Главная > КУЛЬТУРА > Через тернии – к звездам

Через тернии – к звездам


21-01-2020.
Через тернии – к звездам

Ясный, мягкий, ласкающий красный цвет. Рушник – сложные орнаменты, сияющие краски, нежные переливы - связывает две руки, мужскую и женскую. Один взгляд – и в душе рождается чувство счастья – светлого, очень юного, безмятежного. Оно не обманывает, потому что это «Союзный рушник», часть диптиха «Славянская свадьба». Перед нами – работа Елены Литвиненко (бумага, акварель), с ее помощью мы, зрители, словно переносимся в мир молодости, радости и силы, создания новой семьи, ощущения светлой дороги, по которой двое любящих людей пройдут, держась за руки, вместе по жизни. И не суть, что эпоху славян отделяют от нас многие века – речь идет о чувствах вечных, а следовательно – понятных и близких…

В эти дни в выставочном зале «Ижад» проходит выставка Елены и Ольги Литвиненко «Акварель. Рисунок. Сухая игла. Войлок». На ней и представлена работа, с описания которой мы начали свой рассказ.
Несколько слов о художниках – участниках выставки.
Елена и Ольга Литвиненко – сестры-близнецы, родились, живут и работают в Стерлитамаке. Внешние события в их судьбах во многом схожи – обе окончили художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института (ныне — Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы), работают преподавателями, избрали в качестве способа творческого выражения графику и декоративно-прикладное искусство, много ездят по стране, преподают в Детской художественной школе №1 города Стерлитамака, являются членами Союза художников России с 2008 года.
Елена - участник республиканских, всероссийских и международных пленэров и арт-симпозиумов, с 2000 года — экспонент республиканских, региональных, межрегиональных, всероссийских, международных выставок. Произведения хранятся в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова (Уфа), в музеях Республики Башкортостан, различных регионов России и зарубежья, а также в частных собраниях в России и за рубежом (Великобритания, Германия, Испания, США).
Ольга — участник Международного симпозиума «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность» в Казани (Республика Татарстан) в 2009 году, а также республиканских, всероссийских  и международных пленэров и арт-симпозиумов. С 2000 года — экспонент республиканских, областных специальных (декоративно-прикладное искусство; педагогика), региональных, межрегиональных, всероссийских, международных специальных (акварель; печатная графика), зарубежных и групповых специальных (декоративно-прикладное искусство) выставок, конкурсов и фестивалей.
Произведения хранятся в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова, картинных галереях Республики Башкортостан и различных регионов РФ, в частных собраниях в России и за рубежом (Великобритания, Испания, Франция).
Декоративно-прикладное искусство на новой выставке сестер Литвиненко представлено рядом с живописной графикой, они дополняют и обогащают друг друга, предоставляют зрителям возможность увидеть и прочувствовать окружающий мир иначе, ярче, глубже, преображенным душами художников и их мастерством, оторванным от реальности и вновь погруженным в самую суть ее. Вдохновителем и организатором новой выставки выступила искусствовед, заместитель директора Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова по научной работе, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств РБ Светлана Игнатенко. Она же является автором экспозиции вернисажа.
…Входим в первый зал и сразу попадаем в полон работ из войлока – они притягивают, обволакивают, манят теплотой, пленяют загадкой. Так и хочется прижаться лицом, погрузиться, ощутить мягкую ласковую неоднородность, разгадать тайну символов, разглядеть поближе неясные силуэты, понять, приобщиться к мудрости… Таковы панно Ольги Литвиненко «Возрождение», «Хранительница песен и сказаний», «Сказы Кук-Идели», «Охотник», «Кубыз. Музыка степей»… Необычны, интересны, своеобразны войлочные сумочки Елены Литвиненко. А в самом последнем зале, у стены, нас ожидает встреча с атр-объектом «Рождественский вертеп», воскрешая в душе детское, радостное, необоримое ожидание чуда. Как создана эта работа? Предоставим слово автору.
- «Вертеп» создавался как аналог Рождественских вертепов в традиции западных стран и дореволюционной России, - делится Ольга. - Хотелось создать что-то теплое, используя такой податливый материал, как шерсть, продемонстрировать все ее возможности. Работа создана в 2016 году для  выставки войлока, которая прошла в Нижневартовске и Лангепасе – городах Ханты-Мансийского округа.
К слову, суровая и прекрасная сибирская земля выступает вдохновительницей многих представленных в «Ижаде» работ. Темнеют на фоне пронзительно-синего неба, белоснежных сияющих облаков и бликующей озерной воды тонкие силуэты высоких кедров («На озере», работа Ольги Литвиненко, бумага, акварель), погружены в грезы (о бурных водах? О неизведанных землях?) барки, вынесенные на желтый иртышский песок («Ханты-Мансийск. На берегу Иртыша», работа Ольги Литвиненко, бумага, акварель), дремлет тихим пасмурным днем маленькая лодочная станция, а неспешные воды великой Оби, обтекая ее темные стены, стремятся к далекому морю… («Село Чеускино. На берегу Оби. Лодки Югры», работа Ольги Литвиненко, бумага, акварель).
Невозможно, говоря о выставке, не отметить работы, посвященные Великой Отечественной войне. Темный, полупризрачный и от этого еще сильнее ранящий сердце силуэт разрушенного дома в центре работы Елены Литвиненко «Враги сожгли родную хату, убили всю его семью» (бумага, акварель) из серии «Эхо войны», ускользающая, навсегда уходящая фигура жены солдата, а рядом – крохотные, легкие – детей… Вот уже и нет их, растворились в безжалостном, тягостном сумраке. А сам герой – вернувшийся с полей сражений, после тяжелых испытаний войны – к своему уничтоженному дому, убитым близким…
Где взять силы пережить такое? Идти дальше, любить, верить, строить дома, поднимать родную землю…
…Высокое полуразрушенное здание и бескрайнее поле, все в ранах от противотанковых заграждений, вертикально поставленные шпалы, колючая проволока, опутавшая, кажется, весь мир. И потоки света… Но разве может быть небесный свет таким темным, тяжелым, придавливающим к земле, не позволяющим сделать вдох? Никого нет на том поле – ни живых, ни мертвых. Только война. Перед нами работа «Тревожно» Елены Литвиненко (бумага, акварель).
…Напоследок поделюсь с вами, уважаемые наши читатели, впечатлением еще об одном полотне, увиденном на выставке. В мрачном, холодном гулаговском бараке (тема о судьбах безвинно репрессированных, сгинувших в концлагерях наших соотечественников занимает немалое место в творчестве сестер Литвиненко) на грубо сколоченном столе стоит кружка, тяжелая, серая, заскорузлая, плоть от плоти этой страшной комнаты с нарами и ватниками. В кружке – цветы. Первые - весенние, нежные, хрупкие, прекрасные пришельцы из совсем другой реальности, казалось бы, невозможные здесь, но существующие, дарящие свою чистую красоту впитавшим страдание стенам, тьме, бездушию, боли. Из небольшого окна, забранного решеткой, в комнату льется свет – свободный, солнечный, живой: «Вот и весна. Жива надежда» - работа Ольги Литвиненко из серии «ГУЛАГ» (бумага, акварель).
Выставка продлится до 2 февраля.
Ирина ШЕМАТОНОВА.
НА СНИМКЕ: на церемонии открытия.
Фото предоставлено сестрами Литвиненко.

Вернуться назад