Главная > КУЛЬТУРА > Свет за гранью миров

Свет за гранью миров


28-01-2020.
Свет за гранью миров

Случилось невозможное: звезды, словно цветы, собрали в букет, поставили в синюю вазу на крохотный столик – и все это во мгле, пронизанной сиянием то ли уличных фонарей, то ли далеких вселенских пространств, то ли уловленных в неведомые сети мерцающих огоньков… Сполохи по поверхности реальности – легкие блики, вечерний ветер, и вот вокруг меняется пространство, исчезает время, стираются границы. Где мы? В короткий миг среди зимы вдруг удается почувствовать горький пряный аромат осеннего лета, ощутить на щеке невесомую паутинку-путешественницу – и вернуться на вернисаж, к работе «Мерцающий букет» (2014-2018, холст, масло).

На прошлой неделе, 21 января, в галерее «Арт-эксперт» состоялось открытие выставки Михаила Спиридонова «Касание неба и земли». На ней представлена 21 живописная работа.
- О таких выставках обычно говорят: она соберет специального зрителя. Живопись Михаила Спиридонова особенная, она – мистическая. Эти туманы, свет вселенский… Непонятно, откуда он появляется, непонятно, что скрывает. Но хочется остаться наедине с этой живописью, побыть с ней и с музыкой. Считаю, творчество художника созвучно баховским хоралам, - говорит заслуженный деятель искусств РФ и РБ, искусствовед, эксперт Ирина Оськина. - Михаил Григорьевич – человек очень разносторонний. Мало кто знает, что он когда-то писал стихи, прекрасно понимает музыку, и это обязательно почувствует зритель, если внимательно всмотрится в его произведения, потому что за каждым мазочком какая-то мысль, какое-то слово, какой-то звук. Обычно он говорит: «Я не выпускаю из мастерской картину, пока она не «торкнет» в сердце». Он очень искренний художник.
Перед открытием экспозиции корреспондент «Вечерки» успел задать Михаилу Спиридонову несколько вопросов.
- По какому принципу отбирались работы на новую выставку?
- Принцип? Решил показать новые работы. Держа в уме этот зал, собрал их и привез.
- Конечно, не стоит спрашивать у художника, есть ли у него любимые работы… Но всегда хочется задать этот вопрос. Поделитесь?
- Разумеется, не стоит (улыбается). Мои работы – одна продолжение другой. Вот, скажем, как у кристалла может быть любимая грань? Он же весь из граней состоит. Эти работы – грани моего внутреннего кристалла.
- Расскажите, пожалуйста, о
планах на будущее…
- В планах? Возродиться! Когда уехал жить в деревню, три года занимался стройкой, это сбило с рабочего ритма. Сейчас стремлюсь вернуть живопись на первое место в своей жизни. В деревне очень хорошо, белый снег, птицы, лыжи. И, что очень важно, своя собственная мастерская.
А еще Михаил Григорьевич считает: «чтобы писать картины, нужно отключить ум». Впрочем, это совет очень индивидуальный и далеко не каждому подойдет.
Впечатлениями от новых работ делятся коллеги и друзья художника.
- Михаил выгодно отличается от очень многих наших собратьев тем, что он вообще не суетливый. То есть в наше время, когда все куда-то торопятся, несутся, в нем живет внешняя и внутренняя гармония. Мощный стержень, базовая установка на гармонию, и вот когда я к нему подхожу, такое ощущение, что попадаю в эту зону – спокойствия, штиля, - отмечает заслуженный художник РБ Ольга Самосюк. - Это огромное счастье, что мы - современники художника, ни на кого совершенно не похожего. Он создает уникальный мир, который мне безумно нравится.
- О Михаиле можно говорить бесконечно, - считает заслуженный художник РБ, скульптор Владимир Лобанов. - Как можно всю жизнь писать одно и то же, и каждый день делать что-то новое? У него это получается всегда, в каждой новой работе. Как можно отобразить природу, которая вокруг нас, и сделать так, что в его произведениях она будет совсем не похожей на то, что нас окружает? Чтобы деревья были таинством, влекли то ли в чащу, то ли в туман… Объяснить такое нельзя: это остается тайной его души. Знает ли он ее сам – понять очень сложно.
Работает Михаил Григорьевич всегда под музыку.
- Включаешь музыку - и уходит все постороннее. Не случайно на моих выставках звучит музыка, - говорит автор. - Когда приходит человек с улицы, у него в голове «базар», а музыку он воспринимает моментально, ведь она из всех искусств самая доходчивая. И когда он входит в зал, мелодия моментально его включает в пространство. К слову, человек ведь тоже – «касание неба и земли».
Выставка продлится до 14 февраля.

Ирина ШЕМАТОНОВА.
Фото Марии НУРМУХАМЕТОВОЙ.


Вернуться назад