. Французы более открыты и эмоциональны в беседе, они вообще очень любят общаться с приятными людьми и сами стараются ими быть.
Однако нас всех объединяет то, что мы – люди, одинаково чувствуем боль и одинаково сильно хотим быть счастливыми.
Такой получилась беседа с нашим первым спикером – Расихом Ахметвалиевым. Впереди нас ждут встречи с французским художником по имени Джозеф Нос и с нашим земляком – живописцем Виктором Домашниковым.
Беседовала Ольга ФРОЛОВА.


Вернуться назад