Главная > КУЛЬТУРА > Привязанность, увеличившаяся до размеров любви

Привязанность, увеличившаяся до размеров любви


19-07-2012.
Привязанность, увеличившаяся до размеров любви

Особый день рождения отмечает сегодня народный артист Республики Башкортостан, замечательный театральный режиссер и педагог, доцент Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова, герой многих публикаций "Вечерней Уфы" Азат Ахмадуллович Надыргулов.

Невидимые глазу, тончайшие, казалось бы, но чрезвычайно прочные нити связывают меня с Азатом Надыргуловым. Он моя первая любовь на театре, подарившая мне ощущение волшебства сценического действа, способного преобразить мир обывателя, и поднимающего человека ступенькой выше. А такие открытия, такие дары забывать нельзя. И хоть судьба на какой-то миг (впрочем, что значат годы в сравнении с Вечностью!) и развела нас с Азатом Ахмадулловичем, где-то в потаенном уголке моего сердца живет, хранится, согревая чудодейственным теплом, воспоминание о временах, когда мы были молодыми...
Да нет, читатель, нам далеко еще до вечной молодости! У Надыргулова и вовсе первый для мужчины юбилей. Я о другом, я говорю сейчас о том, что 90-е, точнее их начало, открыли для меня инакий театр - голодный, бедный, дерзкий, юный, но неустанно удивляющий желаньем Быть, Творить и Самоутверждаться. И во главе его стоял Азат. Тот самый, ясный, непокойный, отпущенный Рифкатом Исрафиловым из-под крыла мощнейшего, таким и был Учитель. Азат, вернувшийся из Белокаменной, прошедший жесточайшую учебу у схимника великого Васильева и жаждавший самостоятельной работы. Ему тогда достался ТЮЗ, испытывавший сложности, сопровождавшие лихие годы, и обретавшийся в неприспособленном строении. Речь, если помните, о Доме политпроса.
Да, то была эпоха, отмеченная и талантом молодого худрука, и мощными амбициями труппы, вернее двух - башкирской, русской, коих Надыргулов смог сплотить, слив в то, что называют целым. И именно Азату, мучительно искавшему ходы, способные поднять престиж совсем еще неопытного театра, принадлежит идея сделать ТЮЗ не "тюзницей опробованных кадров" для "академии" - БАТД и потихоньку набирающего "Нура", нет, лабораторией для творческих идей! И он добился статуса иного, и политпросовская трехэтажка, в которой закипели жизнь и страсти, пошла учеба, зритель повалил, отныне стала называться НМТ - Национальным Молодежным театром.
Какое это было счастье - видеть, как Молодежный копит силу! Как он менялся, становясь иным, искал свой путь и завоевывал пространство, публику, вниманье критиков, театроведов...
А началось все с "Дурочки" Лопе де Вега, спектакля, обратившего мой взор на Надыргулова, который его ставил. И это был прорыв. И слово "бедный" вдруг заиграло красками, обогатив палитру театра понятием "художественный метод". Все просто, декораций - ноль, и все при том живет, кипит, играет...
И был любимый мною "Салават", в котором Надыргулов занял обе труппы, и сцены в стане Пугачёва шли на русском, впервые, кажется. Еще я постоянно вспоминаю чеховскую "Чайку", мне не забыть "И в шутку, и всерьёз" и многие другие постановки, как не забыть весь тот гигантский, полный счастья труд, который ТЮЗу дал начало новой жизни...
...В ту пору привязанность моя к Надыргулову-режиссеру, а я всегда считала его одним из самых талантливых постановщиков в театральном пространстве Башкортостана, и, возможно, не только нашей республики, увеличилась до размеров любви. Просвещенный читатель, безусловно, вспомнит роман Ольги Славниковой, который навел меня на формулу, собственно, и давшую заголовок этому ритмически организованному тексту. Но строй материала, господа, есть осознанная потребность автора сиих строк, взявшего на себя труд рассказать (пусть и коротко) о надыргуловской эпохе в НМТ в приподнято-романтическом ключе. Потому что я говорю о режиссере-романтике. И потому еще, что я вообще говорю о последнем романтике ушедшего века Национального Молодежного театра Республики Башкортостан.
А потом была твердыня Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури и в каком-то смысле программный для Азата Ахмадулловича спектакль "Шаймуратов-генерал", где образ легендарного комдива (вспомним надыргуловского же Салавата) менял представления среднестатистического зрителя о том, каким должен быть герой смутного времени либо огненного лихолетья...
Но об этом не сейчас. Вернемся к повествованию о трудах и днях Азата Надыргулова позднее, поскольку беседа наша с режиссером накануне юбилея растянулась на несколько часов и коснулись мы в ней очень многих вопросов. Уверена: читателю "Вечерки" тот разговор будет чрезвычайно интересен.
Ну, а сегодня - с Днем рождения, Азат Ахмадуллович! Всех Вам благ, успехов, настроения, здоровья!

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Вернуться назад