Главная > КУЛЬТУРА > Я – зритель, следовательно, я существую!

Я – зритель, следовательно, я существую!


1-05-2020.
Я – зритель, следовательно, я существую!

Сегодня театру в его традиционном понимании, когда зрительный зал заполняется публикой, а на сцену выходит актер, брошен вызов – вызов времени.

В нынешних предлагаемых обстоятельствах размышление о природе театральности, пожалуй, занимает умы многих творческих людей… Что есть театральное искусство? Возможен ли театр в тот момент, когда прерван живой контакт между актером и зрителем? Способны ли разнообразные технические средства заполнить образовавшуюся брешь и хоть как-то восстановить разрушенную связь?
И речь сейчас не о том, нужны ли онлайн-трансляции репертуарных спектаклей, спектаклей традиционных. Речь о поисках новых форм в условиях изолированности людей друг от друга. Да, театр принял «удар» и откликнулся – во Всемирной паутине появилось довольно много интересных проектов, природа которых поистине театральна.
Пожалуй, в силу обстоятельств, одними из первых на ситуацию откликнулись театры Германии и Италии.Так, знаменитый гамбургский театр «Талия», в котором должна была состояться премьера спектакля по пьесе Фридриха Шиллера «Мария Стюарт», отмененная из-за введения карантинных мер, перенес этот спектакль в онлайн-формат. И уже 28 марта зрители увидели полноценное, самостоятельное художественное произведение.
…Мы видим, за столиками, перед зеркалами, готовятся к началу спектакля две актрисы – наносят грим, надевают парики и на наших глазах превращаются в шотландскую королеву Марию Стюарт и королеву Англии Елизавету. А тем временем единственный зритель, для которого сегодня будет сыгран спектакль, вальяжно раскинулся в зрительном зале – с бутылкой шампанского и мобильным телефоном: сегодня он может себе это позволить, ведь никто не сделает ему замечание. «Ода свободе» – именно так называется спектакль. И в этом названии концептуально в единое целое сливаются сиюминутное и вечное, преходящее и бесконечное, реальность и театр. Исподволь рождается нехитрая и, быть может, в чем-то банальная мысль, на которую скорее всего режиссер не рассчитывал. Глядя, как зритель перед спектаклем, а затем в антракте со всей аккуратностью пользуется дезинфицирующими средствами, остро понимаешь, что к искусству можно и нужно прикасаться лишь чистыми руками!
Наверное, сегодня особо актуально звучит идея иммерсивного театра, когда зритель становится участником действа. А как иначе актеры могут получить ту самую важную и подчас необходимую обратную связь? Вступив в открытый диалог! Сегодня мы лишены возможности видеть друг друга, но способность друг друга слышать нам дана! И, быть может, благодаря отсутствию визуального ряда наш слух становится острее. «Чтобы видеть суть вещей, не нужно глаз!» – об этом не раз говорено!
Сразу несколько крупных проектов, в том числе в Италии и в России, были созданы на основе прямого диалога между актером и зрителем.
Так, петербургский режиссер Борис Павлович, основываясь на своих многолетних опытах и экспериментах, совместно с драматургом Элиной Петровой придумал проект, который назвали просто: «Алло!». И каждый человек, вне зависимости от местонахождения, может стать его участником. В назначенный час в вашем доме раздается телефонный звонок: некий абонент ошибся номером. И начинается диалог, зрительские реплики в котором высылают на твою электронную почту за несколько минут до этого звонка. Вы можете придумать себя, вы можете быть собой – каждый решает самостоятельно.
Вы спросите: есть ли это театр? Пожалуй, да, потому что существует четко прописанный, созданный сценарий этого разговора, у него есть цель, у него есть эмоциональный отклик.
Не каждый человек, однако, готов к такому активному соучастию в театральной игре, такой открытой эмоциональности. Есть зрители, априори предпочитающие более традиционные формы театра.
И здесь, безусловно, на помощь приходит Театр Слова. «Действуйте словом!» – часто можно слышать от режиссеров на репетициях. Замечали ли вы когда-нибудь, что в популярном сегодня формате аудиокниг есть такие, которые ты проживаешь вместе с чтецом, а другие оставляют тебя равнодушным – более того, не воспринимаются, не слушаются, не звучат? Как много зависит от того, КТО читает текст, от того, КАК он его понимает и – самое главное! – ИНТЕРПРЕТИРУЕТ.
Сегодня в Сети появилось довольно много проектов, которые условно можно объединить под одним названием: «Читаем вместе». Есть среди них такие, мимо которых равнодушно пройти невозможно.
Уверена, что актер Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Олег Сальцын обратился к рассказам Василия Шукшина совсем не случайно. Шукшинская проза с ее драматургической выстроенностью, диалогичностью, наполненностью, правдой и глубиной – материал благодатный. Но в данном случае произошло предельно точное наложение актерской природы Сальцына на удивительных героев Василия Макаровича – чудиков, открытых, порой нелепых, но очень искренних и настоящих. И мы, зрители-слушатели, становимся соучастниками происходящего.
«Все говорили, что у Сереги Безменова злая жена. Злая, капризная и дура!» – с такой нехитрой констатации факта начинается рассказ «Беспалый». Вместе с актером миг за мигом мы проживаем всю историю героя – от его первой встречи с красавицей Кларой, от необыкновенного счастья и безудержной радости, которые, казалось, были подарены ему судьбой, до трагического, такого неожиданного, нелепого, чудовищно глупого ее предательства. И как будто разделяем Серегину боль – неудержимо страшную душевную боль, которую пытался унять он, рубанув по пальцам топором. И вместе с актером приходим к просветленному финалу. Добрая была ли, злая она – неважно. Важно, что – любимая! А потому и праздник в жизни Сереги был!
По задуманному самим Олегом Сальцыным, этот прочитанный им рассказ – начало трилогии о том, как живут вместе люди, как любят друг друга, как складывается жизнь…
Сегодня каждый из нас может сам выбрать свою роль в театральных экспериментах и поисках: быть зрителем, участником, слушателем. Важно одно: быть готовыми к диалогу! Но то, что театр не перестанет существовать в его классическом виде с живым обменом энергией, шепотом и криками, слезами и смехом, – это истина, не требующая доказательств. А если кому-то нужны эти самые доказательства, то взгляните на историю мирового театра: чего он только не переживал!..

Елена ПОПОВА.
На снимке: актер ГАРДТ РБ Олег Сальцын.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Вернуться назад