Главная > КУЛЬТУРА > Звания как знак признания

Звания как знак признания


30-06-2020.
Звания как знак признания

Под занавес творческого сезона, оказавшегося, по известным причинам, в нынешнем году особенно напряженным, в коллектив Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан пришла радостная весть – двое актеров ГАРДТ удостоены правительственных наград!

В субботу, 27 июня, на торжественной церемонии, проходившей в уже полюбившемся уфимцам творческом пространстве «Арт-квадрат», Глава республики Радий Хабиров вручил Тимуру Гарипову удостоверение и Почетный знак «Народный артист Республики Башкортостан», Вячеслав Виноградов удостоен звания «Заслуженный артист Республики Башкортостан»!
В представлении оба этих замечательных актера почти не нуждаются, и зрительская любовь, которую они завоевали, – лучшее тому доказательство! Но все же сегодня нельзя не сказать о каждом из них несколько слов, вспомнив особые, значительные для каждого вехи творческого пути.
...Свои первые роли на сцене ГАРДТ РБ Тимур Гарипов сыграл, еще будучи студентом Уфимского государственного института искусств. Он был в числе тех, кто учился на первом экспериментальном курсе, который набрал художественный руководитель театра Михаил Рабинович.
Доктор в «Тени» Евгения Шварца, Гемон в «Антигоне» Жана Ануя, Генри Дарнлей в «Вашей сестре и пленнице…» Людмилы Разумовской – уже в дипломных работах чувствовался особый темперамент молодого актера. Он был занят в музыкально-поэтических композициях «Сороковые-роковые» и «Не покидай меня и не зови с собой». Очень деликатно он ввелся на роль Ильи Быкова в спектакль «Касатка» Алексея Толстого. А чуть позже сыграл Ивана Ивановича Вайскэта в авангардной постановке «Гадание Казотта» Дмитрия Пригова.
Он вообще удивительно свободно существует в самых разных театральных эстетиках – будь то классическая психологическая школа или итальянская комедия масок. Одной из самых значительных ролей для Тимура Гарипова стала роль Георга IV в спектакле Михаила Рабиновича «Приглашаю в Вечность, Ваше Величество!», поставленном по пьесе Григория Горина. Он покорил зрителей и своей эмоциональной заразительностью, и даром великолепной характерности. Эта работа была отмечена на Республиканском фестивале «Театральная весна-2003». В том же году актер был удостоен Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича.
Если говорить о сегодняшнем репертуаре Тимура Гарипова, то он как никогда насыщен и многообразен. Здесь и Шустов в мюзикле «Голубая камея» (пожалуй, одна из самых драматически выстроенных ролей спектакля!), и прозорливый Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании» Достоевского, саркастичный Егор Глумов в «Бешеных деньгах» Островского, трагический Неизвестный в лермонтовском «Маскараде». Глубокой, серьезной работой стала сыгранная им роль Муратова в одной из последних премьер театра – драме «Зыковы» по пьесе Максима Горького.
Он снимается в кино, создает литературно-художественные программы, в которых занят как чтец, ведет детскую театральную студию. Он востребован, успешен и при этом не стремится почивать на лаврах.
«Первое звание – «Заслуженный артист Республики Башкортостан» - среди выпускников нашего курса получила Айгуль Шакирова. А я стал первым «Народным», – делится Тимур Гарипов. – И за это звание я благодарю руководство нашего театра и своего Мастера – Михаила Исаковича Рабиновича, Министерство культуры и Правительство республики. Это хороший стимул для дальнейшего развития, роста, работы над будущими ролями».
…Думал ли Вячеслав Виноградов, родившийся в Казахстане, а театральное образование получивший в Красноярской академии музыки и театра, что дорогим для него городом станет Уфа? Однако судьбе было угодно, чтобы случилось именно так! И Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан стал для него родным!
Спектр его работ широк невероятно: здесь и серьезные заглавные роли, и драматически напряженные эпизоды, и яркие комедийные образы, танцевальные и вокальные партии в мюзиклах, уникальные, штучной выделки персонажи детских сказок.
Серьезной крупной работой молодого актера стал созданный им образ Князя Звездича в драме Михаила Лермонтова «Маскарад». Он не только освоил стихотворную природу произведения великого поэта и овладел непростым пластическим рисунком роли, но и сделал своего героя современным, понятным сегодняшнему зрителю. В 2014 году на Всероссийском фестивале «Маскерадъ», который регулярно проходит в Пензе, критики отмечали, что Вячеславу Виноградову удается выразить внутреннюю перемену, происходящую в Князе, его душевные метания, глубокое раскаяние, и все это не может не найти отклика в зрительном зале.
Внутренне глубоко и наполнено сыграны им по-настоящему драматические роли – Николай Кавалеров в трагикомедии «Заговор чувств» Юрия Олеши, Разумихин в спектакле «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского, Бибичев в лирической истории «Фабричная девчонка» Александра Володина.
Органичен он и в комедийном жанре – ему доступны различные оттенки комического – от народной грубости фарса до психологической утонченности высокой комедии.
В трагифарсовой стихии спектакля «Смерть Тарелкина» именно Виноградов, играющий заглавную роль – Кандида Касторовича Тарелкина, – задает тон. Как черт из табакерки, появляется он весь в белом на фоне черного занавеса. Гибкий, словно змея, он способен проникнуть в любую щель, меняет личины, ведет опасную, на грани фола, игру и выходит из нее победителем!.. К слову, эта работа получила высокие оценки профессионального сообщества.
«Я бесконечно благодарен всем, кто сопричастен такому важному событию в моей жизни! – говорит Вячеслав Виноградов. – Это награда за служение – Творчеству, Театру. И ее не было бы без нашего замечательного коллектива во главе с художественным руководителем Михаилом Исаковичем Рабиновичем!»
...Строгая формулировка «За вклад в развитие театрального искусства» для актера вбирает в себя очень и очень многое. Здесь и бесконечные репетиции с их мучительным поиском точного рисунка роли, и безумное премьерное волнение, охватывающее все существо, и трепет от ежевечерней встречи с залом… Это нервное напряжение, это сомнения, это труд души, как бы пафосно сие ни звучало… Это сотни благодарных зрителей, уходящих со спектакля и уносящих в сердцах и в мыслях тот важный посыл, который звучал со сцены благодаря таланту Актера!

Елена ПОПОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.


Звания как знак признания

Вернуться назад